1. книги
  2. Общая психология
  3. Фарит Авхунович Габдулхаков

Очерки по методике обучения русскому языку

Фарит Авхунович Габдулхаков
Обложка книги

В книге предложены эффективные пути внедрения инновационных технологий и интерактивных методов в обучении русскому языку, определены пути подготовки выпускников школ, способных вести межкультурный диалог на изучаемом языке. Формирование коммуникативной компетентности принято в качестве основной цели обучения русскому языку.Затронуты вопросы демократизации и гуманизации взаимоотношений учителя и учеников.Освещена разработанная автором технология ускоренного обучения языку «Радость общения».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Очерки по методике обучения русскому языку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Функционирование русского языка на современном этапе развития общества

Русский язык своими функциональными возможностями выгодно отличается от многих языков. Даже самый популярный ныне английский язык здесь не всегда может заменить русский, английский может быть пригодным для других целей, в других регионах. Да спрос на эти два мировых языка со стороны людей проявляется с доминирующими показателями в пользу русского языка. Многие люди предпочтение отдают русскому языку по объективным причинам.

Ни у кого не вызывает сомнения то, что русский язык выполняет функции языка международного и межгосударственного общения. Многим его носителям русский язык дает возможность приобщаться к всеобщим духовным сокровищам и ценностям, так как он в значительной мере аккумулировал в себе мировой опыт. Языковая картина мира, оформленная посредством русского языка, отличается полнотой и красочностью. Ведь недаром во всем мире пользуются популярностью произведения Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других классиков, созданные на русском языке.

Беседы с теми, кто по своей профессиональной деятельности так или иначе связан с филологией, показали, что многие люди благодаря изучению русского языка, точнее его теоретических положений, более конкретно и глубже начинают осознавать основы своего родного языка. Исходя из этого, можно говорить о положительном влиянии русского языка при выработке «языкового чутья» и в отношении к родному языку.

Следовательно, созревает необходимость более конкретно определить наше отношение к изучаемым языкам и обозначить основные вопросы, связанные с функционированием русского языка в условиях современного этапа развития общества. Ведь не все языки являются универсальными ключами к общечеловеческим ценностям. Наибольшие шансы имеют сегодня люди, владеющие английским или русским языками. Владея ими, в настоящее время можно получить более 80% всей мировой информации, что позволяет назвать эти языки мировыми.

В то же время можно было бы более успешно удовлетворять спрос общества. На наш взгляд, существуют несколько объективных причин того, что молодёжь слабо владеет русским языком. Одна из них заключается в том, что обучение все еще строится как система накопления знаний по теории языка.

Современное языкознание язык считает возможностью, речь — продуктом, а общение — деятельностью. Следовательно, при обучении языкам необходимо более конкретно определять функции языка, природу речи и особенности общения. Обучать всем этим компонентам необходимо взаимосвязано и с учетом достижений современной педагогики и психологии, психолингвистики. Введение специального курса по психолингвистике, раскрывающей для будущих учителей русского языка секреты речевой деятельности человека, особенности и проблемы формирования коммуникативной компетентности на втором языке, позволило нам в значительной степени совершенствовать процесс подготовки учителей словесности. Исходя из этих задач, мы пришли к выводу о том, что, главной целью процесса обучения русскому языку может стать воспитание «языковой личности».

Показатели языковой личности особо ярко проявляются в процессе общения с истинными носителями языка и предполагают умения вести межкультурный диалог. У тех, кто изучает русский язык, есть реальная возможность общаться с носителями языка в естественных условиях. Конечно же, люди, изучающие другие иностранные языки, в этом плане имеют ограниченные шансы. Другой особенностью функционирования русского языка является то, что люди начали осознавать, чему следовало бы учиться при изучении русского языка, и при поступлении на курсы изучения русского языка многие прямо говорят о желании овладеть практическими навыками речи.

В последние годы происходит значительное развитие методической мысли. Такие же изменения характерны и для методики обучения русскому языку в Узбекистане. Одной из ведущих целей процесса обучения русскому языку является практическая, то есть, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.

Основной задачей практиков в настоящее время является рациональное использование той благоприятной атмосферы, которая сложилась на современном этапе развития общества. Положительные изменения, происходящие в обществе, всецело должны отражаться в методах, приёмах и принципах организации процесса обучения русскому языку и проявиться в конечном результате — в умении учащихся свободно общаться на русском языке.

