В книге рассказывается об оценке качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Представлены алгоритм проведения внутреннего анализа (аудита) деятельности ДОО; организация платных образовательных услуг; процедура определения удовлетворенности родителей качеством дошкольного образования; эффективные решения по взаимодействию детского сада с семьей воспитанников, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды. Предлагаемые управленческие технологии и организационно-педагогические практики, направленные на его повышение, помогут руководителям и педагогам ДОО реализовать право ребенка на индивидуальное развитие в соответствии с его возрастными возможностями и способностями и правильно организовать педагогический процесс в детском саду. Книга адресована руководителям ДОО, педагогическим работникам, студентам профильных колледжей и вузов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Педагогическая диагностика по ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО, в рамках реализации образовательной программы педагог может проводить диагностику воспитанников: оценку индивидуального развития, связанную с анализом эффективности педагогических действий и лежащую в основе их дальнейшего планирования. Данная диагностика должна отражаться во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) на уровне ДОО. Ее результаты учитываются при анализе образовательной деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО и результатами анализа предшествующей педагогической работы, потребностей и ожиданий родителей, социума в образовательной организации разрабатывается ООП ДО, определяющая содержание и организацию этой деятельности и обеспечивающая развитие детей с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
— диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи в отношении своих педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми;
— внутренняя оценка, самооценка организации;
— внешняя (в том числе независимая профессиональная и общественная) оценка организации.
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации ООП ДО решает задачи:
— повышения качества воплощения в жизнь программы образования;
— реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам ООП ДО;
— обеспечения объективной экспертизы деятельности организации в процессе оценки качества программы дошкольного образования;
— определения ориентиров профессиональной деятельности педагогов и перспектив развития организации;
— создания оснований для преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Важнейший элемент системы обеспечения качества дошкольного образования — оценка качества психолого-педагогических условий реализации ООП ДО. Это позволяет выстроить систему повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО посредством экспертизы условий реализации программы.
Ключевым уровнем оценки качества дошкольного образования выступает уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвуют ребенок, его семья и педагогический коллектив организации. Педагогам и администрации ДОО предоставляется материал для рефлексии своей деятельности и работы над программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений ООП ДО, корректировки образовательной деятельности и ее условий.
Большую роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также члены семей воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании деятельности ДОО, предоставляя обратную связь о качестве образования.
Система оценки качества дошкольного образования:
— должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации ООП ДО по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО;
— поддерживать вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
— учитывать образовательные предпочтения членов семей воспитанников и их удовлетворенность дошкольным образованием;
— ожидания ребенка, его семьи, педагогов, общества и государства;
— включать как оценку педагогами собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в ДОО;
— использовать единые инструменты как для самоанализа, так и внешнего оценивания качества реализации ООП ДО.
В соответствии с ФГОС ДО в рамках реализации ООП ДО педагоги анализируют индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики:
— для индивидуализации образования, предполагающей поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также при необходимости коррекции развития воспитанников;
— оптимизации работы с группой детей и проектирования педагогического процесса.
Инструментарий (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т. п.) для проведения диагностики определяется педагогическим советом.
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения. Данные фиксируются на начало и конец учебного года. Диагностика не предполагает специальных мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей, а также жестких временных рамок, поскольку это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников и ФГОС ДО.
Специальные условия проведения педагогической диагностики:
— выбор методик и педагогических технологий, ознакомление педагогов с их содержанием;
— разработка инструментария для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его динамику по мере реализации программы;
— подбор дидактических материалов для проведения педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика индивидуального развития дошкольников
Педагогическая диагностика индивидуального развития воспитанников образовательных организаций позволяет обнаружить сильные и слабые стороны ребенка и, что очень важно для родителей, — помочь выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Цель диагностической работы — изучение качественных показателей достижений детей в грамотно организованных образовательных условиях.
Задачи:
— изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности;
— составить объективное представление об уровне индивидуального развития каждого ребенка;
— выявить особенности развития каждого ребенка и при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала личности воспитанника.
Рассмотрим особенности проведения педагогической диагностики, осуществляемой на каждом возрастном этапе.
Содержание педагогической диагностики: освоение воспитанниками содержания образовательных областей в рамках реализации ООП ДО («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для данного вида диагностики — карты наблюдений, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
— коммуникации со сверстниками и взрослыми (анализ того, как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, установления лидерства и пр.);
— самостоятельной деятельности воспитанников;
— свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности детей;
— организованной деятельности в режимные моменты;
— непосредственно образовательной деятельности (как ребенок понимает вопрос, инструкцию, выполняет задание и пр.);
— познавательной деятельности (как развиваются способности и познавательная активность детей);
— проектной деятельности (как развиваются инициативность, ответственность и автономия, формируются умения планировать и организовывать свои действия);
— музыкально-художественной деятельности;
— физического развития.
Оценка индивидуального развития детей связана с анализом эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования. В зависимости от занимаемой должности педагоги осуществляют воспитательную и индивидуальную работу с дошкольниками, а также диагностическую деятельность, проводят мониторинг.
Основной механизм описываемой оценки — фиксация показателей развития воспитанника с помощью наблюдения, выражающаяся в словесной (опосредованной) форме:
— «находится в стадии становления»;
— «сформирован»;
— «превосходит средний показатель».
Критерии развития старшего дошкольника
Область «Познавательное развитие»
Ребенок:
— способен конструировать объекты с учетом их функционального назначения;
— создает варианты конструкций одного и того же объекта по 2–3 условиям;
— считает до 10 и далее (количественный и порядковый счет в пределах 20);
— соотносит цифру (от 0 до 9) и количество предметов.
Область «Социально-коммуникативное развитие»
Ребенок:
— в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем;
— планирует свою деятельность, отбирает для нее необходимый материал;
— развивает сюжет на протяжении длительного времени (несколько дней, недель);
— в совместных играх контролирует выполнение правил, способен разворачивать сюжет игры с минимальным использованием игрушек.
Область «Художественно-эстетическое развитие»
Ребенок:
— может рассказать о прослушанном музыкальном произведении, высказать свое мнение, сравнить его с позицией других;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценка качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других