1. Книги
  2. Руководства
  3. Станислав Геннадьевич Ржевский

Фотографические эксперименты. Нетривиальные техники фотографии

Станислав Геннадьевич Ржевский
Обложка книги

Данная книга адресована фотолюбителям, интересующимся нестандартными способами съемки, обработки и печати фотографий. В ней представлено множество методик, от старинных до современных, позволяющих получать нетривиальные снимки, как цифровыми, так и аналоговыми методами. Предпочтение отдано относительно простым техникам, доступным широкому кругу любителей для реализации в домашних условиях.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фотографические эксперименты. Нетривиальные техники фотографии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Хемиграммы, химическая автотипия

1. Хемографический «призрак» на галогенсеребряной фотобумаге

Хемиграфия — гелиография — хемография — химическая автотипия — мордансаж — ретикуляция пленки.

Одним из наиболее оригинальных способов получения изображения на фотобумаге является хемиграфия. Строго говоря, это направление в визуальном искусстве нельзя относить к фотографии, так как делаются подобные «снимки» не только без фотоаппарата, но и без участия света вообще (пример — на фото 1). Тем не менее этот способ основан на применении фотоматериалов, поэтому заслуживает рассмотрения в контексте данной книги.

Для создания хемиграммы необходимо обработать неэкспонированный лист фотоматериала химическими агентами, воспроизвести на его поверхности реакцию, затем проявить полученное изображение. Благодаря диффузии агентов, вспениванию и растеканию растворов могут получаться довольно интересные абстрактные изображения. К примеру, можно обработать лист фотобумаги концентрированным раствором соды, затем по каплям наносить на него какую-либо кислоту — в результате произойдет реакция со вспениванием и выделением углекислого газа, оставляющая отпечатки на фотоэмульсии.

Данный способ представляет интерес в плане обращения к абстрактному и сюрреалистическому искусству. Однако, создавая хемиграфическое изображение, заранее невозможно предугадать результат, крайне высок процент появления брака — так что этот способ остается редко используемым подспорьем для энтузиастов.

Стоит отметить, что существует некоторая неопределенность с термином хемиграфия. В русскоязычных источниках его нередко используют в смысле, отличном от вышерассмотренного. Хемиграфией называют метод получения изображений, основанный на комбинации фотографии и гравировки, который берет начало с первой в истории полноценной фотографии, сделанной Жозефом Нисефором Ньепсом в начале XIX в. Он получил снимок вида из окна после длительной экспозиции в камере металлической пластинки, покрытой смолой (сирийским асфальтом). Под воздействием солнечного света смола становится нерастворимой, и после промывания экспонированной пластинки растворителем она вырисовывала негативное изображение.

Историческое название данного метода — гелиография, полученные с его помощью изображения называли гелиогравюрами. Их особенность заключалась в том, что изображение на них имеет рельефную поверхность, представляя собой матрицу, с которой можно тиражировать эстампы. В дальнейшем было разработано множество полимеров, отвердевающих под воздействием света (преимущественно ультрафиолетового). Такие соединения используются в радиотехнике при травлении плат, в косметологии для покрытия ногтей. Желающие могут поэкспериментировать с созданием гелиогравюр по методу Ньепса с применением современных материалов.

Те, кому доводилось заниматься ручной химической печатью, наверняка знакомы с «непроизвольным» появлением хемиграмм. Если сухие компоненты проявителя недостаточно хорошо растворятся в воде, они способны попадать на проявляемый снимок, оставляя пятна на изображении. Так возникают дефекты, которые в дальнейшем могут восприниматься как проявление неких «аномалий» на снимке. Чтобы избежать их, следует тщательнее размешивать либо даже отфильтровывать растворы для фотопечати. Впрочем, как это зачастую бывает в фотографии, досадную проблему можно обратить на пользу, совместив проявление изображения с искусственным созданием химических «призраков». В отличие от хемиграфии, такая комбинированная техника, сочетающая засветку фотоматериала и его обработку химическими агентами, в некоторых источниках называется «хемографией». Одним из практиков хемографического искусства является немецкий фотограф Йозеф Нойман, создавший таким способом интересны цветные снимки.

Разновидностью хемиграфического способа получения изображений является упомянутая в предыдущей главе химическая автотипия, получаемая при непосредственном контакте предметов с фотоэмульсией вследствие химического воздействия их материи либо выделяющихся веществ. Так, например, можно получать автограммы растений, прикладывая и прижимая их к фотопленке или фотобумаге — в данном случае изображение будет получаться за счет соков и эфирных масел, выделяемых из различных частей растения. Самый распространенный пример — отпечатки нарезанных долек лимона или апельсина на фотобумаге.

