Том 7. Избранные статьи, реплики, тезисы и выступления (2013–2020)

Сергей Войтковский, 2017

Издание содержит материалы, представляющие собой мнение автора на знаковые темы бытования культуры и искусства в стране в указанные годы. Для специалистов и заинтересованной общественности. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Герои «S». Откуда деньги?

Первый мартовский материал цикла «Герои „S“» — проекта о социальном предпринимательстве и предпринимателях от Social business, посвящен финансированию социального бизнеса. На тему рассуждает Сергей Войтковский, ректор Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С. И. Зимина:

Прежде всего, необходимо четко понимать, о чем идёт речь, и что мы должны обсуждать. В этой связи, необходимо знать, что понятие «социальное предпринимательство» не имеет своего определения в российском законодательстве, как не имеет его и за рубежом. Существует другое понятие — третий сектор — сектор общественных инициатив и интересов, куда относят все некоммерческие и благотворительные отношения.

Далее — понятие «предпринимательство» происходит от слова «предпринимать» — действовать. Здесь нужно обратить внимание еще на один важный момент: действия могут быть направлены на достижение разных целей и удовлетворения разных интересов.

К примеру, одни действуют в интересах извлечения прибыли. Это коммерческая деятельность. Она должна всемерно поддерживаться обществом и государством, поскольку именно она нацелена на создание благоприятных условий для устойчивого развития общества в целом за счет создания в регионе присутствия рабочих мест и своевременной выплаты в казну полновесных налогов.

Другие нацелены на оказание помощи в сложных, иногда катастрофических ситуациях. Это благотворительная деятельность. Она везде контролируется государством и чаще под флагом государства осуществляется, поскольку изначально расходная и её направление не безразлично государству.

Третьи — на поддержание традиционного образа жизни, социальных институтов, образования, культуры, здравоохранения, науки и т. д.

Это некоммерческая деятельность.

Если мы рассматриваем некоммерческую деятельность, то во многих странах, не пострадавших от социальных сдвигов ХХ века, эти вопросы изначально решены, как они были решены в своё время и в Российской империи. Именно здесь на грани XIX–XX веков возникли примеры небывалого меценатства и благотворительности на пользу соотечественников.

А теперь по существу текущего исторического момента.

Предпринимательство в социальной сфере имеет разные основания и экономическую базу.

Прежде всего, нужно понимать, что доходы в этой сфере не могут быть выше части всего объема ресурсов социальной сферы по месту нахождения.

Это касается всего: и образования, и здравоохранения, и культуры, и науки, и обслуживания населения и т. д. Если у населения денег нет — нет денег ни у предприятий, ни у предпринимателей. Поэтому только уровень доходов населения и может определить потенциальный объем финансовых ресурсов предпринимательства. Он же определяет объем финансирования и за рубежом.

Основной инструмент финансового обеспечения некоммерческой деятельности в большинстве стран — регулярный фандрейзинг (привлечение к деятельности частных и корпоративных капиталов), которым занимаются специально и профессионально, формируя, таким образом, бюджеты организации и предприятия на год.

Важная составляющая этой работы — формирование вокруг организации или предприятия деятельности Попечительских советов. Именно благодаря этому общественному органу и его членам и осуществляется кампания сборов необходимых средств и регулярные общественные акции по этому поводу, и т. д. Это уже часть культуры, которой в России, к сожалению, спустя сто лет места нет. Жаль! Но это важно!

Кредиты в этой области редки и не могут испортить общей картины. Как правило, если они и даются, то низкопроцентные или же вообще беспроцентные. Но есть нюанс. Это делается исключительно способом «подставить на определенное время плечо». Поэтому подобные кредиты, как правило, срочные и обязательно возвратные. Невозвратные кредиты имеют место, как исключение в исключительных случаях при исключительных обстоятельствах.

В этих отношениях огромную роль играет форма отношений между дающим и получающим на уровне «вытянутой руки», когда всё прозрачно, полностью подотчетно и по делу. Кстати, этот прием активно использовался русскими предпринимателями описанной выше эпохи. Этим инструментом нужно уметь грамотно пользоваться, что в наших условиях — в условиях общей низкой грамотности — это невозможно!

Что касается грантов, то нужно понимать, что этот инструмент разовой поддержки не является нигде основой оперативной деятельности ни одного предприятия, ни одной организации, поскольку они срочны — на небольшой срок: от полугода до трех лет.

