1. книги
  2. Общая психология
  3. Сергей Антонович Кравченко

Диалоги душ. Внутренняя речь ψ здоровья и развития

Сергей Антонович Кравченко
Обложка книги

Все учат словам внешним, диалогу с внешним миром, но кто научит диалогу внутреннему? Немногие!И можем мы назвать этих немногих?Если нет, то эта книга станет для вас таким учебником.Она откроет сокровища, спрятанные на самом видном месте, — в сознании человека.Внутренний диалог творит сознание, развивает его и лечит, строит отношения с людьми и с внешним миром.Приведены яркие примеры внутренних диалогов (диалогов субличностей).Для психологов, психотерапевтов и практикующих саморегуляцию.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Диалоги душ. Внутренняя речь ψ здоровья и развития» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Как жить?

Сын и Отец

Выяснено все, за исключением того, как жить.

Жан Поль Сартр

Диалог между повзрослевшим ребенком и престарелым родителем, сыном и отцом.

Где бы они ни находились, в каком бы времени ни жили, подобный разговор между ними всегда может состояться.

И важное в том, что ребенок пока плохо себе представляет, каково быть родителем, но родитель может понять своего ребенка, если будет помнить, знать, понимать и принимать себя в своем прошедшем детстве.

Полное понимание своих родителей приходит только тогда, когда дети доживают до их возраста.

Иногда вслед за пониманием приходит и принятие — безоценочное принятие того самого близкого человека, которого уже нет.

— Как жить? — спросил ребенок напряженно.

— Подражать другим и учиться, наблюдать и учиться, слушать и учиться, — ответил родитель.

— А если я уже всему научился? — вновь спросил ребенок.

— Всему? Всему научиться невозможно, — сказал родитель.

— Почти всему. Всему, что мне нужно, — самоуверенно ответил ребенок.

— Ты знаешь, что тебе нужно, что тебе понадобиться в жизни? — спросил отец.

— Нет. Я имел в виду, что я научился всему, что мне интересно сейчас, — ответил ребенок.

— Ты знаешь свои потребности сейчас? — спросил отец.

— Да. Я думаю, что я знаю свои потребности, — ответил сын.

— Если так, то жить можно просто по своим потребностям. Они мудрее нас? Хочешь есть — ешь, хочешь спасть — спи, пить — пей? Вот только есть закавыка одна: что делать, когда появляется потребность в уважении и любви? — спросил родитель.

— Уважении и любви? Их надо добиваться, — ответил ребенок неуверенно.

— Добиваться уважения и любви. У кого ты будешь добиваться любви?

— У людей. У тех, кто нас окружает. И, наверное, у тех, кто о нас знает или может узнать когда-то, — ответил ребенок.

— В слове «добиваться» есть что-то насильственное. Можно ли с помощью насилия добиться уважения и любви? — спросил отец. — В некоторых случаях говорят, что если боятся, то и уважают. Страх и уважение. Уважаю ли я тех, кого боюсь? Вопрос. Яснее обстоят дела с любовью. Я, да и любой другой человек, точно не смогу полюбить тех, кого боюсь.

— Добиться уважения и любви можно, например, с помощь самосовершенствования, развивая свои способности и таланты, — предположил подросток.

— Друг мой, вначале ты сказал, что уже научился всему, что тебе нужно и интересно сейчас. В настоящий момент нашей беседы ты думаешь так же? — спросил родитель.

— Нет, конечно. Развивать свои способности и таланты можно бесконечно, — ответил ребенок.

— Хорошо. На каком-то этапе развития своих способностей мы ожидаем, что автоматически наступят уважение и любовь к нам, — сказал отец. — А что если они, уважение и любовь окружающих нас людей, не наступят автоматически? Да они и по природе своей отличаются. В уважении больше здравого смысла, тогда как в любви — чувства.

— Если люди будут нуждаться во мне, в моих способностях, то они вынуждены будут меня и уважать, — с задором ответил ребенок.

— Если люди будут нуждаться в тебе, в твоих способностях, то это еще не значит, что они автоматически решат ими воспользоваться. А если так, то твои способности могут быть не востребованы и уважение от людей не придет. О том, чтобы вызвать чувство любви с помощью невостребованных способностей, мы даже и не говорим.

