1. книги
  2. Документальная литература
  3. Татьяна Викторовна Ананина

Виртуальные встречи. Ладога

Татьяна Викторовна Ананина
Обложка книги

На тысячелетней спирали виртуальных встреч на земле наших предков встретились лыжники древних петроглифов Карелии, викинги и ушкуйники, крестоносцы и язычники, православные пешеходы на деревянных мостовых древнего Новгорода, мореплаватели и строители двух русских столиц — Рюрика и Петра Великого. В военное лихолетье на ледовой Дороге жизни Ладожского озера суждено было оказаться шоферу полуторки и маленькой девочке, которые рассказали автору историю своей жизни.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Петроглифы Карелии

Петроглифы — пещерные и наскальные изображения, выбитые на камне в виде отдельных насечек или ровной контурной линией. Это искусство, известное человечеству на протяжении многих тысячелетий, с XXXV веков и по Х век до нашей эры, и непременно соседствующее с другими видами декоративного творчества, такими как цветные росписи пещер и татуировки. Десятки разнообразных изображений, перекрывающих друг друга на каменных страницах истории, вполне могут использоваться для определения хронологии событий. Время шло, но оставались следы творений рук человека, картины жизни людей прошлого в изображениях среды обитания человека. Среди петроглифов можно выделить два типа изображений: абстрактные, не фигуративные, и фигуративные, фиксирующие реальный мир. Здесь нам ценны сам человек и род занятий, взаимоотношения, орудия труда и способы передвижения: на лодке и на лыжах с палками в руках, на упряжке с оленем и в повозке, запряженной лошадьми или буйволом. Читая каменную летопись, мы узнаем слона или жирафа Африки, лошадей и бизонов Франции, лося и рыбную ловлю в Сибири на Ангаре, охотника с луком или топором на Онежском озере, рыбака в лодке и лыжников Беломорья.

Петроглифы фактически предопределили появление письменности, того, что можно было ранее выразить только звуком или жестом.

Нам открывается реальная жизнь природы и человека, а не сказочная, созданная воображением Гиперборея, некогда существовавшая на этих северных просторах.

Среди символов в доисторических петроглифах можно увидеть изображение спирали. Плоская или объемная двойная пространственная кривая линия совершает обороты вокруг невидимой оси. Этот сложный символ используется человеком со времен палеолита. Спираль можно было увидеть в свернувшейся в кольцо змее — символе мудрости и вечности, — в водовороте и в небесной вышине. Спираль на раковине древнего аммонита, скрученный тонкий усик растения — все они устремлены к центру.

Человек увидел спираль в собственной среде обитания и воплотил, например, в винтовой лестнице. Французский архитектор Жан-Пьер Уден, изучая пирамиду Хеопса в Гизе, предположил, что ее строили с использованием внутреннего спирального пандуса, а не внешнего, как предполагалось ранее.

Спираль — символ, который использовался во всех частях света. Это может быть сходящаяся и расходящаяся спираль как символ рождения и смерти. В египетской системе иероглифов спираль означает космические формы в движении или отношение между единством и множественностью. Та же змея, свернувшаяся кольцами, тождественна круговороту явлений — она несет и символизирует смерть, а змея, сбрасывающая и меняющая кожу, — жизнь и воскрешение.

В Древнем Риме кадуцей — жезл, обвитый двумя змеями, — стал символом тайного знания и превратился в посох послов, а позже в эмблему коммерции и медицины. Все полно мистического смысла — скручивание и раскручивание спирали, плоская или пространственная, двойная… Среди петроглифов можно увидеть знакомые нам знаки, но сколько тысячелетий миновало, пока круг не превратился в колесо повозки, а спираль раковины аммонита — в пружину механических часов или винтовую лестницу… Лодка, лыжи и лыжник, схвативший оленя за хвост, — свидетельства полученного опыта. Эти изобретения человечество использует по сей день.

Как художник, вижу и понимаю характерность изображений людей эпохи палеолита — группы лыжников, высеченных в камне. Они точно передают возраст и род их занятий. Один молод и полон сил, с хорошо развитым торсом, — охотник и лидер, рядом немного согнутый, с небольшим отвисшим животом, явно больше занят ремеслом, возможно, строит лодки или мастерит лыжи, инструменты и посуду. Рядом молодой человек уверенно стоит на лыжах — он не первый раз в этой компании, с ними совсем юный лыжник — похоже, ученик. Неподалеку сильный и опытный лыжник схватил хвост оленя, осваивая передвижение в упряжке с прирученным животным. Очень точное изображение фигур мужчин на лыжах, понятное даже спустя тысячелетия. Нам неизвестен язык людей времен создания петроглифов в Карелии, но язык художника понятен даже спустя тысячелетия. Художник одной контурной линией дал точную характеристику людям из каменного века.

