В ближайшем будущем российскую туристическую отрасль ждут вызовы и новые возможности для развития. Текущая ситуация может стать уникальным шансом для туризма, а сам туризм – локомотивом выхода из мирового кризиса, связанного с распространением нового коронавируса. Основное назначение этои книги – поделиться знаниями о том, как привлекать иностранных туристов в Россию. В издании представлены международный и российский опыт продвижения туристических направлений; государственные и частные проекты развития туризма; инструменты для продвижения турпродукта за рубежом; опыт пилотных национальных туристических офисов Visit Russia за рубежом; более 30 интервью с российскими и иностранными экспертами; практические примеры, полезные заметки, отраслевая статистика. Книга будет интересна всем, кто вовлечен в сферу туризма и индустрию гостеприимства, а также широкому кругу читателей. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туризм: перезагрузка. Как привлекать иностранных туристов в Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I
Стратегия развитие въездного и внутреннего туризма в России
От редактора главы «Стратегия»
Туризм является многоэлементной отраслью экономики, неразрывно связанной с другими отраслями.
Помимо социально-экономического эффекта, туризм несет в себе и мощный гуманитарный заряд, стирая границы и барьеры между народами, людьми, культурами.
Туризм вместе с тем является высококонкурентной отраслью с постоянной борьбой за потребителя и новые рынки.
Стратегический подход в сложившихся условиях важен как никогда. Нам нужно иметь ясные, прозрачные горизонты, видеть общее направление движения, поскольку, занимаясь развитием своего бизнеса в туризме или развитием целой отрасли в регионе, городе, муниципальном образовании, очень просто скатиться в детализацию, не видя за сиюминутными проблемами глобального значения нашего Дела.
Мы создаем впечатления. Продаем эмоции. Дарим людям радость. Приумножаем любовь к нашей стране. И на самом деле стираем границы и барьеры, знакомим и обучаем.
Люди больше путешествуют. Дестинации становятся более доступны. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), за десять лет, с 2008 по 2018 год, необходимость в получении виз для населения Земли упала с 77 до 53 %.
Нам, России, необходимо не просто быть в тренде, но чрезвычайно важно стать лидером в глобальном развитии туризма.
Мы — 1/7 планеты Земля, интерес к нам огромен!
Нужно научиться только правильно его использовать и конвертировать в прогресс.
Отрасль въездного туризма неимоверно пострадала от распространения коронавируса и первой приняла на себя удар после закрытия границ. Мы буквально оказались на руинах старых отраслевых взаимосвязей. Время выстраивать новые, ведь тягу человека к перемене мест, к путешествиям и познанию нового в современном мире отменить невозможно!
Вступление. Туризм — важный сектор экономики
В ближайшем будущем российскую туристическую отрасль ждут вызовы и новые возможности для развития. Текущая ситуация может стать уникальным шансом для туризма, а сам туризм — локомотивом выхода из мирового кризиса, связанного с распространением нового коронавируса.
За последние шесть лет государством и бизнес-сообществом проделана колоссальная работа, благодаря которой рынок внутреннего и въездного туризма в России обновляется и меняется. Сегодня крайне важно привести существующие стратегии в соответствие с мировыми тенденциями и приступить к их ускоренной реализации.
Почему туризм — стратегически важный сектор экономики?
Во-первых, туризм — мощнейшая экспортная отрасль, генерирующая наибольшее число рабочих мест для средних и малых предприятий, которая является чистым несырьевым экспортом, приносящим «быстрые деньги» в страну.
Во-вторых, туризм имеет неисчерпаемый потенциал для развития, поскольку туристические ресурсы, в отличие от природных, не истощаются. Яркое тому подтверждение — успешно проведенный чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России и тот взрывной pr-эффект, который это событие дало для развития туристической отрасли[1].
В-третьих, туризм является идеальным инструментом «мягкой силы» и «народной дипломатии», позволяющим эффективно выстраивать международные отношения в условиях глобализации. Туризм вне политики!
Все эти факторы обеспечивают необходимую синергию для успешного развития и продвижения туристического потенциала страны на внутреннем и внешнем рынке.
Чтобы помочь читателю понять динамику развития туристической отрасли и план необходимых действий для достижения устойчивого развития туризма в России, в главе I книги представлены практические отраслевые меры, способные формировать общую маркетинговую политику и влиять впоследствии на ее эффективность, а также программы и проекты по развитию внутреннего и въездного туризма.
НА ЗАМЕТКУВ России: согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, 3,8 % ВВП страны формирует туризм, влияя на 53 смежные отрасли.
