1. книги
  2. Общая психология
  3. Сергей Антонович Кравченко

Диалоги душ. Внутренняя речь ψ здоровья и развития

Сергей Антонович Кравченко
Обложка книги

Все учат словам внешним, диалогу с внешним миром, но кто научит диалогу внутреннему? Немногие!И можем мы назвать этих немногих?Если нет, то эта книга станет для вас таким учебником.Она откроет сокровища, спрятанные на самом видном месте, — в сознании человека.Внутренний диалог творит сознание, развивает его и лечит, строит отношения с людьми и с внешним миром.Приведены яркие примеры внутренних диалогов (диалогов субличностей).Для психологов, психотерапевтов и практикующих саморегуляцию.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Диалоги душ. Внутренняя речь ψ здоровья и развития» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Любовь

Встретился Мужчина с Женщиной

Встретился Мужчина с Женщиной.

Они оба в зрелом возрасте.

Они, несомненно, имеют опыт жизни и чувств, образованы и воспитаны.

Более того, они нравятся друг другу, иначе между ними никогда не возник бы подобный диалог о Любви.

— Что есть любовь? — спросил он у нее.

— Любовь есть чувство, страстное желание быть рядом, близко и всецело с любимым! Мы все это знаем, но выразить не каждый может, — ответила она без капли сомнения.

— Почему же я задаю этот вопрос, почему сомневаюсь в своих чувствах, почему оно меня так мучает? — вновь спросил он.

— Это уже не любовь, а желание знать то, что знать невозможно. Оно просто чувствуется, разливается в душе теплом, истомой, наслаждением, оно просто есть, и все этим сказано, — ответила она.

— У каждого есть свое видение любимого человека, — продолжил мужчина. — Знание любимой еще до того, как увидел ее в первый раз. Это знание подобно образу, который скрыт в подсознании, в бессознательной природе человека. В этом причина феномена любви с первого взгляда.

— Ты хочешь сказать, что в моей душе изначально есть представление о любимом мужчине, которое я знаю с самого раннего детства? — спросила она.

— Я говорю о том, что в нас изначально живет образ любимого человека, и всю дальнейшую жизнь мы только приближаемся к нему, к нашему представлению любви, — ответил он. — Живой человек может собой символизировать архетип, который в нас всегда есть. И приближение к любимому человеку — это приближение к архетипу, но наше познание любимого человека, в том числе и в сексуальных отношениях, дает только некоторое познание спрятанного в глубине души образа.

— Возможно, именно поэтому часто возникает ощущение, что любимый — это тайна? — спросила она саму себя. — Любимый человек — это не только тело и его душевные проявления, которые всегда гораздо проще и не такие совершенные, как мы представляем и хотели бы видеть?

— Да! — сказал он. — Архетип-образ любимого человека всегда богаче, совершеннее, роднее и ближе. Он есть живая, родная и очень близкая часть нашей души, потому он идеален. Анима — частица мужской души, содержащая образы, чувства и смыслы идеальной женщины. Анимус — часть женской души, содержащей суть образа идеального мужчины. И как бы мы не метались по белому свету, не искали свою половину, мы всегда будем удовлетворены не полностью.

— Неудовлетворенность любимым человеком кроется в изначальной непознаваемости идеального мужчины, что скрыт в Анимусе, и доступен интуитивно женщине как идеал, что так хочется всегда видеть в любимом? — спросила она.

— От этого всплывает неудовлетворенность и реальной женщиной, а потом и потеря чувства любви, — сказал он. — Чувство уходит в другую, менее познанную женщину, что, как нам кажется вначале, больше соответствует любимому образу. Особенно когда мы фантазируем об интимных отношениях.

— Секс с любимым возможен, но он нереален с идеалом? — спросила она.

— Секс с любимой женщиной — это желание познать, приблизиться и слиться со скрытым в собственной душе, удовлетворить жажду обладания, владения, овладения Анимой, что невозможно в полной мере никогда, и никогда не утоляет нашу жажду, — сказал он. Анима всегда манит и всегда недостижима. Образ живет своей жизнью, как мираж.

