На тысячелетней спирали виртуальных встреч на земле наших предков встретились лыжники древних петроглифов Карелии, викинги и ушкуйники, крестоносцы и язычники, православные пешеходы на деревянных мостовых древнего Новгорода, мореплаватели и строители двух русских столиц — Рюрика и Петра Великого. В военное лихолетье на ледовой Дороге жизни Ладожского озера суждено было оказаться шоферу полуторки и маленькой девочке, которые рассказали автору историю своей жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Петроглифы Карелии
Петроглифы — пещерные и наскальные изображения, выбитые на камне в виде отдельных насечек или ровной контурной линией. Это искусство, известное человечеству на протяжении многих тысячелетий, с XXXV веков и по Х век до нашей эры, и непременно соседствующее с другими видами декоративного творчества, такими как цветные росписи пещер и татуировки. Десятки разнообразных изображений, перекрывающих друг друга на каменных страницах истории, вполне могут использоваться для определения хронологии событий. Время шло, но оставались следы творений рук человека, картины жизни людей прошлого в изображениях среды обитания человека. Среди петроглифов можно выделить два типа изображений: абстрактные, не фигуративные, и фигуративные, фиксирующие реальный мир. Здесь нам ценны сам человек и род занятий, взаимоотношения, орудия труда и способы передвижения: на лодке и на лыжах с палками в руках, на упряжке с оленем и в повозке, запряженной лошадьми или буйволом. Читая каменную летопись, мы узнаем слона или жирафа Африки, лошадей и бизонов Франции, лося и рыбную ловлю в Сибири на Ангаре, охотника с луком или топором на Онежском озере, рыбака в лодке и лыжников Беломорья.
Петроглифы фактически предопределили появление письменности, того, что можно было ранее выразить только звуком или жестом.
Нам открывается реальная жизнь природы и человека, а не сказочная, созданная воображением Гиперборея, некогда существовавшая на этих северных просторах.
Среди символов в доисторических петроглифах можно увидеть изображение спирали. Плоская или объемная двойная пространственная кривая линия совершает обороты вокруг невидимой оси. Этот сложный символ используется человеком со времен палеолита. Спираль можно было увидеть в свернувшейся в кольцо змее — символе мудрости и вечности, — в водовороте и в небесной вышине. Спираль на раковине древнего аммонита, скрученный тонкий усик растения — все они устремлены к центру.
Человек увидел спираль в собственной среде обитания и воплотил, например, в винтовой лестнице. Французский архитектор Жан-Пьер Уден, изучая пирамиду Хеопса в Гизе, предположил, что ее строили с использованием внутреннего спирального пандуса, а не внешнего, как предполагалось ранее.
Спираль — символ, который использовался во всех частях света. Это может быть сходящаяся и расходящаяся спираль как символ рождения и смерти. В египетской системе иероглифов спираль означает космические формы в движении или отношение между единством и множественностью. Та же змея, свернувшаяся кольцами, тождественна круговороту явлений — она несет и символизирует смерть, а змея, сбрасывающая и меняющая кожу, — жизнь и воскрешение.
В Древнем Риме кадуцей — жезл, обвитый двумя змеями, — стал символом тайного знания и превратился в посох послов, а позже в эмблему коммерции и медицины. Все полно мистического смысла — скручивание и раскручивание спирали, плоская или пространственная, двойная… Среди петроглифов можно увидеть знакомые нам знаки, но сколько тысячелетий миновало, пока круг не превратился в колесо повозки, а спираль раковины аммонита — в пружину механических часов или винтовую лестницу… Лодка, лыжи и лыжник, схвативший оленя за хвост, — свидетельства полученного опыта. Эти изобретения человечество использует по сей день.
Как художник, вижу и понимаю характерность изображений людей эпохи палеолита — группы лыжников, высеченных в камне. Они точно передают возраст и род их занятий. Один молод и полон сил, с хорошо развитым торсом, — охотник и лидер, рядом немного согнутый, с небольшим отвисшим животом, явно больше занят ремеслом, возможно, строит лодки или мастерит лыжи, инструменты и посуду. Рядом молодой человек уверенно стоит на лыжах — он не первый раз в этой компании, с ними совсем юный лыжник — похоже, ученик. Неподалеку сильный и опытный лыжник схватил хвост оленя, осваивая передвижение в упряжке с прирученным животным. Очень точное изображение фигур мужчин на лыжах, понятное даже спустя тысячелетия. Нам неизвестен язык людей времен создания петроглифов в Карелии, но язык художника понятен даже спустя тысячелетия. Художник одной контурной линией дал точную характеристику людям из каменного века.