Отношение к языку проявляется в отношении общества к нему. Применительно к русскому языку оно всегда было позитивным, теплым. Конечно же, были и периоды сомнения, и периоды триумфа и возвышенности. Был долгий период, когда русский язык был в числе главных учебных предметов в школах, тогда факультеты русской филологии в вузах считались ведущими. Выпускники факультета имели все шансы на успешную карьеру, т.к. в сфере управления предпочтение отдавалось тем, кто хорошо владеет русским языком.

В начале 90-х гг. прошлого столетия начался период спада, когда все стало как раз таки наоборот — людей, говорящих на русском языке, стали воспринимать уже по-другому, а уровень их востребованности резко упал. Необходимо отметить, что этот период для понимающих роль и значение русского языка людей продлился недолго, они вышли из эйфорического состояния очень быстро. Конечно же, было бы неправильно считать, что сейчас все вернулось на круги своя, но позитивные изменения в отношении к русскому языку и его носителей сегодня являются неоспоримым фактом.

Русская школа, без преувеличения, во все времена была и остается символом образованности. О конкретном человеке могли сказать в виде комплимента: «Он же учился в русской школе», т.е. трудно с ним тягаться. Отрадно отметить, что с начала нового века данная традиция имеет тенденцию к развитию — многие родители сегодня вновь стараются определить своих детей в русскую школу. Это в то время, когда в современной «русской» школе русских почти нет, а дети на переменах между собой общаются на своем родном языке.

Русские слова и выражения являются символом удобности в общении и лаконичности высказываний. Удивительно, но факт — словами «почти», «конечно», «уже», «пешком», «короче», «прямо», «как раз», «сразу» и многими другими пользуются люди, не говорящие на русском языке. Некоторые из них даже не понимает русскую речь.

Что касается самого русского языка, то он был и остается символом продвинутости. Ни для кого не является секретом, что для обладателей русского языка открываются широкие горизонты в бизнесе, науке и в других сферах деятельности. Карьера молодых людей во многом зависит от того, в какой степени они владеют языками, и, прежде всего, русским языком.

Все это говорит в пользу идеи о необходимости особого, более продуманного подхода к проблемам обучения русскому языку. Цели обучения русскому языку необходимо определять шире, включая в список решаемых задач воспитание будущих носителей языка в духе толерантности и взаимопонимания. И раньше истинные специалисты, в отличие от тех, кого можно называть просто «урокодателями», скорее всего, учили общению, соответственно и толерантности. Дело даже не в том, что само слово «толерантность» стало применяться так широко только в последнее время. Ибо владение языком предопределяет особого, более внимательного отношения ко многим сопутствующим факторам — к народу, язык которого изучается, к его культуре, традициям, литературе.

Не так-то просто признать это, но сегодня люди сами пришли к выводам, к которым не смогли прийти целые научные школы, разрабатывавшие стратегию и тактику обучения языкам. Посетители различных курсов заранее просят, чтобы их учили общению на русском языке, а не грамматике, как это делалось в школе. А хотят изучить русский язык и молодые люди, и взрослые. А цели у этих людей конкретные — они хотят получить образование на русском языке, выехать на работу в разные регионы России, вести свой бизнес на уровне совместных предприятий. Конечно же, в данном случае люди нуждаются не только в языковой подготовке. Для того чтобы они могли проявить свои личностные качества, реализовать себя в новых условиях, их нужно учить еще многому, что связано с языком — умению ориентироваться в реалиях русской культуры, толерантности во взаимоотношениях, уважительному отношению к другим традициям и обычаям.

Язык можно сравнить с окном, через которое человек смотрит на мир. Освоение еще одного языка дает нам возможность созерцать этот мир уже через два окна. Но не надо забывать и о том, что русский язык напоминает огромное окно с большими возможностями, в которое видны самые яркие краски и подробности окружающего нас мира. Ведь на русском языке сегодня создается, фиксируется, хранится и распространяется самая передовая информация. Возможности отдельных языков в этом плане могут оказаться весьма ограниченными. Выбор русского языка, отличающегося универсальностью в странах СНГ, избавляет людей от необходимости изучать большое количество языков для общения в разных местах и с носителями разных языков.

Проблемы обучения русскому языку сегодня встают еще более остро, ибо мир меняется стремительными темпами. Увеличивается объем информации, что приводит к затруднениям ее восприятия, сортировки и применения. Сегодня люди стремятся к единству, во всем мире расширяется процесс интеграции. Людей волнуют одинаковые проблемы, интересуют тождественные вопросы. Многие пользуются результатами общих достижений человечества, зачастую не задумываясь над тем, кем и где это изобретено. Приятно осознавать, что на нас, учителей русского языка, возложена особая миссия — добиться того, чтобы люди полнее понимали друг друга, уважали то, что дорого другим, научились ощущать и прощать чужие слабости, стремились помогать другим в преодолении трудностей.

