В книге рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются тренеры клубов и фитнес-менеджеры, а также описываются приемы практической работы с клиентами на основе понимания психологии и потребностей.Автор уделяет внимание основным принципам взаимодействия между специалистами различного профиля, анализирует типичные ошибки и проблемы, а также указывает пути их исправления.Несмотря на серьезность материала, книга написана живым и доступным языком, отражающим своеобразное чувство юмора автора.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разумный фитнес. Книга тренера» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тренер VS фитнес-менеджер?
В любом фитнес-клубе есть два знаковых персонажа — тренер и фитнес-менеджер, который «руководит» тренерами. Принято считать, что тренер работает на фитнес-менеджера. Во всяком случае, если наблюдать со стороны деятельность некоторых, фитнес-менеджеров, то совершенно очевидно, что они так и считают. Но так ли это?
Фитнес-менеджеры бывают двух типов — доморощенные и приглашённые. Первые — плоть от плоти тренерской среды, они росли в коллективе, и у них есть одна проблема — они часто не могут понять, что с новой должностью для них изменилось всё — и отношения с коллегами, и права, и обязанности, и ответственность. Вторые — приглашённые. Среди них чаще встречаются те, кто ещё не созрел для этой работы и просто перешёл в другой клуб «с повышением», в надежде на то, что сумеет наладить работу в среде тренеров. Но среди приглашённых есть и опасный подвид — «профессиональный перебежчик» — фитнес-менеджер из другого клуба, который переходит в новый отнюдь не потому, что хочет профессионального роста. Он просто уходит от проблем, так как на старом месте не справлялся со своими обязанностями. Таких деятелей среди управленцев фитнес-клубов много, да и не только в фитнес-бизнесе.
Для того чтобы понять роли, функции и взаимодействие этих двух знаковых персон, мы сначала узнаем, откуда вообще берутся тренеры.
Путь к профессии тренера
Боюсь, что к концу этого раздела кое-кто из вас, коллеги-тренеры, будет относиться ко мне хуже, чем в начале. Я собираюсь говорить с вами о неприятных для вас вещах, и кто-то, возможно, примет сказанное на свой счёт. Однако я не похож на «добренького» доктора, который скрывает от пациента опасность его заболевания. Я — злой доктор, который говорит пациенту правду, чтобы показать ему его истинное состояние и настроить на борьбу и лечение. Если вы держите в руках эту книгу, значит, вами движет стремление что-то узнать, чему-то научиться, и это уже обнадёживает. Человек может научиться всему, если будет понимать необходимость учёбы и не лениться. Между прочим, многих людей стимулирует как раз не то, что им нравится, а нечто противоположное. Может быть, кому-то из вас всё это так не понравится, что в будущем стимулирует к созданию новой науки — науки о фитнесе. Ну, ладно, в крайнем случае, при встрече стукнете меня этой книгой по голове. Если попадётеJ!
Люди приходят к профессии тренера по-разному. Однако можно выделить шесть основных источников:
• с улицы;
• из числа клиентов;
• из профессионального спорта;
• из учебных заведений спортивной направленности;
• из собственных обучающих центров, которые есть во многих сетевых клубах;
• из обучающих центров и школ, которые не привязаны к конкретным клубам и сетям.
Я не случайно поставил на первое место такой сомнительный источник «кадров», как улица. Одной из проблем фитнес-бизнеса в России является наличие огромного числа случайных людей, которые подвизаются на этой ниве. Причём, на всех уровнях, от технических специалистов до управляющих. Сразу хочу подчеркнуть, что для меня критерием качества специалиста является только финансовый успех его деятельности на данной должности. Низкий уровень профессионализма тренеров, по моему мнению, — главная причина низкой лояльности клиентов. Кто только у нас не устраиваются на работу в клубы! И по блату, и «парень хороший», и «дочка нужного человека», и «здоровый мужик», и «чемпион», и… Кого я только не видел в этой роли! Конечно, в крупных городах таких «кадров» уже поменьше, но даже выпускники различных «академий» при фитнес-клубах готовят специалистов ничуть не лучше, и об этом мы тоже будем говорить. Конечно, можно иронизировать и дальше, однако попробуем поставить себя на место управляющего клубом где-нибудь в глубинке. Кадров нет в принципе! Для того, чтобы заткнуть кадровые дыры, конечно, возьмёшь кого угодно в надежде, что как-нибудь научатся.
