На тысячелетней спирали виртуальных встреч на земле наших предков встретились лыжники древних петроглифов Карелии, викинги и ушкуйники, крестоносцы и язычники, православные пешеходы на деревянных мостовых древнего Новгорода, мореплаватели и строители двух русских столиц — Рюрика и Петра Великого. В военное лихолетье на ледовой Дороге жизни Ладожского озера суждено было оказаться шоферу полуторки и маленькой девочке, которые рассказали автору историю своей жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
10. Католики и православные как соседи
Христианство, возникшее более двух тысяч лет тому назад, остается одной из трех крупнейших религий мира, и в нем самом к настоящему времени можно выделить пять основных направлений. Настоящий раскол единой христианской церкви начался с разделением Римской империи на Западную и Восточную с центрами соответственно в Риме и Константинополе, но окончательно христианство разделилось на католичество и православие в 1054 г. В католической церкви в переводе Библии используется латинский язык, в православии — греческий либо церковнославянский. Спустя шесть столетий из католической церкви выделился протестантизм. В основном католичества придерживаются западноевропейские народы, православия — восточноевропейские. По статистическим данным, в XXI столетии в католицизме 1,2 миллиарда человек, в протестантизме около 800 тысяч и в православии около 300 тысяч. В 1191 году римский папа Климент III утвердил орден «Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской», который боролся с врагами католической церкви — крестом и мечом нес новую веру остальным народам. В результате крестовых походов сначала была ослаблена, а позже уничтожена Восточная Римская империя. В 1204 г. была взята штурмом и разграблена столица Византии.
Православие на Руси пришло из Византии — Восточной Римской империи, поэтому католические Ливонский и Тевтонский ордены направляли монахов-рыцарей на православный Великий Новгород. Их эмблемой стали крест и меч, а основной целью нашествия были территориальные и религиозные завоевания, в отличие от восточного татаро-монгольского нашествия, лишенного религиозных мотивов.
Главным для католиков оставалась борьба за Прибалтику.
Сравнения ради вспомним агрессивных крестоносцев Западной Европы и восточных татаро-монгольских завоевателей. Великий князь Юрий Данилович женился на сестре Узбек-хана в 1317 г., принявшей крещение и получившей имя Агафья. К слову, именно он в период новгородского княжения в 1323 г. основал крепость Орешек и заключил Ореховский мир между Новгородом и Швецией.
Дмитрий Лихачев приводил статистику противостояния славян и западных завоевателей: «За время с 1142 по 1446 г. Новгород 26 раз воевал со Швецией и 11 раз с Ливонским орденом». Это происходило в годы, когда существовала договорная грамота Новгорода с шведским королем Магнусом при князе Юрии Даниловиче. В ней говорилось: «Относительно торговли в этой грамоте постановлено: купцы любецкие, готландские и шведские пусть ездят в Новгород беспрепятственно; как новгородцы, так и купцы всей Германии должны быть свободны от опасностей и притеснений в пути. Должники, клятвопреступники, рабы и разбойники перебежавшие должны быть выдаваемы с той и с другой стороны. Ни земли, ни воды не должны покупать шведы в новгородской области и Карелии, равно как и новгородцы должны соблюдать то же обстоятельство в отношении земель и вод, принадлежащих шведам».
В конце X века на Валааме сначала появилась обитель преподобных Сергия и Германа, а затем учрежден монастырь. К беспокойному природному характеру Ладоги добавился религиозный конфликт и притязания католиков на эти приладожские территории.
В 1578 г. шведские крестоносцы добрались до Валаама, сожгли монастырь и уничтожили его православные святыни и библиотеку. Часть братии была уничтожена, другая отправилась в Старую Ладогу, где был основан монастырь Святого Николая Чудотворца. Шведы добрались до Старой Ладоги и разорили город. Как говорит историк, «шведы сгубили ростки православной веры, посеянной иноками на финском берегу Ладожского озера». По Столбовскому миру часть северных земель и остров Валаам оказались в руках иноверцев. В 1634 г. Финляндия полностью вошла в состав Шведского королевства.
Русско-шведская война 1610—1617 гг. на фоне смуты в Русском царстве русские и шведы выступали против поляков. Польский король Сигизмунд III был шведского происхождения, он объявил войну Москве и разбил русско-шведскую армию.
Столбовский мирный договор между царем Михаилом Федоровичем и шведским королем Густавом II Адольфом проходил при посредничестве английского короля Якова I в 1617 г.
По Столбовскому мирному договору Россия вернула утраченные земли в 1617 г. Карелию, Ингерманландию и юридически закрепила территориальный выход к Балтийскому морю. Швеция потеряла в пользу России свои провинции: Лифляндию с городом Ригой и Эстляндию с Ревелем и Нарвой.
Старая Ладога была не только одним из древнейших славянских поселений, но и первой столицей Руси. В 1114 г. посадник Павел «заложил Ладогу город камен», а уже во второй половине XII в. здесь было около восьми каменных православных храмов. В одном из них молился в 1240 г. молодой князь Александр Невский. От постоянных шведских нашествий разрушались древние города, православные обители и монастыри на ладожских островах и берегах. Продолжалась борьба за северные земли и выход к Варяжскому морю. Ладожское озеро и единственная вытекающая из озера река Нева оставались важным для государства отрезком водного пути, несмотря на «бурные вращающиеся воды озера Нево», некогда поразившие святого апостола, воздвигнувшего каменный крест на «высокой, черной земле, на горах Валаама». Именно там в X—XI вв. был основан деревянный, а в 1407 г. — каменный Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.
Старинное поселение на Волхове оказалось портом четырех морей: Балтийского, Черного, Белого и Каспийского. Речные и озерные воды позволяли новгородцам на своих судах добираться до этих морей. Таким образом, Новгородская республика уже была морской державой со своим торговым и военным флотом в том числе и на Балтике. При постройке своих судов новгородцы заимствовали все полезное у норвежцев, шведов и других морских держав.
Речные суда, как правило, были плоскодонные, а морские — плоскодонные и остродонные. Но некоторые новгородские корабли по своей конструкции и по технике производства не имели аналогов. Оригинальное новгородское судостроение сохранялось до середины XVII в.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других