С учетом современных запросов общества и потребностей людей в учебных заведениях необходимо учить общению, что само по себе является основой формирования толерантности.

Разработка принципов воспитания молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей является одной из приоритетных направлений современной педагогической мысли. Основной задачей данного направления является раскрытие широких возможностей русского языка и литературы и использование их в процессе воспитания молодежи.

Язык — важнейшее средство, с помощью которого люди общаются, выражают свои мысли и чувства. Основное предназначение языка — это выражение мыслей, намерений и чувств. Необходимо отметить, что люди всегда не ограничивались знанием одного только родного языка. В наше время интенсивное возрастание процессов межгосударственной, межнациональной интеграции приводит к необходимости изучать и другие языки. Интерес к изучению других языков в настоящее время находится на высоком уровне. Знание языка облегчает общение между людьми различных национальностей. Велика и роль русского языка как языка межнационального общения. В современных условиях русский язык сохраняет, наряду с английским, международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.

Если М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского….», то А. С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах…», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам…».

На русском языке создается, распространяется и хранится огромный объем информации. Как утверждают специалисты, владение русским языком обеспечивает возможность свободно получать третью часть всей мировой научно-технической информации. 77% поступающей из научных учреждений информации кодируется на русском языке. Изучать русский язык необходимо не только для того, чтобы понять, как люди общаются друг с другом, выражают свои мысли, волю и чувства, но и для того, чтобы передать будущим поколениям накопленный человечеством опыт.

Русский язык находится под влиянием процессов, происходящих в обществе и он не может не испытывать влияния социальных факторов. Процессы развития общества, изменения, происходящие в общественном укладе, приводят к тому, что у многих людей в настоящее время появляется интерес к изучению русского языка.

С целью выяснения степени интереса к русскому языку людей, представляющих разные возрастные категории, был проведен опрос в форме анкетирования. В опросе приняли участие студенты и преподаватели вузов, учителя школ, преподаватели академических лицеев и профессиональных колледжей, жители города и сельской местности. Разброс в возрасте опрошенных составлял от 17 до 50 лет. Опрос проводился в форме устного ответа на следующие вопросы:

— как вы считаете, стоит ли изучать русский язык?

— если да, то с какой целью вы изучали бы русский язык?

— что для вас означает понятие «изучение языка»?

— как вы понимаете определение «владение языком»?

Проведенная работа позволила сделать определенные выводы:

— большинство опрошенных нами людей интересуется русским языком и хочет изучать его;

— для многих овладение языком — это, прежде всего, умение говорить на этом языке;

— многие опрошенные говорили, что владение языком — это дополнительные возможности, путь к познанию литературы, искусства и культуры носителей русского языка;

— чем в большей степени владеешь языком, тем больше у тебя круг общения.

Среди причин, ради чего стоит изучать русский язык, были названы:

— русский язык являлся и сейчас является источником информации;

— с помощью русского языка можно приобщиться к общечеловеческим ценностям;

— русский язык дает возможность молодым людям продолжить образование в других странах;

— владея русским языком, смело можно выезжать за пределы своей страны с целью осуществления различных видов деятельности.

Большинство опрошенных говорило о том, что успех деятельности тех, кто работает или учится в других государствах, напрямую связан с владением русским языком.

Интерес к русскому языку растёт, но процесс овладения этим языком сопряжен определенными трудностями. На заданный нами дополнительный вопрос «Что нужно для того, чтобы овладеть русским языком?», мы получили следующие предложения со стороны учителей школ, колледжей и вузов:

— нужно увеличить часы, отводимые на изучение русского языка в школе;

— ликвидировать существующую в учебниках непоследо-вательность тем и разделов;

— необходимо поднять статус русского языка в обществе.

В целом успешность процесса обучения русскому языку зависит от множества факторов, среди которых ведущими являются факторы социального, экономического и методического планов.

Литература

— Саъдуллаев Д. Мысли вслух. Ташкент, Фан ва технология, 2011. — 100с.

— Габдулхаков Ф. О роли русского языка на современном этапе развития общества// Преподавание языка и литературы, №4, 2002 г., с. 5—7.

— Тиллябаева Л. Р. Русский язык в реальности и перспективе. // Преподавание языка и литературы, №2, 2005 г., с. 3—6.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я