1. Книги
  2. Просто о бизнесе
  3. Светлана Левшова

Азбука бухгалтера по учёту предприятия на примерах

Светлана Левшова
Обложка книги

Эта книга поможет вам освоить и правильно вести бухгалтерский учет предприятия: последовательно от первой операции до финансового результата. Рассмотрены основные термины и понятия: начисление зарплаты, налог НДФЛ и страховые взносы по новым правилам с 2024 года. Познакомитесь со счетами 10, 15, 16, 20, 21, 23, 25, 26, 40, 41, 42, 43, 44, 50, 51, 60, 62, 75, 80, 84, 90, 91, 98, 99. Приведен 51 пример и 34 задания с ответами, а также 7 практических примеров, включая оборотно-сальдовые ведомости.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Азбука бухгалтера по учёту предприятия на примерах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1 шаг. Знакомство с основными терминами и понятиями

1. Немного истории.

2. Три основные системы хозяйственного учета.

3. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России.

4. Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ от 06.12.2011г. (ред. от 12.12.2023).

5.Три плана счетов.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждена приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н. (последние изменения внесены 08.11.2010 №142н).

Немного истории

Впервые систематизировал бухгалтерский учет Лука Пачоли (1445—1517), который большую часть своей жизни преподавал математику в университетах Италии. В 1494 году он создал «Трактат о счетах и записях», где раскрыл смысл двойной записи в бухгалтерском учёте. Ему принадлежит и порядок составления бухгалтерского баланса. В Англии появились первые профессиональные бухгалтера, так как Закон о компаниях 1844 года предусматривал обязательную аудиторскую проверку фирм — банкротов. В России учёт связан с именем Петра Первого. Именно он ввёл книги учета…

В 90-е годы 20 века, когда Россия перешла на рыночную экономику, появились коммерческие предприятия, новый план счетов, унифицированные формы первичных документов и тот учёт, о котором пойдёт речь. За это время много воды утекло и много изменений произошло в учёте… Помню, как сдавала свой первый баланс: пришла в налоговую, принесла бухгалтерский регистр под названием «шахматка» (ниже расскажу подробнее) и вместе с инспектором заполнили отчет. И таких как я было много, со всеми вопросами шли к инспектору (в далекие 90-годы). На смену бухгалтерским счетам пришли калькуляторы, появились компьютеры, бухгалтерские программы и курсы, книги по бухгалтерскому учёту, интернет и т. д. Поэтому и требования выросли к бухгалтеру… Итак приступим к обучению…

Три основные системы хозяйственного учёта

Простая (униграфическая) — объектом учёта в ней выступают наличие и движение ценностей (разные факты деятельности предприятия отражаются в различных единицах, нет единства в учёте);

Камеральная (сметная, бюджетная) — учитывается выполнение сметы доходов и расходов;

Двойная (диграфическая) — все факты хозяйственной жизни фиксируются дважды в одинаковой сумме.

Все эти системы сохранились и до наших дней:

— Простая система применяется малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему учета и отчетности;

— Камеральная система существует в бюджетных организациях (школы, поликлиники и т.п.), не ставящих целью получение прибыли;

— Двойная система принята во всех коммерческих организациях.

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта в России

В России нормативное регулирование представляет четырехуровневую систему.

На первом уровне

принимаются Гражданский Кодекс, Федеральный Закон «О бухгалтерском учёте», Указы Президента, Постановления Правительства.

Они устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

На втором уровне

принимаются Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету (сокращенное название ФСБУ, раньше были ПБУ).

Они устанавливают общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия механизма применения их к определенному виду деятельности.

На третьем уровне

принимаются План счетов бухгалтерского учёта и Инструкции по его применению, Методические рекомендации и указания.

Они детализируют и раскрывают механизм применения нормативных документов на первом и втором уровне, например, порядок проведения инвентаризации, методы оценки имущества и т. д.

На четвёртом уровне

принимаются внутренние документы на предприятии: учетная политика, рабочий план счетов, график документооборота, положение по учету материально-производственных запасов, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных работника, график отпусков, правила и инструкции по охране труда, положение о коммерческой и должностной тайне (если установлен режим конфиденциальности) и т. д.

Первый закон, с которого начинается бухгалтерский учёт, —

Это закон №402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учёте». Бухгалтер должен знать общие требования к бухгалтерскому учёту, обязательные реквизиты первичных документов, которые приведены в статье 9 закона №402-ФЗ, правила проведения инвентаризации, сроки хранения документов и многое другое.

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации, и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Внимание! Бухгалтер ведёт учёт только при наличии первичных документов, заполненных в соответствии с федеральным законом.

Второй нормативный документ, который необходимо знать:

План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н.

План счетов бухгалтерского учёта — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учёта, в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию.

В России действуют планы счетов:

1) для банковских учреждений;

2) для бюджетных учреждений;

3) для всех остальных организаций.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.

В плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов (т.е. счетов первого порядка) и субсчетов (т.е. счетов второго порядка).

Например:

К счёту 10 «Материалы» могут быть открыты субсчёта:

10—1 «Сырьё и материалы»;

10—2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10—3 «Топливо» и т. д.

Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Например, свободные коды счетов, согласно Плана счетов: 12,13,17,18,22,24,27, с30 по 39 и так далее. Другими словами, организация может дать наименование этим кодам, согласовать с Минфином и применять в учёте своего предприятия.

Синтетические счета состоят из двух цифр:

например, счёт 01 «основные средства» и т. д.

Забалансовые счета состоят из трёх цифр, например:

Счёт 001 «арендованные основные средства»,

Счёт 002 «товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»,

Счёт 003 «материалы, принятые в переработку»,

Счёт 004 «товары, принятые на комиссию»,

Счёт 005 «оборудование, принятое для монтажа» и т. д.

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении организации.

Запись производится по принципу однократной записи, то есть только по дебету или кредиту (например, Д 001 — поступили арендованные основные средства).

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я