— Ты хочешь сказать, что самосовершенствование бесполезно? — раздраженно спросил подросток.

— Я этого не говорил. Мы только подошли к умозаключению, что невостребованные способности не могут вызвать уважение и тем более любовь, — ответил родитель.

— Значит, надо сделать так, чтобы способности были востребованы? Но как это сделать? — спросил ребенок растерянно.

— Уважение к нам могут вызвать наши способности, востребованные другими людьми. Тогда возникает вопрос о потребностях людей: в чем нуждаются люди, по каким вопросам они могут обратиться к нам за помощью? — спросил отец.

— Они нуждаются в том же, что и мы с тобой, — подумал вслух подросток.

— Люди, что нас окружают, имеют такие же, как у нас, потребности, нуждаются ли они в том числе в уважении и любви? — спросил отец.

— Да. Они хотят есть, спать, пить, любить… — ответил подросток.

— Все это так, но подумай, что ты можешь дать окружающим тебя людям прямо сейчас? Более того, возможно, кто-то из них прямо сейчас чего-то от тебя ждет или открыто просит тебя о помощи.

— Ну, это понятно! Надо посмотреть, подумать, вспомнить, — отмахнулся подросток и продолжил: — Важно развивать в себе те способности, что улучшают мою помощь людям, что во мне нуждаются!

— Вместе с этим не всегда от нас ждут того, что мы сами можем или хотим дать, — сказал отец.

— Чего же они могут от нас ждать еще? Преступления? Нарушения закона? Тогда в чем же ориентир? — растерянно спросил подросток.

— Ориентир внутри нас. Не всегда нас окружают люди, чьи любовь и уважение нам важны и нужны, — сказал отец. — Уважение и любовь, несомненно, имеют свое качество, и это качество зависит от человека, что их несет.

— С одной стороны, свою жизнь важно ориентировать на потребности людей, с другой — ориентир внутри нас? — спросил ребенок.

— Если ориентироваться только на окружающих людей, в том числе и на родителей, то неминуемо станешь сборником их поступков и мнений. А они очень противоречивы, — говорил отец. — Будешь как они: будешь своим, посредственным, серым и раздираемым внутренними противоречиями, в общем — как все. О таких людях можно сказать, что они без лица. Если же будешь ориентироваться только на себя, то прослывешь эгоистом и будешь ходить по кругу всю жизнь, никогда не сможешь ответить на вопрос «Как жить?».

— Тупик? Или есть еще источники знаков, подсказок и ориентиров? — спросил ребенок.

— Да, это твоя душа. Важно научиться спрашивать ее в самых сложных жизненных ситуациях — вот достойное умение. А она в своей глубине или в вышине содержит такие пласты и сферы, которые больше, чем твое я, но душа к ним изредка только прикасается. Приобщись в рамках мудрости предков к одной из духовных практик, и она выведет тебя на дорогу и ответит на твой вопрос, — сказал отец.

— Где отыскать такую практику и как понять, что она твоя? — спросил ребенок.

— Этот вопрос равен первому в нашем диалоге — как жить? И если я не могу тебе помочь, то я признаю это. Могу только рассказать о своем опыте поиска, как искал я.

— Речь о религии? — спросил ребенок.

— Не совсем точно. Духовная практика — усилие, путь к духовным открытиям, труд на этом пути, цель — приобрести духовный опыт и развить интуицию. Цели духовных практик различаются в зависимости от школы, системы. Например, в христианстве — это спасение, в буддизме — нирвана, в многочисленных оккультных и философских течениях — постижение высших истин. Формы духовных практик разнообразны и включают в себя, например, молитву, различные формы медитации, участие в ритуалах и прием различных веществ с целью достижения измененных состояний сознания. В измененных состояниях сознания важно не потеряться, потому важно иметь опытного наставника, учителя, который прошел далеко вперед.

— Все ради достижения измененных состояний сознания? — спросил подросток с улыбкой.

— Это распространенная ошибка мышления наркомана или алкоголика, ловушка, в которую попадают заблудшие души. Измененное состояние сознания только характеризует общее особое состояние души человека, который отрешается от состояния бодрствования, — говорил отец. — Человек с душевным расстройством тоже находится в измененном состоянии сознания, но он потерявшийся, словно в дебрях, в пустыне, в открытом море, он заблудился в бесконечной сфере сознания. В этой Вселенной легко потеряться без проводника и наставника, без карт и ориентиров, которыми и является веками отработанная другими практика в рамках духовной школы.