Гранты являются источником конкретного проектного финансирования. Поэтому все предприятия, учреждения и организации выстраивают проектный конвейер и постоянно участвуют в грантовых конкурсах, имея в собственном штатном расписании целевую единицу, отвечающую за это направление взаимодействия.

Да, бывают гранты и на более продолжительное время — от трех до пяти лет. Но это исключения! В этой связи все предприятия и организации некоммерческого сектора выстраивают конвейер проектов, формируют Попечительские советы и осуществляют регулярный фандрейзинг, чем и наполняют свои оперативные и перспективные бюджеты.

И еще.

Для такого уровня работы должна быть другая социально-экономическая база и среда, в которой средний класс является стержнем социума и местного общества. В России, где один процент населения имеет 70 % собственности и при этом проживает и тратит свои ресурсы не в России, это невозможно. Поэтому, без структурных реформ Россия еще не скоро сможет вернуться в рамки тех инструментов, которые породили русские предприниматели на грани XIX–XX.

Отдельные PR-акции эти проблемы, увы, не решают.

Москва, 21.03.2017

Вопрос журналиста: В последнее время не утихают страсти вокруг вопроса о Евровидении и участия в нём России. Российскую певицу не хотят пускать на территорию Украины, Россия отказывается от трансляции конкурса в своей стране. Какие последствия это может иметь для России, Украины и всего конкурса?

Наш ответ: Начнем с того, что Евровидение — это проект, созданный для поднятия имиджа объединенного бюро телекомпаний стран участников. Он в разные годы имел разное значение: начиная от успеха у зрителя, до полного провала.

В связи с расширением Европейского сообщества в зону Восточной Европы конкурс приобрел значение инструмента культурной политики Старой (западной) Европы в новообразованных демократиях Европы. Он стал выставочной площадкой пропаганды, почему и проводится последние десятилетия в основном в странах бывшего соцлагеря.

В данном случае мы не говорим о статусе самого конкурса в общем рейтинге мировой ассоциации творческих конкурсов, где он находится на одном из последних мест. Что и не удивительно.

История и практика показывают обязательное срабатывание золотого правила арт-индустрии: там, где очень плохо с творчеством, искусством и художественными потенциями, в действие вступают инструменты политики.

Такие трансформации произошли и с Евровидением.

Поэтому нечего удивляться, что на самом конкурсе и вокруг него происходит большое количество всевозможных провокаций, спекуляций и инсинуаций. Для политики это норма!

Но каждая страна-организатор очередного конкурса пытается его использовать в меру своих представлений о пользе для своей страны.

Руководство Украины видит этот так. Это проявления общего уровня культуры руководства братской страны.

И всё!

Участие или неучастие представителя России в самом конкурсе, трансляция или отказ от последней никаких политических последствий для России и её отношений на государственном уровне и уровне истеблишмента с другими странами не повлечет и не может повлечь.

Конкурс — не обязаловка. Каждый волен принимать свои решения в этих вопросах самостоятельно.

Отказ от трансляций в России принесет экономические потери конкурсу в целом и конкретно организаторам последнего в Киеве. Кроме того, нельзя забывать, что в экономике конкурса существенное значение играет SMS-голосование. Россия в этом с учетом отсутствия трансляции участвовать не будет. Значит, деньги из России не потекут в Европу!

Понятно, кто кого наказывает, принимая решение не допустить исполнителя из России на конкурс?

Правильно, сами себя же высекли!

Вопрос журналиста: Имеет ли право Украина не допускать какого-либо участника к конкурсу?

Наш ответ: Это имеет отношение к политической риторике.

Нужно понимать, что за пересечение границы отвечает пограничный контроль — это государственная служба в любой стране. И никакие правила никакого конкурса не могут заставить ни одно государство не исполнять свои политические решения.

Не конкурсы управляют странами, а страны проводят конкурсы.

И для них это прекрасная возможность продемонстрировать свои управленческие возможности и уровень независимости в принятии политических решений.

Но все эти маневры, и сам конкурс «Евровидение» можно сравнить с мыльным пузырём с туманными перспективами, поскольку в мире существуют другие площадки соревнований художественно-творческого содержания, которые имеют значительно более высокий статус, достойный всеобщего внимания.

Москва, 28.03.2017

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я