— Мираж? Любовь — мираж? Не хочу верить, — вырвалось у женщины.

— Устанавливая отношения с любимой женщиной, мы синхронно пытаемся строить мост с тайной частью своей души, и эта связь — жизненно важная потребность нашего развития, самопознания и часто основной смысл нашей жизни. Синхронные события: в физической реальности и в душе, в отношениях с любимой и во взаимоотношениях с Анимой. Но когда любовь уходит, они не синхронны, так как тоска по Аниме остается, а любимая женщина исчезает, словно мираж, если она уже не вызывает прежнего чувства, — сказал он.

— Любовь уходит в никуда или привязывается к другому человеку, а архетип в душе отдаляется, становится недосягаемым? Образ любимого — мой внутренний Бог? — спросила она.

— Любовь — это Бог, а образ любимого — его мираж, — поправил он.

— Мой образ любимого мужчины — мираж моего Бога? — спросила женщина. — Смотрю на любимого, словно на Бога, и молюсь ему, забываю себя, исчезаю в нем, растворяюсь в чувствах?

— Красиво сказано, но верно ли это высказывание? Что принесет оно в нашу жизнь? — усомнился мужчина. — Практика показывает, что если женщина боготворит мужчину, то его сексуальные намерения вызывают у нее удивление и внутренний конфликт, так как они противоречат в ее сознании образу Бога. Если же мужчина боготворит женщину, то он видит в ней сексуального партнера и не может быть с ней в интимных отношениях.

— О господи! Вообще-то да! У меня, у моей подруги был такой опыт. Он ей рассказывал сказки вечерами про все подряд, про свое обожествление матери и женщины вообще, но только не занимался с ней сексом. Вместе с этим уверял, что любит неимоверно. На людях все именно так и выглядело. Все завидовали, но наедине он продолжал играть роль поклонника божества.

— Образ божества стоит гораздо дальше, но сквозь архетип пола, чаще всего противоположного, он тянет нас к себе. Он внутренне стимулирует нас к развитию. А развитие немыслимо в обход познания архетипа пола. Ты никогда не приблизишься к чему-то более серьезному, если не пройдешь сквозь опыт познания архетипа пола. Мужчина не станет самим собой, не познав женщину, — сказал он с уверенностью.

— А есть еще какие-то архетипы-препятствия, помимо Анимуса? Я имею в виду для женщин? — спросила она, рассматривая его высокий лоб и прическу.

— Думаю, их масса, — ответил он. — И каждый из них имеет своего синхронного двойника в реальном мире. Например, архетип Матери, Мудреца, Ребенка и др. Все они испытывают нас на зрелость, и отношения с ними или приближают нас к тому раю, что мы интуитивно знаем, словно когда-то действительно были изгнаны из него.

— Это как? — спросила она. — А если без религиозных символов?

— Приближение к своей Самости — цель и единственный путь, который мы обречены проходить в своей жизни, но не каждый его проходит. Любовь — чувство доступа, код доступа в сердцевину мира, тропинка в бессознательное личности и коллективное бессознательное. Эту дорожку не каждый распознает, а если видит ее, то не признает и не рискнет по ней пойти.

— Потому что не проходит испытание любовью? — спросила она саму себя.

— Ею в том числе! — согласился он.

— В любви к мужчине все понятно. Приближайся и будь рядом с ним до конца. Только тогда ты познаешь свою скрытую часть души, — сказала она.

— А если такой возможности нет или если мы не находим в себе силы приблизиться и быть рядом? Или если мы не можем найти свою любовь? — спросил он.

— Если мы никого в жизни не любим, то не можем и в душе приблизиться к пониманию идеального любимого? — спросила она.

— Идеал иногда может приходить во сне или в другом измененном состоянии сознания, словно наяву, например, в медитации или в молитве! Процесс познания и овладения архетипом может происходить и во взаимоотношениях с воображаемым образом, если образ осознается.