И ведь бывает, что учатся! Я знаю блестящих специалистов, которые пришли в фитнес из «ниоткуда», правда, для того чтобы стать личностями, они затратили много сил и времени. Это — самые волевые и работоспособные люди. Однако их так мало! Казалось бы, в наше время можно найти информацию по любому вопросу, получить любые знания и навыки. Нужно ездить на конвенции (при всех недостатках такого вида обучения), слушать, смотреть, что делают опытные тренеры, и учиться, учиться, учиться. Однако ещё одна проблема таких специалистов заключается в том, что они пытаются имитировать только внешние формы, например, копировать групповые уроки или, начитавшись всевозможных книжек, просто копируют размещённые там методики выполнения упражнений. Но они ничего не знают о клиенте, о том, как с ним работать, как привлекать, как его чувствовать. Ведь нужно не только показывать, как технически МОЖНО СДЕЛАТЬ какое-то упражнение, нужно показывать, КАК НАУЧИТЬ и ПРИВЛЕЧЬ клиента. Но у меня есть все основания говорить, что на конвенциях этому практически не учат. Не так уж много пользы и от дисков с записями программ лучших тренеров, от книг с красочными описаниями методик работы над мышечными группами. Такие источники информации, вне всякого сомнения, полезны, однако для нашей работы этого очень мало. Вот если бы эти тренеры и на дисках показывали не то, что умеют сами, а продемонстрировали, как привлечь и научить клиента — было бы больше пользы. Пока это похоже на ситуацию, когда перед вами ставят изысканное блюдо, но не дают столовых приборов. Как хотите, так и ешьте!
Тренеры из бывших клиентов. По моим наблюдениям, есть два основных источника кадров из клиентов: молодые женщины, помешанные на похудении и молодые мужчины-бодибилдеры. На первый взгляд кажется, что они идут к этой профессии, потому что в процессе самостоятельных занятий постепенно начинают любить тренерский труд, хотят делать людей лучше, ну и прочая душещипательная шелуха. Но, в основном, причина куда прозаичнее: они продолжают решать свои проблемы в новом качестве. Им кажется, что, работая тренерами, они получают безграничную возможность увеличивать количество собственных тренировок, да ещё и получать за это деньги. Находясь в клубе, они работают преимущественно на себя. Это можно легко заметить, так как они в роли тренеров практически полностью повторяют то, что делали, когда были клиентами. Женщины все свои уроки «затачивают» только на потерю веса, а мужчины — на набор массы. Если фитнес-менеджер клуба пытается дать им другие уроки или обязанности, он часто наталкивается на сопротивление. У мужчин есть ещё одна особенность: среди тренеров, которые вышли из числа клиентов, много тех, кто планирует принимать участие в соревнованиях по бодибилдингу или пауэрлифтингу. Для них работа в клубе — ещё и подготовка к соревнованиям, и они этого, как правило, не скрывают и занимаются подготовкой даже в рабочее время. Нельзя сказать, что у тренеров такого типа нет клиентов. Их мало, но они есть. Это — точные копии тренеров, то есть персоны с такими же целями. Своим внутренним настроем на решение узких собственных задач такие тренеры буквально заражают клиентов такого же типа. Но их, повторяю, мало, а клиенты с другими целями и задачами к таким не идут. Они часто не понимают, но чувствуют, что толку с такими тренерами для них не будет. Очень интересно наблюдать, как ведут себя тренеры этого типа на первичных инструктажах клиентов. Забегая вперёд, скажу, что считаю первичный инструктаж одним из самых важных моментов продажи услуг индивидуального тренинга. Но большинство тренеров смотрят на это, как на тяжкую производственную обязанность. Тренеры того типа, который я описываю, ведут инструктажи нехотя и лениво, так и кажется, что сейчас просто махнут рукой и уйдут. Но как загораются у них глаза, когда они встречают редкого «собрата», и лучше неопытного, с которым они могут реализовать свою страсть к дидактике! Постепенно вокруг них образуется очень узкий и закрытый кружок единомышленников, своего рода микроклуб. Они встречаются в зале, шумно радуются общению, обсуждают общие вопросы, «как тут вот эту мышцу подтянуть» или «ты по какой схеме принимаешь?» При этом они полностью и демонстративно игнорируют других клиентов, даже не здороваются с ними. У таких тренеров мало продаж, зарплаты небольшие, поэтому практически все они приторговывают спортивным «питанием» или стероидами или «левачат». Перспективы работы таких тренеров довольно призрачны. Руководство, как правило, не устраивает такая пассивная работа, на них начинают давить, вызывая недовольство и обиды. И они пускаются в бесконечное путешествие из клуба в клуб, превращаясь в профессиональных перебежчиков.
Женщины-тренеры из клиентов не так безнадёжны. Довольно часто они всё-таки начинают расширять свои познания за пределы «похудательных» видов тренингов.
