Данная книга адресована фотолюбителям, интересующимся нестандартными способами съемки, обработки и печати фотографий. В ней представлено множество методик, от старинных до современных, позволяющих получать нетривиальные снимки, как цифровыми, так и аналоговыми методами. Предпочтение отдано относительно простым техникам, доступным широкому кругу любителей для реализации в домашних условиях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фотографические эксперименты. Нетривиальные техники фотографии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Светофильтры и спектрозональная съемка
1. Снимок через синий фильтр от «Спектрозона»
Цветные светофильтры — постеризация — цветоделение — изменение контраста снимков — серые и градиентные фильтры.
Фотографическая практика для большинства любителей ограничивается снимками, сделанными в видимом световом диапазоне, без каких-либо модификаций. Но если захочется разнообразить свой опыт, одним из простейших направлений фотоэкспериментов является съемка через цветные светофильтры.
Если перед объективом фотоаппарата поместить красное стекло, такой фильтр будет пропускать длинноволновую часть видимого спектра. Синее стекло, напротив, оставит доступным для запечатления наиболее коротковолновый диапазон. Пример такого снимка представлен на фото 1: он получен с применением синего светофильтра, входившего в комплект аппарата «Спектрозон», во времена пленочной фотографии использовавшегося для калибровки цветной фотопечати.
Казалось бы, зачем возиться с цветными стеклами, если любой цифровой снимок можно в мгновение ока «перекрасить» в фоторедакторе? Редакторы вроде Adobe Photoshop позволяет разложить цветное изображение на составляющие каналы (например: красный, зеленый и синий в цветовой схеме RGB) и обработать их по отдельности. По сути, таким образом имитируется применение оптических фильтров. Однако, поэкспериментировав с настоящей оптикой, можно убедиться, что она открывает куда больший простор для творчества, нежели виртуальная обработка цифровых фотографий. В особенности интересны светофильтры, имеющие неравномерную полосу пропускания — они избирательно гасят определенные цвета, что приводит к их выпадению из общей гаммы, создавая на снимке эффект «постеризации» (при этом вместо непрерывной гаммы оттенков картинка состоит из дискретных областей тонов, что делает ее похожей на изображение на постере или плакате).
На применении цветных светофильтров основан метод спектрозональной фотографии, подразумевающий съемку в нескольких ограниченных частях светового диапазона. На заре цветной фотографии съемка через цветные светофильтры использовалась для цветоделения и последующего синтеза полноцветного изображения. Один из старинных методов цветной фотографии включал получение монохромных снимков в разных участках спектра с последующим их сложением. Делалось три монохромных снимка одного объекта через разные светофильтры (по классической схеме — синий, зеленый и красный), затем они объединялись в одно изображение с помощью проектора с такими же фильтрами — в результате получалась полноцветная фотография. Таким методом были созданы знаменитые цветные фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского, запечатлевшие последние десятилетия Российской Империи.
В дальнейшем цветные светофильтры широко применялись в монохромной пленочной фотографии для придания контраста определенным объектам. Они позволяют осветлить предметы соответствующих им цветов и затемняют противоположные цвета. Использованием таковых фильтров для создания черно-белых пейзажей в середине ХХ в. прославился американский фотограф Ансель Адамс.
Рассмотрим действие цветных фильтров на практике. Так, на фото 2 изображены цветы одуванчиков и сирени, снятые через синий светофильтр от вышеупомянутого прибора (далее снимок был обесцвечен в фоторедакторе). Синее стекло гасит излучение красного и желтого спектра, поэтому желтые цветки на этом снимке выглядят черными, зато сирень получилась светлой.
2. Черные одуванчики и белая сирень: монохроматизированый снимок через синий фильтр от «Спектрозона»
Соответственно, желтый светофильтр при съемке пейзажа позволит притемнить яркое голубое небо, сделав облака на его фоне более контрастными. Одно из применений цветных фильтров состоит в том, что они позволяют убрать воздушную дымку. Серый фильтр будет притемнять яркое небо и белые облака, решая проблему ограниченности динамического диапазона камеры (при съемке пейзажа зачастую невозможно добиться одновременной проработки неба и земли). В данном случае, напротив, решается задача уменьшения контраста фотографии. Так как при съемке пейзажей необходимо притемнять именно верхнюю часть снимка, специально для этих целей выпускаются градиентные фильтры, имеющие изменяющуюся от одного края к другому плотность.
Откуда брать светофильтры для опытов? Они в большом количестве продаются в интернет-магазинах, в их числе — старые фильтры от пленочной техники, которые стоят относительно недорого. Для фотоэкспериментов можно приспособить и любое окрашенное стекло или даже пластик (но последний будет давать мутную, размытую картинку).
Цветные светофильтры, как правило, создавались для применения в черно-белой фотосъемке, но ничего не мешает использовать их для иных целей, превращая скучную фотографию в нечто фантасмагорическое без помощи цифровых средств для обработки изображения.
Можно экспериментировать с любыми окрашенными стеклами, в том числе с бутылочным стеклом — при этом к цветовым эффектам добавятся еще геометрические искажения и размытие.
Если под руками нет подходящего цветного стекла, а «пластиковые» снимки не впечатляют, остается возможность прибегнуть к старинному способу создания жидкостных светофильтров. Для этого следует в более-менее плоский сосуд (например, пузырек из-под одеколона) налить прозрачную жидкость с красителем. Для окрашивания подойдет тушь, чернила, акварельные краски, цветные соли вроде медного купороса или перманганата калия и так далее.
Вышепредставленные опыты с цветными стеклами и жидкостями можно считать лишь «легкой разминкой». Спектрозональная фотография — широкое понятие, включающее в том числе фотосъемку в инфракрасном и ультрафиолетовом спектрах излучения, лежащих за пределами видимого диапазона. Эти специфические фототехники будут рассмотрены в следующих главах.
Литература
1. Евтифеев Д. Контрастные (цветные) светофильтры B+W в «цифровую» эпоху. 2019 (https://evtifeev.com/66945-kontrastnye-cvetnye-svetofiltry-b-w-v-cifrovuju-jepohu.html#kniga-anselya-adamsa).
2. Гаранина С. П. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Биография (http://www.prokudin-gorsky.ru/download/Prokudin-Gorsky%20Biography.pdf).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фотографические эксперименты. Нетривиальные техники фотографии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других