— И от этого возникли фразы в религии, что монахини — невесты бога? — спросила она.

— Здесь, видимо, тоже не так все просто! — ответил он. — Но одно можно сказать точно: каждому из нас неоднократно дается в жизни шанс через чувства продвинуться к скрытой сердцевине мира.

— А если мы немного отойдем от сложного, и я спрошу о более простом?

— О чем же? — спросил мужчина.

— Любовь ведь бывает не только к мужчине или к женщине. А как быть с любовью к матери или к кому-то еще, например, к сестре или брату? Как быть с любовью к своему кумиру?

— Любовь к кумиру стирает лицо любящего, образ кумира заслоняет видение самого себя. Подражание кумиру ведет к перевоплощению и вызывает ощущение взгляда на мир глазами кумира.

— А в обычных любовных отношениях разве не возникает такой подмены лица, видения мира глазами другого, любимого человека? — спросила она.

— Видение мира глазами другого человека обогащает и делает, но одновременно важно отделять свое видение от видения глазами другого. Тогда мы можем понимать и принимать другого человека, не теряя себя в нем, — ответил мужчина.

— Понимание и принятие сходны с любовью? — спросила она.

— Понимание и принятие могут присутствовать в любви, которая наиболее полно видит мир, в том числе и свой внутренний мир, где скрыт образ любимого — архетип, — ответил он.

— А если я просто чувствую? Если я не размышляю так сложно? Как мне быть, если я теряю себя в другом? Я перестаю быть вне своего чувства, мое чувство к другому и есть я, — сказала она.

— Ты теряешь себя в другом, и одновременно твое чувство к другому и есть ты? — уточнил он.

— Да! Я превращаюсь в сплошное чувство. Я перестаю нормально чувствовать свое тело. Я больше ничего не могу чувствовать и тем более думать, — ответила она.

— Это похоже на безумие, но это гениально, — восхитился мужчина.

— Нет! Это не так. А может и так? Я не знаю, я чувствую, что так все и должно быть, что без чувств таких смысла в жизни нет, — воскликнула она.

— В тебе столько страсти, что я теряюсь в поле своих мыслей, — сказал мужчина. — Но вместе с этим смысл — это понятие, оно прямо зависит от знаний о предмете. Если мы не знаем, что такое любовь, то как мы можем утверждать, что в любви есть смысл?

— Если в ней нет смысла, то зачем она? Только ли для удовольствия или для страдания? — спросила она.

— Возможно, для разнообразия жизни? — спросил он у самого себя.

— Для того чтобы не было скучно? Чтобы жизнь была живой? — спросила она у него.

— Однажды утром я проснулся с очень ясным чувством того, что я никого в этом мире не люблю. И это было для меня очень новое переживание. Оно было с легким отрицательным ощущением мира, которое постепенно нарастало. Возникали тревога и чувство пустоты. Поток сознания постепенно останавливался, и время останавливалось, переходя в безвременье. В течение рабочего дня обычные заботы отвлекали меня, но утреннее чувство безвременья вечером возвратилось. Потом пришла ночь, и оно нахлынуло в полную силу. Это было невыносимо — душевный холод, пустота, одиночество и мрак. Было все подобно смерти. Я впервые почувствовал смерть в себе и вокруг себя.

— Если в нас нет любви, то приходит умирание? — спросила она.

— Если мы не живем, то умираем, — сказал он.

— Любовь и жизнь синонимы? — спросила она.

— Время жизни, видимо, всегда пропитано любовью. Если время жизни останавливается, то исчезает и чувство любви, — размышлял он.

— Но ты говорил, что архетипы внутри нас всегда содержат идеальные образы любимых. Другими словами, образ любимого человека должен всегда творить в нашей душе чувство любви? — спросила она.

— Идеального образа в душе, по всей видимости, недостаточно. Должен быть еще и неидеальный человек, напоминающий его, — сказал он.

— А если мы разочаровываемся в нашем неидеальном человеке? — спросила она и продолжила: — А мы начинаем разочаровываться в нашем неидеальном сразу же, как только замечаем его неидеальность.