Тренеры из бывших профессиональных спортсменов. Эти люди приходят в профессиональный спорт, как правило, в детстве. Как происходит выбор этой профессии? По большей части, неосознанно, руководствуясь выбором родителей, которые меньше всего думают о собственно рекордах. Их планы куда более прозаические. Современный спорт высоких достижений давно утратил статус любительского и превратился в высокодоходную профессию. Оборот денежных средств в орбите современного спорта настолько велик, что его можно с полным основанием считать отраслью мировой экономики. Динамика роста в любой отрасли всегда связана с опережающими темпами динамики гонораров и зарплат. Действительно, какой другой вид легальной деятельности может дать возможность 20-летнему парню или девушке зарабатывать огромные деньги? Выбирая для своего ребёнка спортивную стезю, родители будущего чемпиона, как и любые нормальные родители, желают ему только добра, надеясь, что по мере роста спортивного мастерства будут расти и доходы их ребёнка, а слава и известность чемпиона приведут к ещё большему притоку денежных средств. Таким способом их ребёнок «сделает карьеру», «найдёт своё место в жизни», «добьётся жизненного успеха»…. Всем известен этот нехитрый набор изречений житейской мудрости, который ничего не говорит о том, КАК и КАКОЙ ЦЕНОЙ достигается этот успех, место и прочие блага. Впрочем, и рассуждение о цене тоже могут разбиться о железный довод, что за всё в жизни нужно платить. А чем, кстати? Ну, ответ-то очевиден — здоровьем. Правда, его очевидность проявляется только тогда, когда уже поздно… Профессиональный спорт жесток не только потому, что явно не способствует укреплению здоровья, и многим из вас об этом даже не стоит рассказывать, но и потому, что, выжав профессионала до капли, просто может выбросить его на обочину жизни.
Пока спортсмен приносит пользу тем, кто за ним стоит (а имя им — легион), для него создаются все условия. Более того, ему даже обеспечивают возможность получения образования. Если кто-то из вас, уважаемые читатели, был профессиональным спортсменом и является им сейчас, то вы знаете, о чём я говорю. Вам ставили нужные отметки и освобождали даже от намёка на учёбу. Ваши преподаватели пытались хоть как-то вас учить, но на них давили и давили тренеры, федерации и даже чиновники от спорта. При этом самые дальновидные из вас как-то пытались учиться, однако вам говорили, что о будущем вы можете не думать. И, как обычно, обманули. И не ваш любимый тренер, а сложившаяся система, которая давит и на него. Это — печальная тема, и достойна отдельной работы. Итак, уйдя из большого спорта, вы оказались на распутье. Что делать? Тренером вы быть не можете, так как, имея диплом тренера, выданный вам высшим учебным физкультурным заведением, таковым вы не являетесь, так как мало чему научились. Вы ещё можете работать с молодыми спортсменами, которые пришли вам на смену. Работая в этом качестве, вы можете только копировать методы, при помощи которых тренировали вас. Но когда вы пытаетесь делать это в фитнес-клубе, куда вас приняли с распростёртыми объятиями, вас постигает глубокое разочарование. Руководство клуба ещё и фотографию вашу разместило на входе, и клиентом все уши прожужжали о том, что в клубе чемпион работает. Вы с энтузиазмом принимаетесь за работу и тут же сталкиваетесь с тем, что было для вас немыслимым раньше. Как это человек не стремится к рекордам? Как это он пропускает тренировки? Как это он говорит любимые фразы типа «я не буду этого упражнения делать, у меня от него ноги толстые будут» или «а от этого я похудею?», «ну, я это сделала, а что дальше делать?» (хотя вы повторили это уже раз двадцать!)? Да почему клиент не пашет с утра до вечера, а норовит филонить на тренировке?! И почему закатывает глаза при самой лёгкой нагрузке?!
Да лёгкая, конечно, штанга, всего-то 120 кг. Так, разогрев! У вас, коллега, другие критерии целей и методов тренировки. Вас учили с детства, что она должна быть «до предела и ещё чуть-чуть», и вам не говорили о том, как эта самая «разогревающая» штанга плющит ваш позвоночник. Главное, чтобы спина не болела сейчас, а дальше — как нибудь приложится. Да у всех болит, говорил вам тренер! Обезболивающее колоть будем, заморозим — и вперёд. Вы даже не можете до конца поверить в то, что заниматься можно не для ЦЕЛИ, а для УДОВОЛЬСТВИЯ. Не потому, что вы так неразумны, а просто из за того, что установки, данные в детстве, становятся главными. Пока вы привыкнете к новому подходу, вы изрядно помучаетесь. Тем более что никому в клубе даже в голову не приходит помочь вам, так как вас слишком уважают и не допускают мысли, что вы нуждаетесь в помощи. А клиенты вас тоже уважают, и даже с удовольствием покупают у вас курсы тренингов. Но редко их покупают повторно, потому что, когда гордость от занятий с чемпионом притупляется, клиент начинает думать о решении своих задач, которые вы решать не умеете. Вся проблема заключается в том, что «чемпион» и «тренер» — это различные профессии, и они требуют разных качеств, умений и навыков. Чемпион просто обязан быть эгоистом, и думать только о своих достижениях, иначе чемпионства ему не видать. Даже в большом спорте из чемпионов редко получаются хорошие тренеры, а уж тренеры фитнеса — и подавно. Но у вас есть отличные возможности стать прекрасными рейтинговыми тренерами. У вас есть «чувство тела», у вас есть умение добиваться своих целей. Если вы поставите себе цель стать отличным тренером и будете чётко понимать, что именно вам для этого нужно узнать и изучить, вы привычно победите. Но никогда не забывайте о том, что методы большого спорта в фитнесе неприемлемы!
