В книге предложены эффективные пути внедрения инновационных технологий и интерактивных методов в обучении русскому языку, определены пути подготовки выпускников школ, способных вести межкультурный диалог на изучаемом языке. Формирование коммуникативной компетентности принято в качестве основной цели обучения русскому языку.Затронуты вопросы демократизации и гуманизации взаимоотношений учителя и учеников.Освещена разработанная автором технология ускоренного обучения языку «Радость общения».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Очерки по методике обучения русскому языку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Теория языка и формирование языковой личности
Человеческий язык — необычайно многогранное явление. Понять истинную сущность языка возможно только при рассмотрении его в разных аспектах, с учетом разных его функций. Традиционный подход рассматривал такие вопросы: как язык устроен, в каком соотношении находятся элементы его системы, как внешняя среда может повлиять на него. При рассмотрении исторического развития языка учитывались закономерности, под влиянием которых совершаются изменения в языке, уточнялись внешние и внутренние факторы его развития.
Основным свойством языка является его функция быть средством общения. Язык является творением людей. Каждый язык, если даже на нем общается незначительное количество людей, выступает как уникальное средство общения его носителей. В то же время язык является и средством формирования, развития и совершенствования личности, выступая в качестве средства овладения языковой картиной мира. Т.е. язык уже выступает в качестве средства, влияющего на процесс формирования личности. В этом плане было бы несправедливо оценивать качества различных языков и делить их на совершенные и несовершенные.
Начиная с представителей психологического направления в языкознании, многие передовые лингвисты прошлого постоянно говорили о необходимости учета потребностей и запросов человека при изучении языковых фактов. Однако только во второй половине XX века ученые-языковеды по настоящему стали исследовать роль человеческого фактора в языке. Современное антропоцентрическое языкознание по-новому подходит к рассмотрению таких проблем, как язык и мышление, национальный язык определенного этноса, язык и языковая картина мира, языковая личность. Теперь общепринятым положением является считать язык возможностью, речь — продуктом, а общение — деятельностью.
Являясь одной из активных форм познания действительности, язык дает нам реальный образ мира, постичь который человек стремился на протяжении многих веков. Исходя из этого, возникла проблема изучения языковой личности, которая является ядром мировоззрения.
Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительней лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей.
Следовательно, при обучении языку необходимо более конкретно определять функции языка, природу речи и особенности общения людей, носителей языка. Исходя из этих задач, можно считать, что главной целью процесса обучения языку должно стать воспитание языковой личности. Языковая личность — это такой человек, который может правильно выражать свои мысли, адекватно воспринимать чужую речь независимо от темы разговора, места и времени его проведения. Языковой личностью человек может стать не путём простого накопления знаний по теории языка, как было принято ранее.
Понятие «языковая личность» восходит к психологическому аспекту определения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Языковая личность может характеризоваться следующими коммуникативными, лингвисти-ческими и личностными качествами:
а) полнотой владения языком, речью во всем ее разнообразии, коммуникативными навыками;
б) личностными интересами, способностями и умениями, необхо-димыми в социальной сфере;
в) творческими данными, проявляемыми в выполнении практических задач.
Формирование вышеперечисленных качеств требует привлечения всех возможностей передовых информационно-коммуникативных и педагогических технологий. Следовательно, процесс обучения языкам необходимо организовать так, чтобы обучаемые осознанно стремились к цели и в конечном итоге могли достичь уровня истинного носителя языка, уровня, характеризующего человека как языковую личность.
Литература
— Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.
— Габдулхаков Ф. А. О роли русского языка на современном этапе развития общества. Преподавание языка и литературы, №4, 2002 г., с. 5—7.
— Тиллябаева Р. Л. Русский язык в реальности перспективе. Преподавание языка и литературы, №2, 2005 г., с. 3—6.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Очерки по методике обучения русскому языку» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других