1. книги
  2. Общая психология
  3. Светлана Бирюкова

Практикум «Детская терапевтическая сказка». Простая пошаговая схема

Светлана Бирюкова
Обложка книги

В бессознательном кроются причины внутренних проблем личности и ресурсы для их преодоления. Терапевтическая сказка — способ обратиться к нему напрямую на его языке, при помощи образов и метафор, и направить подсознание в позитивное русло. Освоив принципы создания сказки, родители смогут лучше понимать своих детей, педагоги и психологи — усилить воспитательный и терапевтический эффект, и любой взрослый человек научится корректировать свое психологическое состояние.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Практикум «Детская терапевтическая сказка». Простая пошаговая схема» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

С чего начать

Начинаем мы с самого начала. Обязательный предварительный этап подготовки — подробное, полное описание проблемы. Даже если отсутствует, казалось бы, явная проблема, у нас есть просто желание, чтобы ребенок лучше учился или чувствовал себя более уверенно при ответах у доски, а может быть, мы хотим научить малыша здороваться или объяснить ему, чем отличается жалость от сопереживания. В любом случае мы отталкиваемся от того, что не устраивает нас, мы обозначаем для бессознательного отправную точку путешествия в светлое будущее.

Личность состоит из множества разных структур, которые отвечают за отдельные установки, эмоции и чувства, за наше поведение и реакции, за жизненные принципы и ценности. Нам необходимо обозначить «пункт А» здесь и сейчас во всем многообразии негативного проявления. Окунаемся в проблему, которая стоит перед нами в настоящий момент времени. Итак, на предварительном этапе нам необходимо описать все, что нас не устраивает в настоящий момент времени. Обратите внимание, мы пишем про настоящий момент, а не про то, что привело нас сюда.

Важно! Следует помнить, что проблема должна быть у того, для кого будет сказка, то есть будущий герой сказки сейчас находится в центре неудобной ситуации, в центре своей собственной проблемы, которую мы должны подробно описать.

Что герой чувствует (рис. 1) — какие чувства и эмоции герой испытывает в момент перед проблемной ситуацией, в процессе нее и сразу после (предполагаем, если не знаем).

Что герой делает (рис. 1) — как проявляется человек в проблеме (перед ней и сразу после). Какие реакции происходят внутри тела и как человек проявляет себя во внешний мир (мимика, жесты, действия, поведение).

Что герой думает (рис. 1) — что герой думает о себе, о других и о ситуации в состоянии проблемы, здесь также имеются в виду неосознанные установки. Может иметь значение, что думает перед или сразу после (в большинстве случаев мы просто предполагаем).

Причины проблемы (рис. 1) — для детей мы предполагаем самостоятельно или спрашиваем их, если позволяет возраст получить ответ; когда пишем для взрослых, то уточняем у клиентов, записываем подробно с их слов. Эти причины мы, вероятнее всего, будем использовать в сюжете сказки.

Какая потребность не реализована или реализована не до конца (рис. 3) — это очень важный момент, который является фундаментальным в возникновении и развитии проблемы. Поэтому в сказке мы прямо или косвенно будем работать на закрытие этой потребности с помощью наших метафор. Когда мы справляемся с задачей, сказка оказывается эффективной не только для заданной проблемы, но и для смежных ситуаций и сфер жизни.

Когда мы пишем для детей, конечно же, мы точно не знаем, что именно ребенок чувствует или думает, но мы обязательно предполагаем ответы на эти вопросы, исходя из идеи, что изначально не полностью реализована или реализована «криво» та или иная базовая потребность. Исходя из чего, благодаря определенным представлениям, ребенок или взрослый чувствует определенные эмоции и действует в соответствии с ними.

Окружение — здесь мы описываем, кто участвует в ситуации в качестве свидетеля и даже влияет прямо или косвенно, позитивно или негативно. Тут могут участвовать родные и близкие, коллеги, те, с кем герой взаимодействует в ситуации проблемы. Иногда имеет значение время дня, года, место действия, обстановка и даже погода, иногда возраст, пол или статус участников и другое. Необходимо зафиксировать по возможности максимально полно. Потому что в метафоре окружение мы тоже будем менять на уровне отношений, эмоций, поведения и даже состава, что позитивно отразится в реальности.

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

О книге

Автор: Светлана Бирюкова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Практикум «Детская терапевтическая сказка». Простая пошаговая схема» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я