На тысячелетней спирали виртуальных встреч на земле наших предков встретились лыжники древних петроглифов Карелии, викинги и ушкуйники, крестоносцы и язычники, православные пешеходы на деревянных мостовых древнего Новгорода, мореплаватели и строители двух русских столиц — Рюрика и Петра Великого. В военное лихолетье на ледовой Дороге жизни Ладожского озера суждено было оказаться шоферу полуторки и маленькой девочке, которые рассказали автору историю своей жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5. Новгород
Вода набирает силу в ручье, дремлет в топком болоте, проносится по руслу реки, отдыхает в чаше озера или моря, прежде чем унесет за собой историю людей в Мировой океан. Только оставшиеся на земле контуры рек и водоемов способны рассказать историю русского государства.
Историк С. М. Соловьев писал, что древние летописцы говорили: «История есть наставница жизни». Она могла бы «объяснить события настоящего и задачи будущего, которые служили бы практическим руководством для общественных деятелей и нравственной школой для простых людей».
Великий Новгород занимал в этом отношении исключительное место в средневековом мире, «не имея себе равных», и вполне мог остаться легендой, как Гиперборея и Биармия, если бы не археологические раскопки, открывшие памятники этой удивительной цивилизации, настоящий «архитектурный музей под открытым небом».
Новгород был родиной рода Рюриковичей и колыбелью русской государственности, ремесленным, торговым, культурным и международным центром торговли с европейскими городами и представительством в нем ганзейского купечества.
Время постепенно стирало с лица Новгорода столичные черты, и он угас настолько, что о нем надолго забыли. Интерес к ганзейскому купечеству обнаружила Москва, но выгодные сделки заезжих купцов с конкурентами раздражали московитов, и назрел скандал…
Даже археологи засомневались в его возрасте, пока не удостоверились в реальности обнаруженного Рюрикова городища — княжеской резиденции со следами материальной культуры скандинавского и западноевропейского происхождения. Гостомысл, старейшина ильменских словен и новгородский князь, скончался приблизительно в 860 г., оставив после себя дочерей и несколько сыновей, среди которых был юноша по имени Выбор. После кончины Гостомысла прибыл Рюрик и женился на его дочери Ефанде.
До 1950-х гг. раскопки культурного слоя толщиной более семи метров обнаружили документы, «никогда не попадавшие на страницы летописей». Археологи установили, что с середины X и до конца XV века этот культурный слой достиг пяти с половиной метров, а ко времени раскопок вырос еще на два метра.
Были обнаружены берестяные грамоты, свидетельствующие о повседневной жизни людей и их грамотности.
Оказалось, что в течение многих столетий здесь мостили улицы, а новгородцы щеголяли в кожаной обуви по деревянным мостовым, которых еще не существовало в Европе. Двадцать восемь ярусов уличных настилов, лежащих один на другом, показывают количество настилов в культурном слое определенного столетия. Например, в XIII веке было обнаружено пять ярусов мостовых, в XIV — шесть.
Найденные там уникальные берестяные грамоты свидетельствуют, что практически все население Новгорода было грамотным — от детей до стариков, от мужчин до женщин, от бояр до крестьян.
Берестяные грамоты открыли для нас мир горожан и их имена. Мы видим имена: Юрий, Никифор, Алексей, Андрей, Захарка, Нестерка, Яков, Федор и другие. В грамоте №311 я увидела фамилию своего деда — Опарин. Автор письма упоминает Клима Опарина и дает ему характеристику — «своевольно поступает».
Из берестяных писем, иногда с указанием обратного адреса, мы слышим хор новгородцев, их тревоги и заботы, ежедневные потребности. Женщина просит сына купить «зендянцу» — хлопчатобумажную ткань, которую привозили в Новгород с Востока; молодой человек отчитывается в письме, что купил «соль немецкую», тогда как на Белом море существовало свое солеварение. В другом письме сообщение: «Рать ударила под Копорьем. А я, не имея второго коня, имущество побросал… Очень плохо с одним конем… ни дров привезти, ни матери послать не на чем». Из этого письма мы узнаем, что в крепости Копорье недалеко от Финского залива произошло военное столкновение. Автора другого письма волнует вопрос о продаже коня светло-желтой масти. Также новгородцы фиксировали сведения о покупках лампадного масла, пуда меда, десяти локтей сукна, шести коробей ржи и одной коробьи пшеницы, бочки рыбы, трех коней, козьего пуха, трех куниц и трех горстей льна. Берестяные грамоты оживили историю этой земли, и мы увидели цвет, быт и жизненные ситуации.
