В бессознательном кроются причины внутренних проблем личности и ресурсы для их преодоления. Терапевтическая сказка — способ обратиться к нему напрямую на его языке, при помощи образов и метафор, и направить подсознание в позитивное русло. Освоив принципы создания сказки, родители смогут лучше понимать своих детей, педагоги и психологи — усилить воспитательный и терапевтический эффект, и любой взрослый человек научится корректировать свое психологическое состояние.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Практикум «Детская терапевтическая сказка». Простая пошаговая схема» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Постановка задачи
После того, как мы обозначили пункт отправления — точку А, а именно описали проблему, теперь мы с вами обозначим пункт назначения, точку Б — цель, к которой мы хотим привести героя сказки, а соответственно, и ребенка или взрослого, для которого эта сказка предназначена. Правильная постановка цели обеспечивает нам окончание сказки, в самом конце мы просто описываем цель как достигнутую. Нужно помнить, что цель — это не одно предложение или фраза, а перечень всего многообразия желаний и задач, которые наш герой хочет достичь. В некоторой степени это ответ на вопрос — что вы хотите вместо проблемы? Как будет, когда проблема уйдет?
Есть всего три простых правила для постановки цели сказки, цель должна быть:
Позитивная — это значит, что она имеет позитивную формулировку (без частицы НЕ) и указывает, к чему герой идет, а не от чего он убегает. Чтобы не дрался — нет, чтобы вежливо общался — да (чтобы вежливо здоровался, называл свое имя и пожимал руку).
Конкретная — составляйте цели как можно конкретнее, так проще будет придумать пути реализации в метафоре и отследить результат. Так и бессознательному будет понятнее, что же от него хотят. «Чтобы хорошо ел» — нет, «чтобы ел с аппетитом, кашу утром, суп и второе днем, яблоки в промежутках». «Чтобы хорошо спал» — нет, «чтобы в оговоренное время после мультика ложился в кровать и в процессе прочтения первой сказки засыпал». Конечно, мы можем обозначать целью и более широкие понятия — желаемые эмоции или поведение в целом. Например, «чтобы вел себя хорошо в детском саду…» или «чтобы чувствовал себя более уверенным в классе среди сверстников». При этом в сказках для детей все же необходимо для бессознательного описывать, что мы имеем в виду под «хорошо себя вел» и «чувствовал себя увереннее». Здесь не нужно стесняться банальных подробностей, если нужно, то пишем — «чтобы брал салфетку со стола и самостоятельно вытирал сопли». Тут мы скорее опираемся на возраст и оцениваем, какие категории ребенок может уже осознать и понять. «Чтобы, выступая на публике, при любом ее количестве она чувствовала себя спокойно, уверенно, чтобы говорила четко и понятно, с юмором. Чтобы жесты были плавными, мягкими, своевременными, голос звучал уверенно…»
К постановке целей, особенно для детей, нужно подходить очень внимательно. Иногда мы хотим сделать детей удобными, «хорошими», «правильными» просто для того, чтобы самих себя чувствовать «хорошими» и «правильными». Мы сами находимся под влиянием оценки социума, в страхе негативной оценки, транслируем эту оценку своим детям. Таким образом мы поощряем, одобряем условно хорошее поведение и агрессивно реагируем на условно плохое. В большинстве случаев мы «хорошее» поведение просто игнорируем, а вот «плохое» активно выделяем осуждением, обвинениями, наказаниями. Часто дети в дальнейшем, научившись получать внимание, хоть и негативное за счет «плохого» поведения, продолжают проявляться «плохо», дабы то самое необходимое любому ребенку внимание привлечь. Здесь еще есть один очень важный момент. Принимая «хорошую» часть ребенка, мы отвергаем «плохую». Это значит, что мы не любим ребенка целиком, и он вынужден адаптироваться под нашу любовь, отвергая, пряча себя настоящего. Больших трудов, денег, времени и эмоциональных усилий стоит потом уже взрослому человеку соединиться с самим собой. Потому что именно возвращение целостности, принятие себя во всем многообразии проявлений, установок, чувств ведет к любви к себе, радости и счастью. Возвращение себе себя ведет к состоянию потока, к изобилию и благополучию.
В правильной постановке цели всегда есть решение, сам собой запускается процесс достижения.
Достижимая — здесь мы смотрим, просто с точки зрения возраста и уровня развития на данный момент, может ли ребенок делать или понимать то, чего мы от него хотим. «Хочу, чтобы ребенок научился ясно выражать свои мысли сложноподчиненными предложениями, анализируя мнения других и высказывал свое во время публичных выступлений…» Ребенку два года.
Важно! В цели должно быть описано закрытие потребностей, которые, как мы выяснили на предыдущем этапе, остаются открытыми. Дальше привожу участок рабочей тетради, где мы ставим цели и прописываем задачи.
Рис. 4
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Практикум «Детская терапевтическая сказка». Простая пошаговая схема» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других