— А когда же жить, если вся жизнь превратится в духовную практику? — удивился подросток.

— Более точно сказать так: жизнь приобретает смысл и направленность, если в ней есть место для духовной практики. И только на этом пути мы можем получить ответы на все вопросы, в том числе и на вопрос «как жить?». Ты не сможешь прожить без остановок и падений, но только тот, кто видит будущий свет, может найти силы для жизни.

Важно

Диалог родителя и ребенка — один из основных диалогов, который происходит в мире душевном и в социальном мире.

Более того, субличности родителя и ребенка в современной психологии находятся в числе основных.

По молчаливому согласию их признают представители даже конфликтующих между собой психологических школ.

Субличности родителя и ребенка формируют основные навыки коммуникаций личности, между ними разгораются основные конфликты и споры как внутри души, так и во внешней реальности.

Субличность родителя в душе маленького ребенка первоначально формируется по образцу самых близких людей в семье.

Позже субличность родителя может меняться под влиянием других людей, кумиров, религиозных или мифологических образов.

Субличность ребенка всецело зависит от детства человека, но при сознательном пересмотре истории жизни с осознанием внутренних диалогов, с их развитием, изменением и преображением образ субличности ребенка может значительно меняться.

Изменения субличностей родителя и ребенка в процессе внутренних диалогов несомненно влекут за собой изменение диалогов внешних.

Более того, меняется качество отношений между субличностями, меняется и соотношение сил внутри души, меняются базовые установки личности на самого себя, на людей и на мир вообще.

Родитель имеет власть над ребенком изначально. И эта власть с первых дней непререкаемая. Постепенно, через комплекс неполноценности, ребенок пытается вырваться из-под власти родителя. И эти попытки закладывают у человека опыт отношений с властью. Далее мы перейдем к диалогу о власти.

Дополнительные мысли

Освоение внешнего пространства телом идет синхронно с освоением внутреннего пространства душой (осознание и внутренний диалог с бессознательным — трансцендентальная функция).

Тело идет по Земле, душа — по Космосу душ (коллективное бессознательное).

Диалог с говорящим бессознательным — первый и основной способ взаимодействия с ним.

Второй — изображение образов бессознательного и ритуальные действия с ним.

Но мы сосредоточимся на первом,

От второго — только рисунки в настоящей книге.

Проговаривание и тем более записывание слов есть акт творения мира того человека, в сознании которого слово возникло.

Письмо Древних Египтян (рисуночное письмо с дополнительными знаками) ближе к образам слов, как и наскальные рисунки древних людей.

Фонетическое письмо, в котором графический знак привязан к определенному звучанию, более символично и для его распознавания нужны знания смыслов, что стоят за символами букв.

Мир вокруг нас — это записанные слова (смыслы) и его знаки важно научиться читать.

Ребенок, изучая слова, входит в мир познания знаков (смыслов) природы, а слова (смыслы) становятся частью ребенка.

Подобное происходит и с осознанием образов бессознательного.

Такое осознание напоминает этапы приближения к природе Творца.

Вначале мы их просто осознаем.

Потом научаемся распознавать их уникальность.

Потом строим с ними внутренние диалоги, начиная с вопросов.

И в конце научаемся проговаривать и записывать свои диалоги, иногда в виде произведений искусства.

В начало психики человека мы ставим слово, и слово было у Бога. Но!

Слово всегда имеет за собой сущность говорящую, образ человека или другую, например, Бога или обобщающий образ, например, будущее личное.

Слово принадлежит не всегда сознательной части личности.

Слово может принадлежать и неосознаваемому образу (архетипу).

При диалогах внутренних через слова мы осознаем скрытые в подсознании сущности, их отношения и ценности, установки и планы (цели).

Если учесть, что архетип — врожденная сущность (структура, часть души), то и слова его могут быть врожденными, вечными.

Но есть и приобретенное, личное, опытное.

Таким образом, диалоги — всегда живая речь сознания и подсознания, опытного и приобретенного, унаследованного и всегда живого.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Диалоги душ. Внутренняя речь ψ здоровья и развития» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я