— Столкнувшись с неидеальностью, мы неминуемо переживаем разочарование и оказываемся в состоянии тоски по чему-то недостижимому, что есть где-то в глубине душевного мира, — размышлял он вслух.

— А как же чувство благодарности к тому неидеальному человеку, который, пусть и на время, возбудил в нас чувство любви, переживание веры в существование идеального существа в этой жизни? — подумала она вслух.

— Мы, кажется, нашли ответ на вопрос, что есть любовь! — воскликнул он. — Это вера в существование идеального в этой жизни!

— Любовь — это чувство переживания идеального с неидеальным человеком в реальной жизни.

— Нашел! Мы можем прикоснуться и некоторое время пожить в идеальном мире во время жизни в мире реальном, если нас посетила любовь. И как этому не радоваться? Как не быть благодарным миру и человеку за это время и за это чувство?

Важно

Внутренняя речь для развитой личности кажется обычным делом.

Сложнее обстоят дела с внутренним диалогом.

Его не просто надо услышать и прислушаться к нему, понять, принять и стать участником.

Его порой нужно сотворить самому.

Но, создавая внутренний диалог или участвуя в нем, когда он невольно и на удивление творится сам, правильно будет думать, что мы не всегда являемся хозяевами внутреннего диалога.

Мы не всегда есть творцы внутренней речи и диалога.

Так же как мы не всегда можем создать и управлять диалогом внешним.

Кто же еще участвует во внутренних диалогах?

Субличности и неосознаваемые до конца сущности бессознательного.

В измененных состояниях сознания, например, во сне или в бреду, мы можем видеть и чувствовать других участников диалога, а сами не всегда являемся самими собой.

Внутренний диалог — самое сокровенное в личности.

У каждого из людей есть или был родитель, родители.

Первые речи и диалоги формируются с ними, они же становятся частью души человека (субличностью), с которой всегда идет непрекращающийся диалог.

Хотя бы раз в жизни человек может осознать эти отношения и записать их, подумать над ними и улучшить, тем самым улучшая социальные отношения с родителями или с людьми, которые замещают их социальную роль.

Дополнительные мысли

Внутренняя речь (диалог) — параллельный мир со своими героями, иногда совпадающими со своими двойниками в физическом мире, но чаще не совпадающими, так как находятся в другом пространстве и времени.

Мир со своими правилами и законами.

Но эти миры влияют друг на друга и объясняют друг друга, отвечают на вопросы и разгадывают тайны.

Герои мира внутренней речи (диалога) всегда живы и всегда доступны, как на Том свете, но еще со времен Данте Тот свет разделен на уровни, и обитатели Того света распределены по уровням согласно заслугам на Этом свете.

Какой бы наивной не казалась структура мира по Данте для некоторых знатоков структур психического, душевного и духовного миров, она все же присутствует в мышлении человека современного и помогает структурировать внутренние образы людей (субличности).

Внутренняя речь (диалог) объединяет Тот и Этот миры.

В нем нет разделения на Тот и на Этот свет.

Все миры и света объединены внутренним миром человека.

Сознание личности всегда выходит за пределы физического мира (пространства) и за пределы времени.

Время для сознания относительно и легко сознанием преодолевается.

Сознание выходит за его пределы и устанавливает диалог с образом (субличностью) любых времен.

Сознанию одинаково легко вести диалог как с образом настоящего, так и с образом тысячелетнего прошлого или предполагаемого будущего любого отдаления, как с образом личности, так и с образом архетипа или неодушевленного предмета из физического мира, например, планеты Земля, Родин.

Физический мир «здесь и сейчас»; этот мир ничтожно мал по сравнению с миром внутренним, миром внутренних диалогов.

Писатель (художник) выносит мир внутренних диалогов в Этот мир, делая его доступным для всех.

Сновидения — яркое свидетельство мира внутренних диалогов — часто являются материалом для произведений искусства.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Диалоги душ. Внутренняя речь ψ здоровья и развития» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я