И вот здесь нужно особо упомянуть о довольно распространённом явлении: на входных зонах многих клубов размещён иконостас тренеров, работающих в клубах, которые не прерывают спортивной карьеры. Эта выставка называется обычно «Наши чемпионы», то есть посвящена тренерам — чемпионам. Обычно это тренеры по бодибилдингу. Ну, бодибилдинг, по моему мнению, можно отнести к спорту весьма условно, и ниже я приведу аргументы. Сейчас речь не об этом. Клиенту клуба предлагается восхититься и с этого момента считать клуб сосредоточием всех добродетелей и местом, где успешно решат его, клиента, проблемы. Но это не так. Тренер, не прерывающий профессиональной спортивной деятельности, не будет решать ничьи проблемы, только свои. Как правило, такие тренеры откровенно халтурят, если им не удаётся превратить тренировку, за которую клиент заплатил деньги, в возможность собственной тренировки или «оплачиваемого отдыха». Я наблюдал это десятки раз! Иногда я встречался со странной близорукостью руководителей клуба, которые в качестве критерия оценки достоинств тренера говорили мне, что «он подготовил столько призёров соревнований!». Обычно я задавал вопрос о том, а сколько тренировок эти удальцы продали в клубе, и неизменно не получал связного ответа. Немного, что совершенно естественно, так как призёры никогда не идут потоком. Напомню, что цель коммерческого предприятия под названием «фитнес-клуб» — это не подготовка чемпионов и призёров, а продажа разнообразных фитнес-услуг и дополнительных продуктов большому числу разных покупателей-клиентов. Более того, клубы, которые ориентированы на «подготовку призёров», влачат жалкое финансовое существование. За одним исключением: маленькие (!) клубы бодибилдеров, в которых все клиенты, по сути, «скованы одной целью». Но попытки организовать большой клуб бодибилдеров всегда кончаются финансовым крахом, так как необходимость оплаты аренды требует привлечения всех клиентов, а не только одного сорта, при всём, впрочем, к ним уважении. Адресных примеров могу привести много.
Итак, после всего перечисленного мы добрались и до тренеров — выпускников ВУЗов спортивной направленности. Казалось бы, вот сейчас я начну говорить о том, что именно они — главная надежда фитнес-бизнеса, но я вас разочарую. Наши ВУЗы готовят тренеров для чемпионов. Они были созданы для этого, и на протяжении многих лет, да и сейчас, делали это очень успешно. Уровень развития нашей спортивной науки — высочайший.
Только не надо иронизировать, напоминая о неудачах наших спортсменов на многих престижных соревнованиях и последней провальной Олимпиаде. Причина проста: на одного учёного, работающего в области спорта, или талантливого тренера приходится парочка чиновников, которые традиционно сводят на нет все усилия специалистов. И не только в спорте.
Однако до самого последнего времени «большой спорт» и его часть — спортивные ВУЗы, жили так, как будто фитнеса как системы массового оздоровительного спорта не существует в принципе. Мы и здесь не будем разбирать причины, объективные и субъективные. Фитнес-бизнес и сам не без греха в плане движения в сторону большого спорта или спортивных ВУЗов. От этого не легче. Я могу убедительно, и на многих конкретных примерах доказать что средний выпускник спортивного ВУЗа для работы в фитнесе сразу же после окончания учёбы не готов. Для этого ему нужно получить дополнительные навыки и специфические познания. Но в спортивных ВУЗах, к сожалению, об этом мало кто думает.
