Имея и американский, и французский паспорта, я могла бы жить практически где угодно… И я выбрала Москву.Это история о согревающих душу впечатлениях от общения с русскими незнакомцами, которых я встречала почти ежедневно. Вы будете удивлены, узнав о трудностях, с которыми я столкнулась, и о новых открытиях, которые я сделала, будучи американкой, живущей в Москве. Уверена, вам понравится.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Московский дневник. Заметки американки, живущей в Москве» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3.
Русским присуще говорить «мы», но не «я»
Казалось, не проходило и дня, чтобы какой-нибудь житель Москвы не оказывал мне помощь, выходящую за рамки учтивости, обычной для большинства стран. На страницах этой книги я хотела бы поделиться с вами несколькими примерами такого. Это, признаться, озадачивало меня и мне хотелось понять, почему эти люди столь особенны, человечны, добры и всегда готовы предложить помощь. Я начала собственное исследование, пытаясь понять, что стоит за подобным сочувствием. Первым, с кем я установила контакт в рамках своего исследования, стала Людмила Селезнёва, российский историк и профессор, на лекциях которой я присутствовала в своей первой поездке в Россию, и книгу которой «Взрослею русской» я прочитала. Я рассказала ей о своих планах, и она великодушно согласилась встретиться со мной. Опираясь на её обширные познания, я смогла сделать для себя открытие, что и было моей целью. Мало того, Людмила любезно согласилась проанализировать главы этой книги на предмет исторической точности, за что я безгранично ей признательна.
Последующие встречи и исследования помогли раскрыть генезис присущей России «мы» культуры — обычаев и образов поведения, которые переплетались и усиливали друг друга веками. Глубокая вера и общие ценности подпитываются фундаментальными учениями русской православной церкви. Князь Владимир принял православие в Константинополе в 988 году, что оказало культурное влияние, глубоко отразившееся на русском сознании. Православие имело значительное воздействие на политику, искусство и почти на каждый аспект русской культуры. Церковь повлияла на образы мышления и мотивации целой культуры и изменила то, как русские думают о себе и как они проживают свою жизнь. Православие являлось духовным и моральным стержнем общества. Оно помогло сформировать характер русского народа, его культурных традиций, этических норм и эстетических идеалов.
Православная церковь также сыграла свою роль в разработке законов и оказала сильное влияние на международные связи. Церковь выступала в качестве объединяющей силы русской нации с её общими традициями и праздниками. У русских сильно чувство общности друг с другом благодаря общим скрепам веры. Подобный упор на общности позволяет объединять права индивида общими верованиями и ценностями православной церкви.
После октябрьской революции 1917 года Советское правительство объявило атеизм государственной доктриной. Но даже в годы гонений, обрушившихся на большинство официальных религий, верующие продолжали совершать обряды в узком кругу и в сохранившихся храмах. В 1943 году Иосиф Сталин ослабил политику в отношении русской православной церкви, чтобы поощрять патриотизм, сплотить нацию и содействовать борьбе в Великой Отечественной войне.
Семейные и общинные традиции с прочными общинными скрепами служили защитой от невыносимых тягот, приносимых войнами, голодом, и неописуемых страданий. Вплоть до XX столетия российское крестьянство, составлявшее 80% всего населения страны, жило главным образом общинами. Крестьяне совместно владели землёй, а все свои решения принимали вместе. Они несли общую ответственность, в том числе бремя государственных налогов, и совместно добывали хлеб насущный. Они заботились друг о друге и об общине в годы лишений, разделяя пищу и обязанности, чтобы выживать. Это были великие коллективисты. И эта традиция породила взаимозависимость, воспитала чувство дружбы, доверия и доброжелательности.
В советской образовательной системе коммунистическая идеология прививалась двумя организациями, вступать в которые были обязаны все дети. Это октябрята (от 7 до 9 лет) и пионеры (от 10 до 14 лет). Правилами этих организаций поощрялись доброта и сострадание, как важные советские ценности. Целью детских организаций являлась подготовка детей к будущей жизни и выработка у них понимания того, что главная задача человека на земле это проявлять доброту к другим людям. Поэтому взаимовыручка, помощь, дружба и доброжелательность должны составлять саму сердцевину жизни. Детей поощряли делать добро.
И только начав жить здесь, я стала понимать, как эта «мы» культура может оказывать глубокое воздействие на жизнь не только народа, но и целых наций. «Я» культура в США и на Западе более индивидуальна, материалистична и конкурентна. Различие просто разительное. Я отмечала то, как российская «мы» культура просто пронизала многие стороны повседневной жизни целых семей, друзей и коллег. Я испытываю это ежедневно, поскольку иностранцы из этой культуры не исключаются. А моими новыми российскими друзьями стали встреченные мною незнакомцы, протянувшие мне руку помощи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Московский дневник. Заметки американки, живущей в Москве» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других