Петроглифы Карелии нанесены на камень с помощью неизвестного нам инструмента, эта технология была распространена на всех континентах. Художественный прием палеолита, мезолита и неолита — капулы, полусферические отметины от инструмента ручной работы, наскальная гравюра. Своим названием обязано немецкому археологу Клеггу, который ввел термин «капула» в 2007 году. Петроглифы Карелии — это привет художника каменного века нам, потомкам. Для нас особенно значимы петроглифы Белого моря, Онежского озера, связанных водной цепочкой с Ладожским озером и Балтийским морем.
Мы отмечаем цвет гранита, одна из разновидностей которого получила название «выборгит» в честь города Выборга. Эта вулканическая горная порода, неподвластная разрушительному влиянию времени, и на побережье Онежского озера среди других гранитов отличается красным цветом с точечными и волнообразными узорами — возможно, это и привлекло древнего художника. Красный цвет северных гранитов оказался не просто ярким фоном для петроглифов. Это цвет жизни и возрождения, цвет войны и символ победы. Красный — сакральный цвет в истории человечества, и рисунки на красном граните превращают это место в древнейшее святилище. Вероятно, мастер узнал в контрастных оттенках гранита известные ему сюжеты, и оставалось только дополнить естественный узор камня недостающими штрихами выбитых в нем капул. Так появлялись изображения птиц, животных, рыб и самого человека. Художник изображал повседневную жизнь — охоту, рыболовство, приручение животных, дополняя изображения малопонятными для нас символами. Гранит сохранил для нас послания человека каменного века в известных нам символах, когда мы находим скрытые сюжеты в сплетениях крон, меняющихся формах облаков или в вечном движении небесных светил.
Начиная с двадцатого тысячелетия до нашей эры и по сей день петроглифы несут информацию посредством выразительного и точного языка рисунка.
Карельские петроглифы — одни из самых древних и таинственных рисунков на Земле. На протяжении пяти-шести тысячелетий на прочном граните создавались рисунки от двадцати-пятидесяти сантиметров до нескольких метров. Техника нанесения контура рисунка требовала физических усилий. Эти рисунки удивительным образом продолжают открываться нам при особом положении солнца, дополняя наши знания о далеких предках.
Только на восточном берегу Онежского озера обнаружено более тысячи петроглифов, среди которых можно найти солярные, лунарные знаки, помимо реальных изображений человека и животных. Новые петроглифы до сих пор открывают в Беломорском районе нашей страны. Оказалось, что количество петроглифов Белого моря почти в два раза больше обнаруженных петроглифов Онежского озера. Это обстоятельство объясняется спецификой этих изображений, датируемых пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры: часть рисунков проявляется только в косых лучах солнца, когда тень заполняет капулы контура рисунка. Поэтому петроглифы хорошо видны в утренние или вечерние часы. Отметим только многочисленные изображения лебедя, которые достигают трех-четырех метров в высоту. Вполне вероятно, это свидетельствует о культе птицы. Словно бог северного ветра Борей вместе с сыновьями-близнецами носится на крыльях. Спустя тысячелетия бог греческого пантеона Гермес, посланник олимпийцев в крылатых сандалиях, летал на край света, а крылатый конь Пегас, изображенный на барельефе II в. до нашей эры, путешествует по всему свету вместе с героем Беллерофонтом, внуком Сизифа, призванным убить чудовищную Химеру. Но только художник и скульптор из Афин Дедал изготовил из перьев птиц, льняных ниток и воска крылья, чтобы с сыном Икаром улететь с острова Крит, где прославленный зодчий построил Лабиринт. Только сын, вопреки совету отца не касаться морской воды и не подниматься близко к солнцу, способному растопить воск, настолько обрадовался полету, что, взлетев высоко, опалил крылья и упал в море, прозванное Икарийским. Сам изобретатель крыльев Дедал сумел добраться до Афин. Возможно, человека убедили реально существующая способность лебедя ходить по земле, плыть по воде, взмахнув крыльями, взлететь к небу, воспетая поэтами лебединая верность и мифический контраст белоснежного оперения птицы и темного мяса. Вероятно, фантастические возможности лебедя вызвали желание изобрести лыжи, построить лодки, приручить и запрячь оленя, изобрести колесо, но возможности взлететь в небо пришлось ждать несколько тысячелетий.
К сожалению, при определении исторической принадлежности петроглифов возможна погрешность в пределах от сотен до тысяч лет. Изображения на северных разноцветных гранитах — отметина времени границы истории человечества.
Нам неизвестен язык общения карельских племен каменного века, но язык художника понятен и узнаваем здесь, где петроглифы, контуры рек, озер и морей сохраняют и помогают понять историю нашего государства.
Какой след оставим мы на спирали времени, проходя через вечные циклы войны и мира на этой древней земле рек, озер, морей и льда, из года в год сковывающего эти просторы?..
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других