Да и за примерами далеко ходить не надо. Недавно тренер одного из сетевых клубов Санкт-Петербурга — молодая красивая женщина, работающая в клубе почти несколько лет, мастер спорта по художественной гимнастике, сказала мне, что скоро защищает в ВУЗе спортивной направленности дипломную работу. Казалось бы, действующему перспективному тренеру целесообразно дать в качестве темы что-то, связанное со спецификой фитнес-тренировок. Тем более что она твёрдо решила работать в этой сфере всю жизнь. Однако тема её дипломной работы — «Методика проведения разминки у гимнасток». Не сомневаюсь, что эта тема важна для спорта, но ей в практической работе эта тема не нужна, поэтому и дипломная работа будет наверняка «отпиской» И я точно так же сделал бы на её месте. Казалось бы, такие незыблемые и важные для работы тренера фитнес-клуба науки как анатомия, биомеханика, физиология изучается самым подробным образом. Но не забывайте, что все перечисленные дисциплины в спортивных ВУЗах получают «крен» в направлении к методам экстремальных режимов тренировок, на пределе возможностей организма спортсмена. Это — не просто физиология, а физиология на пике сверхнагрузок. Не просто биомеханика, а биомеханика максимальных напряжений и опасной, пограничной геометрии движений тела. Методика тренировок, которая подробно изучается, не оперирует такими понятиями как «уменьшение жировой ткани в эстетических целях» или «наращивание мышечной массы». Сгонка веса? Да! Увеличение силы? Да и нет разницы, какую форму и размер здесь приобретают мышцы. Спортивная психология изучает проблемы мобилизации на рекорды, борьбу с «перегоранием», взаимоотношения членов команд и не с целью сделать их группой людей, которые любят друг друга и дружно нюхают цветочки, а буквально бандой «отморозков», которая порвёт в клочки любую другую команду. Вот чему там учат, и делают это отлично. Да вы только заикнитесь там о «психологии продаж» или «методах поддержания лояльности»! Единственное исключение — это отделения адаптивной физкультуры, где готовят специалистов для работы с инвалидами и в области реабилитации. Только там допускается, что у спорта могут быть не только сверхзадачи. Ещё можно упомянуть физкультурные факультеты педагогических ВУЗов. Понятно, что там специалистов учат ещё и работе с особым контингентом, который очень напоминает во многих отношениях клиентскую массу посетителей фитнес-клубов. Те — тоже как дети бывают, мы это хорошо знаем! Поэтому военные институты физкультуры готовят почти законченных специалистов для фитнес-клубов. Там тоже учат работать не с чемпионами, а с обычными людьми. Но здесь есть один нюанс в части психологии «контингента». Вы прекрасно понимаете, что и там учат стимулировать личный воинский состав к занятиям физподготовкой, но выше всех психологических приёмов стимулирования есть один неоспоримый — приказ. Попав в фитнес-клуб, бывший офицер может растеряться, понимая, что не может прибегнуть к проверенному средству, общаясь с анархистами — клиентами. Многие адаптируются и учатся работать в правильном русле. Но не все, увы. Иногда они трансформируются в непреклонных дуболомов, которые относятся к любой методике как к Уставу Внутренней Службы. Никаких вариаций. И весь мир разделён на своих и врагов. А уж если назначить бывшего офицера фитнес-менеджером или управляющим, то чаще всего он начинает руководить подчинёнными только приказами. А мы, тренеры, народ сложный, не правда ли, коллеги? Нас только приказами взять трудно. Хотя нужно сказать, что я знаю блестящих тренеров, менеджеров всех уровней и даже владельцев фитнес-клубов — бывших специалистов по «военному спорту». Всё зависит от человека. Знать свои преимущества и недостатки, усилить первые и ликвидировать последние. Всё просто.
Собственные обучающие центры, которые есть в составе многих сетевых клубов, как правило, предлагают соискателям отличные условия — обучение и трудоустройство. Однако не всё так просто.
Рискую вызвать гнев тех, кто причастен к таким учреждениям, однако могу «на натуре» доказать, что такие «заведения» выпускают тренеров очень низкой квалификации. Во-первых, за 1—3 месяца подготовить хорошего тренера невозможно в принципе, как и подготовить хорошего водителя на курсах. Вы же не будете доверять такому водителю перевозку людей? А почему вы считаете, что тренировать людей — менее ответственное занятие? Во-вторых, практика, которая является единственным критерием истины, свидетельствует, что такие «выпускники» становятся посредственными тренерами. Почти всегда. И если вы этого не видите, предлагаю вам пройти со мной в любой клуб и вместе посмотреть на таких специалистов.
Только хочу стразу заметить, что я ничего не имею против тренеров как людей и не считаю, что они виноваты в том, что у них слабая теоретическая и практическая подготовка. Действительно, мы же не можем требовать, чтобы человек, который едва умеет писать буквы, писал романы! Даже если его убеждают в том, что он это умеет делать. Впрочем, когда перелистываешь многие романы, которыми завалены полки книжных магазинов, начинаешь сомневаться, умеет ли автор писать даже буквы.
Но дело даже не в этом. Конечно, при условии очень активной работы за три месяца можно дать человеку такой объём знаний и навыков, которые обеспечат ему хотя бы минимальную возможность работать под контролем более опытных специалистов. Однако самое удивительное заключается в том, что, как правило, обучающие центры при клубах не заинтересованы в качественной подготовке тренеров, да и других специалистов. На первый взгляд это кажется чистым безумием, так как они готовят тренеров для себя и трудоустраивают их в СВОИ клубы!
Давайте посмотрим на это трезвым взглядом. Клуб — это коммерческое предприятие, главное экономическое предназначение которого — получение прибыли. Как происходит извлечение прибыли в данном случае?