В последнее время приобрело популярность окрашивание тканей природными компонентами, в некоторой степени реконструирующее древние методы. В том числе для декорирования ткани используется прямое получение оттисков цветов и листьев (так называемые экопринты), которые также являются химическими автотипами. Для проявки таких картинок используются протравляющие растворы с солями металлов — хрома, меди и железа. В упрощенном виде можно воспроизвести подобный процесс на бумаге. Для этого следует пропитать лист плотной акварельной бумаги концентрированным раствором сульфата железа (II) или хромокалиевых квасцов (а еще лучше — их смесью), приложить к влажной бумаге лист растения и, прижав его сверху другим листом бумаги, с сильным нажимом прокатать валиком, после чего на некоторое время бумагу с листьями еще можно оставить под прессом. В итоге должны получиться отпечатки листьев, образовавшиеся за счет окрашивания выделившихся их них соков.

Автографические изображения также могут образовывать кристаллизующиеся на фотоэмульсии вещества. Для этого фотобумагу или пленку следует залить водным раствором какой-либо соли (например, поваренной или медного купороса). Другой вариант — использование спиртовых растворов органических веществ, образующих кристаллы (в частности, салицилового или камфорного спирта). Кристаллический налет можно смыть после небольшой засветки и проявить получившийся отпечаток.

Вообще же, химические автотипы (автограммы) представляют собой только одну разновидность методов автотипии. Без помощи света изображения на фотобумаге могут возникать и под воздействием других сил. Например, авторадиография подразумевает создание изображений предметов, прикладываемых к фотоматериалам, за счет излучаемой ими радиации. Разумеется, рекомендовать проведение подобных опытов в домашних условиях нельзя никоим образом. Зато вполне можно поэкспериментировать с созданием электрограмм на фотоматериалах (см. главу «Электрография»), хотя в данном случае будет играть роль не только воздействие электричества на фотоматериалы, но и засветка от возникающих разрядов.

Заканчивая главу, посвященную химическим экспериментам с фотоматериалами, стоит упомянуть еще одну своеобразную технику модификации фотографий — мордансаж (франц. mordançage — «травление»).

Данный метод приобрел популярность в 60-е годы прошлого века, хотя основывается на процессе конца XIX в., известном как отбеливание травлением. Техника морданcажа заключается в том, что проявленную фотографию на бумаге с желатин-серебряной эмульсией помещают в специальный раствор, содержащий перекись водорода, уксусную кислоту и хлорид меди (II). В результате изображение бледнеет, а эмульсия размягчается. В дальнейшем эмульсию можно подвергнуть механическому воздействию — она отслаивается с подложки и сминается, образуя складки (так называемый «эффект драпировки»). Затем отбеленное изображение проявляется заново и закрепляется. По сути, результат будет представлять собой испорченную фотографию, однако в свое время была оценена особая эстетика снимков, прошедших данную процедуру. Разорванная фотоэмульсия становится самостоятельным художественным материалом. Для примера можно ознакомиться с работами Элизабет Опаленик.

Помимо вышеописанной методики в эпоху аналоговой фотографии существовал еще один, более простой способ модификации пленочных кадров — ретикуляция пленки. Она заключалась в том, что экспонированную и проявленную фотопленку держали над огнем, вызывая ее частичное плавление. В случае редкого везения испорченный таким образом кадр мог приобрести особую художественную выразительность.

Итак, мы совершили краткий экскурс в область методов изобразительного искусства, пограничных с фотографией. Немалый интерес представляет возможность их комбинации с классической аналоговой фотографией, а также их доработка и модификация на практике.

Литература

1. Материалы сайта www.chemogramme.de.

2. Ермолаев В. А., Похолков Ю. П., Шустов М. А., Исмаилова О. Л., Азикова Г. И., Руднев С. В. Радиография и радиографические ячейки. Томск: Изд-во РИО «Пресс-Интеграл», 1997, 224 с.

3. Bailey J. The Mordançage background and process, 2010 (https/www.alternativephotography.com/the-mordanage-background-and-process).

4. Дэйи Д. Спецэффекты. Руководство по новым и необычным фотопроцессам и фотоприемам. Обнинск: «Титул», 1998, 160 с.

5. Лауберт Ю. К. Фотомеханические процессы / В. Попов. — М.: «Гизлегпром», 1932, 416 с.

6. Костарева Л. М. Отпечатки природы: экопринт на текстиле и коже, Сыктывкар: Коми республиканская тип., 2020, 113, [2] с.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Фотографические эксперименты. Нетривиальные техники фотографии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я