Петроглифы Карелии нанесены на камень с помощью неизвестного нам инструмента, эта технология была распространена на всех континентах. Художественный прием палеолита, мезолита и неолита — капулы, полусферические отметины от инструмента ручной работы, наскальная гравюра. Своим названием обязано немецкому археологу Клеггу, который ввел термин «капула» в 2007 году. Петроглифы Карелии — это привет художника каменного века нам, потомкам. Для нас особенно значимы петроглифы Белого моря, Онежского озера, связанных водной цепочкой с Ладожским озером и Балтийским морем.

Мы отмечаем цвет гранита, одна из разновидностей которого получила название «выборгит» в честь города Выборга. Эта вулканическая горная порода, неподвластная разрушительному влиянию времени, и на побережье Онежского озера среди других гранитов отличается красным цветом с точечными и волнообразными узорами — возможно, это и привлекло древнего художника. Красный цвет северных гранитов оказался не просто ярким фоном для петроглифов. Это цвет жизни и возрождения, цвет войны и символ победы. Красный — сакральный цвет в истории человечества, и рисунки на красном граните превращают это место в древнейшее святилище. Вероятно, мастер узнал в контрастных оттенках гранита известные ему сюжеты, и оставалось только дополнить естественный узор камня недостающими штрихами выбитых в нем капул. Так появлялись изображения птиц, животных, рыб и самого человека. Художник изображал повседневную жизнь — охоту, рыболовство, приручение животных, дополняя изображения малопонятными для нас символами. Гранит сохранил для нас послания человека каменного века в известных нам символах, когда мы находим скрытые сюжеты в сплетениях крон, меняющихся формах облаков или в вечном движении небесных светил.

Начиная с двадцатого тысячелетия до нашей эры и по сей день петроглифы несут информацию посредством выразительного и точного языка рисунка.

Карельские петроглифы — одни из самых древних и таинственных рисунков на Земле. На протяжении пяти-шести тысячелетий на прочном граните создавались рисунки от двадцати-пятидесяти сантиметров до нескольких метров. Техника нанесения контура рисунка требовала физических усилий. Эти рисунки удивительным образом продолжают открываться нам при особом положении солнца, дополняя наши знания о далеких предках.

Только на восточном берегу Онежского озера обнаружено более тысячи петроглифов, среди которых можно найти солярные, лунарные знаки, помимо реальных изображений человека и животных. Новые петроглифы до сих пор открывают в Беломорском районе нашей страны. Оказалось, что количество петроглифов Белого моря почти в два раза больше обнаруженных петроглифов Онежского озера. Это обстоятельство объясняется спецификой этих изображений, датируемых пятым-четвертым тысячелетием до нашей эры: часть рисунков проявляется только в косых лучах солнца, когда тень заполняет капулы контура рисунка. Поэтому петроглифы хорошо видны в утренние или вечерние часы. Отметим только многочисленные изображения лебедя, которые достигают трех-четырех метров в высоту. Вполне вероятно, это свидетельствует о культе птицы. Словно бог северного ветра Борей вместе с сыновьями-близнецами носится на крыльях. Спустя тысячелетия бог греческого пантеона Гермес, посланник олимпийцев в крылатых сандалиях, летал на край света, а крылатый конь Пегас, изображенный на барельефе II в. до нашей эры, путешествует по всему свету вместе с героем Беллерофонтом, внуком Сизифа, призванным убить чудовищную Химеру. Но только художник и скульптор из Афин Дедал изготовил из перьев птиц, льняных ниток и воска крылья, чтобы с сыном Икаром улететь с острова Крит, где прославленный зодчий построил Лабиринт. Только сын, вопреки совету отца не касаться морской воды и не подниматься близко к солнцу, способному растопить воск, настолько обрадовался полету, что, взлетев высоко, опалил крылья и упал в море, прозванное Икарийским. Сам изобретатель крыльев Дедал сумел добраться до Афин. Возможно, человека убедили реально существующая способность лебедя ходить по земле, плыть по воде, взмахнув крыльями, взлететь к небу, воспетая поэтами лебединая верность и мифический контраст белоснежного оперения птицы и темного мяса. Вероятно, фантастические возможности лебедя вызвали желание изобрести лыжи, построить лодки, приручить и запрячь оленя, изобрести колесо, но возможности взлететь в небо пришлось ждать несколько тысячелетий.

К сожалению, при определении исторической принадлежности петроглифов возможна погрешность в пределах от сотен до тысяч лет. Изображения на северных разноцветных гранитах — отметина времени границы истории человечества.

Нам неизвестен язык общения карельских племен каменного века, но язык художника понятен и узнаваем здесь, где петроглифы, контуры рек, озер и морей сохраняют и помогают понять историю нашего государства.

Какой след оставим мы на спирали времени, проходя через вечные циклы войны и мира на этой древней земле рек, озер, морей и льда, из года в год сковывающего эти просторы?..

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я