Приходит соискатель профессии тренера и предлагает заплатить за обучение деньги, например, 30 000 рублей с ГАРАНТИРОВАННЫМ трудоустройством. Разве клуб не возьмет эти деньги, даже если у соискателя нет профессиональных данных? Выгодно брать любого! Вы что, не видели тренеров групповых занятий с полным отсутствием слуха и чувства ритма? Да сколько угодно! Вот клубы и берут. Далее клуб организует обучение, платит привлечённым преподавателям, и у него остаётся, предположим, 20 000 руб. Затем клуб, как и обещал, принимает на работу неопытного, выпущенного из собственной «АкадЭмии» тренера, выплачивает ему на первых порах, на испытательном сроке, чисто символическую зарплату, предположим, 3 000 руб. в месяц, которую платят, фактически из его же денег, предлагая искать клиентов самому. Напомню, что за клиента тренер получает только часть стоимости урока, иногда очень малую. За пару месяцев тренер или начинает набирать клиентов, обеспечивая прибыль клуба и постепенное увеличение своей зарплаты, или уходит, недовольный тем, что ему очень мало платят. Это — лучший вариант для клуба, так как неопытный специалист идет к конкурентам. При этом клубу остаётся в виде прибыли примерно 10 000 рублей. Образуется вакансия, которую заполняют кем? Правильно, таким же выпускником. Штат укомплектован, процессы идут и выживает сильнейший. Выживет сам — его счастье, но тянуть его никто не будет. По такому же принципу организованы многочисленные школы обучения риэлторов. Та прибыль, которую получает риэлтерская компания, если хотя бы пара процентов «обученных» действительно начнёт покупать-продавать недвижимость (через ту же компанию, кстати), намного превышает все затраты на «обучение». Точно так же работают многочисленные МЛМ — компании, которые распространяют всевозможные товары сомнительного качества.
Итак, руководители многих клубов заинтересованы в том, чтобы в составе их тренеров было малочисленное ядро из опытных специалистов, которые служат приманкой для клиентов, и основная, переменная по составу, тренерская масса. Этой массой легко управлять, ей можно платить низкую зарплату, и её не жалко потерять. Если вы полагаете, что я утрирую картину, то сообщу вам, что знаю клубы, которые обеспечивают половину денежного оборота за счёт содержания собственных обучающих центров. Они просто продают бумажки под названием «профессиональный сертификат», то есть имитацию образования. Цинично? Да. Но это — бизнес, ничего личного. Компании с миллиардными оборотами продают имитацию еды или питья — и ничего, все только восхищаются бизнесом.
Но в жизни ничего так просто не бывает. Как мы уже видели, фитнес меняется, клиенты становятся умнее и опытнее, и компании, которые сейчас «срубают бабло по-лёгкому» на таком «образовании» собственных кадров, в недалёком будущем столкнутся с серьезными проблемами. Постепенно сведения о том, что клуб N готовит специалистов очень низкой квалификации, распространится и в среде клиентов, и в среде потенциальных «соискателей», и тогда у «школы тренеров» действительно начнутся проблемы. Но все ли способны смотреть вперёд?
Однако обучающие центры, не привязанные к сетям или клубам, озабочены как раз тем, чтобы давать своим соискателям высокое качество образования. Они не оставляют «кадры» у себя, а выпускают их в мир, поэтому никое качество подготовки специалистов будет для них антирекламой. Естественно, они сталкиваются с теми же проблемами:
• коротким сроком обучения, так как длительный срок означает слишком высокую стоимость обучения,
• зависимостью бизнеса от денег соискателя. Но это — общая проблема платного образования.
Практика показывает что, имея дело с теми же проблемами, независимые обучающие центры часто готовят специалистов более высокой квалификации. Часто — но далеко не всегда. Халтурщиков и здесь хватает. Однако…
Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребенку теперь показали
Светлую сторону…
Рад показать!
Было бы глупо не привести хотя бы один пример «правильного» обучающего центра. Одним из самых блестящих центров в России я могу назвать фитнес-школу «Olympia Life» из Челябинска, которая не один год успешно работает под руководством Татьяны Чариковой-Казанцевой. Вот уж школа — так школа! В высоких профессиональных качествах её выпускников я не раз убедился. Это вам не какие-то «Академии» или сетевые «Университеты»! Интересна быстро развивающаяся школа «Фитнесовъ Project» из Санкт-Петербурга под руководством Ольги и Михаила Самосадкиных. Впрочем, я думаю, такие школы высокого уровня в России есть, только я пока, увы, знаком не со всеми. Но я очень стараюсь, коллеги.
Очень интересен опыт московской Wellness компании ВЕЛКОМ, которой руководят Лёля Савосина и Елена Пискунова, и ряда других, в том числе не только столичных организаций. Россия большая, и не всё так плохо.
Как мы видим, кадровая проблема — действительно одна из самых острых в фитнес-бизнесе. Но мне хотелось бы подчеркнуть, что все блестящие тренеры, да и другие специалисты, которых мы видим, вышли именно из этих источников. Их не прислали с другой планеты. Поэтому главным в профессиональном становлении специалиста я считаю его желание двигаться вперёд, стремление к новым знаниям и умениям и колоссальное трудолюбие. Любой из вас может стать самым лучшим.
Чему не надо учиться?
Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Учёба, при всей важности, — не самоцель. Если вы прочитаете даже груды книг и прослушаете десятки курсов, они вам ничего не дадут, если вы не внесёте в свою учёбу главного — собственного понимания смысла, цели и характера обучения. Но, к сожалению, главное заблуждение, связанное с учёбой, — уверенность в том, что для того чтобы научиться чему-то, нужно только внимательно выслушать и тщательно записать информацию. Никакая работа ушей и глаз не заменит главного — работы головного мозга. Слушать и писать можно, пользуясь только спинным, образно выражаясь. Так уж устроен наш мозг, что новые знания появляются и закрепляются только в условиях активной, творческой работы, в процессе осмысления полученной информации. Но осмысление информации не означает, что мы должны рабски поклоняться всему новому или, наоборот, с ходу всё новое и непривычное для нас (!) отвергать. Очень часто так и происходит. Иногда на каких-то конференциях, совещаниях, конвенциях я наблюдаю за реакцией слушателей. Люди, которые попадают на эти мероприятия в первый раз, узнаются по восторженному блеску глаз, когда они слушают некоторых велеречивых соловьёв, которые составляют львиную долю лекторов. Темы их выступления, при всём разнообразии, сводятся к одной: «Делать хорошо — это хорошо. А делать плохо — это плохо». Но они настолько виртуозно владеют искусством придавать видимость глубокого смысла совершенно банальным сентенциям, что похожи на повара заурядного ресторана, который художественно украшает блюда, чтобы никто не почувствовал, что они приготовлены из безнадёжно просроченных продуктов. С другой стороны, часто приходится видеть и картину противоположного свойства: недоверчивые взгляды и скептически опущенные уголки губ специалистов, которым не нравится любая информация, если она не соответствует их взглядам. Так и хочется, бывает, шепнуть такому Фоме Неверующему: «Да ты послушай, человек говорит о том, почему ты мало зарабатываешь и как тебе заработать больше».
К сожалению, я знаю немало людей, которые действительно много учились, обладают несколькими дипломами по разным специальностям, имеют и учёные степени, и звания, но назвать их хорошими специалистами не могу. Потому что у истины есть только один критерий — практика. Знания, которые на практике никогда не приводят к решению поставленных задач не более чем мусор для головы. Итоги практической деятельности многих людей показывают, что они, затратив много сил и времени на учёбу, так ничему и не научились. Конечно, ошибиться может каждый, но если вся практическая деятельность человека состоит из одних ошибок, поневоле задумаешься, действительно ли он так умён и образован.
С целью обучения вроде всё просто: учиться нужно для того, чтобы быть успешным в работе, зарабатывать больше денег и строить карьеру. Но мы с вами прекрасно знаем, что современное общество постоянно ставит нас в положение нехватки денег при любом уровне достатка. Так что денег много не будет. Карьера? А какая карьера вообще возможна в фитнес-клубе? Стать управляющим клуба? И что значит «быть успешным в работе»? По каким критериям? Методическим? Финансовым? Карьерным? И цели вообще меняются в зависимости от времени, места, ситуации и окружения, и все это прекрасно знают.
Забыть выученное, но при этом на практике действовать правильно, то есть в соответствии с поставленной целью — вот смысл истинных знаний. Смысл обучения, как говорили умные люди, укладывается в известную поговорку о том, что «знания — это то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто». Человек умелый и опытный никогда не вспоминает правила но всегда находит правильный выход из любой ситуации в круге его профессиональных компетенций. Это умение сродни качеству начитанных людей: они не помнят ни одного правила грамматики, но пишут без ошибок. Но не будем забывать о том, что когда-то они не только много читали, но также внимательно и добросовестно изучали правила. Поэтому заявления многих наших коллег о том, что им «учиться нечему, они и так всё знают в своём деле», всегда, подчёркиваю, всегда приводят к полному краху карьеры. Если же управляющий клубом говорит то же самое о своих подчинённых — тогда дни клуба сочтены. К сожалению и самые именитые клубы иногда терпят крах из-за того, что их руководители и владельцы были слишком уверены в собственной абсолютной непогрешимости и считали, что сами и так «всё знают». Примеров — бесчисленное множество. Как известно, ответы на все вопросы знают только дураки, а всё умеют только бездельники. Очень хороший пример — тип «умелого водителя». Вокруг такого типа «никто водить не умеет». Знакомо? При этом близость к столицам не имеет прямого отношения к уровню интеллекта и образованности. Я встречал в нашей сфере деятельности умнейших и очень опытных специалистов в регионах, и совершенно профессионально непригодных — в столицах. Догадайтесь с трёх раз, у кого из них было больше понтов? При этом напомню, я пользуюсь только одним критерием оценки — наличием заметной прибыли.
В принципе, ничего нового я не сказал, это, в определенном смысле — прописные истины. Но когда речь заходит о характере обучения, то есть о содержании и методах, всё становится куда интереснее.