Согласно летописям, Новгород был построен племенем словен в 859 г. вблизи истока реки Волхов, вытекающей из озера Ильмень и впадающей в Ладожское озеро, и водный путь через Неву следовал в Финский залив и Балтийское море. Новый город оказался в центре системы рек и, обладая собственным торговым и военным флотом, стал портом четырех морей: Балтийского, Белого, Черного и Каспийского. Флот новгородцев по своей мощи не уступал флотам прибалтийских государств, совершая морские походы как к Константинополю в 1187 г. по Черному морю, так и к шведским берегам. По тем же маршрутам ганзейские купцы добирались до Новгорода.
После принятия православия на месте языческого капища была построена деревянная церковь Святой Софии, которую в 1045 г. сменил каменный собор, ставший духовным центром Великого Новгорода. Собор венчает знак Святого Духа — белый голубь на кресте. Летописец утверждает, что «во всех русских городах было множество храмов, но ни один город в России не мог равняться по количеству церквей с Великим Новгородом».
Сам Великий Новгород был сердцем Новгородской республики, объединяющей около тридцати городов: Великие Луки, Торжок, Старая Ладога, Орешек, Копорье, Порхов, Орлец. Да и сам город превосходил по численности населения европейские города. К примеру, в Лондоне или в Гамбурге проживало около 20 тысяч человек, в то время как в Новгороде с населением 30 тысяч были мощеные улицы и водопровод, по которому текла по деревянным трубам ключевая вода. Это был один из крупнейших европейских городов.
Осваивая огромные территории, новгородцы не стремились покорять другие племена. Продвижение русских на север и северо-восток происходило сравнительно мирно и на взаимовыгодных условиях. Поскольку народности емь, водь, кареля, саамь, чудь заволочная, печора и другие создавали на этом пространстве низкую плотность населения, новгородцы, не вытесняя их, занимали пустующие земли. Историк С. Ф. Платонов писал в начале XX столетия, что «словене заняли речную систему озера Ильмень» и «самым диким» из всех соседствующих племен было финское, которое «в первобытной дикости и простоте легко поддавалось всякому вторжению в их земли». Они быстро подчинялись более культурным пришельцам и ассимилировались или же без заметной борьбы уступали им свои земли и уходили от них на север или восток.
Следы пребывания русских поселенцев археологи обнаружили на морских берегах Западной Сибири задолго до ее освоения. Заселение обширных и пустынных пространств на севере Восточной Европы также является несомненной заслугой новгородцев. Финны долго оставались язычниками, поскольку их обращение в православие носило исключительно добровольный характер. Варяги наведывались в эти земли из-за моря с военными и торговыми целями или пытались обратить в свою веру тех же финнов. Существовали договорные грамоты Новгорода со шведским королем Магнусом 1323 г., где говорилось о беспрепятственном передвижении любецких, готландских и шведских купцов в Новгород, без притеснений в пути, но с подробным обозначением границ новгородских владений на финском севере. Договорная грамота от 1326 г. тоже свидетельствует о том, что гости норвежские могут без всякого препятствия ходить в Новгород и Заволочье, а гости новгородские и заволочские могут ездить в Норвегию. Таким образом, иностранным купцам дозволялось перемещаться за «волоки», связывающие Онежское озеро с Белым морем, изобилующим пушниной и соляными угодьями.
С давних пор сбыт товаров на Руси сопровождался сбором заставных, торговых или таможенных пошлин. Лоцманы, проводившие немецкие торговые суда по Неве, получали пошлину на пристани правого берега реки Волхов, в тридцати четырех верстах от Ладожского озера. За переправу возов через реки и товаров на паромах и лодках собиралась пошлина — перевоз. За проезд через мосты в XII веке собирали мостовщину. Путь по суше от реки до реки нужно было одолеть волоком, тащить лодки большей частью на себе. За проезд по Двине до Смоленска ганзейские купцы пошлины не платили. Таким образом, одно из главных преимуществ торговли новгородцев с ганзейскими городами состояло в освобождении от пошлин. Новгородцы не смешивали войну с торговлей и заключали выгодные сделки с Ганзой, в то время как сражались с орденом, которому та помогала. Торговые дома ганзейских купцов находились в Новгороде, и в 1494 г. Иван III расправился с немецкими купцами — арестовал их, а ганзейский торговый двор был конфискован и закрыт. От разрыва торговых отношений с Ганзой пострадали обе стороны. Только следующий царь, Василий III, к взаимной выгоде разрешил вновь открыть в Новгороде немецкий торговый дом. Западные товары нечем было заменить, русские лишились пошлин, а русские лишились пошлин, а запасы экспортных товаров — меха, кожи, воска, меда, льна и конопли — оказались невостребованными.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других