Давайте рассмотрим простой пример. Предположим вы, мой дорогой читатель, — тренер, и в поисках новой информации приезжаете на какую-то суперпуперзнаменитую конвенцию. Цель, которую вы пред собой ставите, можно сформулировать довольно просто: стать успешнее в своей деятельности. Как мы уже говорили, критериев успешности довольно много, но все цели можно сгруппировать всего в два информационных массива: собственные понты и собственные финансы. С понтами всё просто. Разучив новую программу, вы профессионально «вырастаете» и в глазах своих коллег, и в собственных глазах, что для многих даже важнее. Правда, написать «и в глазах клиентов» я не решаюсь, так как слишком часто видел, как новые и «прогрессивные» методы тренировок оставляли равнодушными массы клиентов. И только потому, что, как мы говорили, их создатель почему-то решил, что его дитя, самое прекрасное для родителя, будет таким же прекрасным и в глазах совершенно посторонних людей. И ошибся. Если клиенту что-то не нужно, никакой энтузиазм продавцу не поможет!
С другой стороны, вы планируете вырасти профессионально и зарабатывать больше денег, то есть продавать себя, повышая качество своих услуг. Услуги более высокого качества, наверное, будет покупать большее количество людей и такие услуги всегда дороже. Заметим, здесь появилось слово «продавать» Но скажите мне, коллеги, когда вам показывают новый урок, кто-нибудь говорит вам о том, как вы будете его ПРОДАВАТЬ клиентам? Нет, никогда. Причины простые: либо знаменитый презентёр сам не умеет этого делать, либо не умеет этому научить, так как искусство продавать собственный товар не равно мастерству в его производстве. Тем более что ПОКАЗЫВАТЬ — это не УЧИТЬ, строго говоря. Не забывайте, что презентёр уже решил обе свои задачи: он выступил перед вами, удовлетворив своё профессиональное тщеславие, и продал вам свою презентацию. За ваши деньги. Он — образцовый продавец в данной ситуации. Но что приобрели вы?
В последнее время на ниве обучения в любой области деятельности возникла целая туча «бизнес-тренеров» и коучей. Немало их и в нашей сфере деятельности. Мы уже говорили, что цель любой деятельности в сфере услуг — это продажи. Что же они так активно продают? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Они пришли «оттуда», то есть из стран, где экономика представляет собой давно отлаженный механизм. Фактически пришли, конечно, далеко не все, но все предлагают нам западные модели ведения фитнес-бизнеса. При этом потрясают многочисленными дипломами знаменитых школ бизнеса. Правда, при внимательном изучении очень часто оказывается, что все эти «знаменитые» школы неизвестны большинству западных же специалистов и представляют маленькие коммерческие структуры по продаже красивых дипломов за сносную цену. На Западе нормы прибыли практически в любом бизнесе минимальны, потому что рынок давно поделён, и свободные ниши отсутствуют. В таких условиях для деятельности и развития предприятий необходимо использовать самые изощрённые новые методы. Что представляет собой любой хороший механизм? Совокупность деталей и систем, которые связаны друг с другом самым оптимальным образом. Это качество достигнуто через десятилетия проб и ошибок, иногда драматических. Улучшать конструктивно уже ничего нельзя, поэтому технологи колдуют над всевозможными новыми смазками, улучшают системы управления. Но не более. Да, механизм экономики Запада — несовершенный, как и любой. Однако западная экономика отличается от российской тем, что в западной экономике существуют определённые правила игры, то есть нечто, неизменное при всех потрясениях. Это — определённая система отношений, закреплённая в своде правил взаимодействия между игроками рынка. Вся система цементируется законами, которые создавались как раз для того, чтобы оптимизировать бизнес-деятельность. И отнюдь не для того, чтобы поставить её под контроль дилетантов и воров, как пока в России. Наша страна в этом смысле находится в начале пути, ведь 20 лет в масштабах истории — краткий миг. Российская экономика буквально застряла на стадии бурь, потрясений и нестабильности, через которую страны Запада прошли давно. У нас пока нет понятия деловой этики, нет устойчивого экономического законодательства, нет даже попыток его соблюдения. Наш бизнес в целом и фитнес-бизнес как его часть, находятся буквально в младенческой стадии развития. Как любой младенец, он переменчив и непредсказуем. У нас тоже существуют правила игры, но они радикально отличаются от западных. Любые попытки играть по правилам чужого «цивилизованного бизнеса» в нашей стране пока похожи на попытку дурного боцмана корабля во время бури фанатично добиваться, чтобы матросы на палубе были одеты в парадную форму с иголочки. Если же вернуться к аналогии двигателя, то западный двигатель — это почти совершенная для данных, тепличных условий эксплуатации конструкция, для которой новые методы работы играют роль выскокотехнологичной смазки. Не меняя конструкции, эта смазка повышает эффективность работы. Наш экономический механизм, скорее, похож на древний чадящий агрегат типа Антилопы-Гну из «Золотого телёнка». Мечтой его водителя, почтенного Адама Казимировича Козлевича, был топливный шланг, а не сверхсовременная смазка или компьютерный блок управления, которые его керосинка даже не заметила бы. Скорее всего, поломалась бы окончательно.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Разумный фитнес. Книга тренера» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других