В мире: в 2019 году, по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), во всем мире было зафиксировано 1,5 миллиарда туристических прибытий. Прирост составил 4 % по сравнению с предыдущим годом.
На планете: 2020 год войдет в историю развития туризма как беспрецедентный по снижению отраслевых показателей из-за масштабного распространения коронавируса и принятых мер по его сдерживанию, которые остановили индустрию туризма в мировом масштабе.
Стратегические меры развития туризма в России
Для придания нового импульса развитию туристической отрасли России в целом и въездного туризма в частности требуются креативные идеи и решительные управленческие шаги. Опираясь на международный опыт и учитывая российскую специфику, мы постарались обозначить ключевые вопросы и необходимые действия, которые могут дать качественный результат в короткие сроки.
Структура мер, представленная в виде кратких тезисов, позволяет обозначить вектор дальнейшего развития индустрии туризма в России.
Комплекс стратегических мер с целью развития туристической отрасли России
↑ Новые технологии
↑ Информационно-маркетинговая политика
↑ Визовая доступность
↑ Конкурентоспособность и привлекательность турпродукта
↑ Новые стандарты качества туристических услуг
↑ Опора на партнерство с бизнесом
↑ Комплексная работа с инвесторами
↑ Развитие комфортной среды для туристов
↑ Развитие доступной среды для туристов с ограниченными возможностями
↑ Реализация программы «безопасный туризм»
↑ Подготовка кадров
↑ Повышение качества государственного управления туризмом и совершенствование нормативно-правовой базы
Стратегия
Внедрение IT-технологий во все сегменты туристической отрасли, которые этого требуют.
Меры
→ Цифровизация операционной деятельности туристической отрасли в соответствии с последними трендами развития IT-сферы.
→ Создание глобального национального маркетплейса — единой открытой системы бронирования туристических услуг.
→ Развитие ресурсов для планирования путешествий и переход к системам онлайн-оплаты.
→ Перевод в унифицированный электронный документооборот всех элементов туристических услуг.
→ Активизация внедрения электронных билетов и считывателей для посещения музеев, выставок и других объектов туристского показа.
→ Дальнейшее развитие и продвижение электронного национального календаря событий и связанных информационных сервисов.
→ Создание мультиязычного 24/7 виртуального туристско-информационного центра в интернете.
→ Совершенствование системы аналитики статистических данных в сфере туризма.
Стратегия
Информация — драйвер развития туристического потенциала страны. Маркетинговая тактика и выбранные инструменты должны действовать быстро и результативно.
Меры
→ Формирование информационно-маркетинговой политики в сфере туризма.
→ Синхронизация информационных ресурсов и маркетинговых действий на уровне глобального сотрудничества, среди всех его участников: центр, регионы, бизнес, государственные корпорации, транспортные организации, средства массовой информации.
→ Усиление информационной поддержки российских туристических направлений и турпродуктов на национальном и международном уровне.
→ Создание сети национальных туристических офисов России за рубежом на перспективных рынках, в том числе в цифровом формате.
→ Формирование института «послов гостеприимства России», тревел-амбассадоров.
→ Организация и проведение в России ежегодного туристического делового форума hosted buyers; международной выставки по въездному туризму Visit Russia.
→ Организация ознакомительных поездок для представителей стран — лидеров мирового туризма по регионам, с максимальным освещением в российской и зарубежной прессе.
→ Создание единой службы заказчика по международным выставкам.
→ Открытие в России постоянных представительств международных туристических организаций (WTO, ASTA, PATA и др.).
Стратегия
Точечное облегчение визового режима и переход на электронные визы с целью значительного увеличения потока иностранных туристов.
Меры
→ Пошаговое планирование точечной либерализации въезда в Россию с определением сроков, порядка и стран, которых коснется эта программа.
→ Внедрение электронных виз. Расширение списка стран, граждане которых могут въезжать в Россию по электронным визам. Предоставление возможности многократного въезда по электронной визе и ее оформление за 120 дней до даты поездки.
→ Обеспечение конкурентоспособности по отношению к другим визовым режимам, включая шенгенский.
→ Внедрение безвизового пребывания для отдельных категорий туристов: транзитных авиапассажиров; пассажиров морских и речных круизных судов, следующих в составе организованных туристских групп; участников крупных международных культурных, спортивных и деловых мероприятий.
Стратегия
Создание программ развития туризма с участием представителей бизнеса и экспертного сообщества.
Меры
→ Развитие имиджа России как гостеприимной страны на всех коммуникационных уровнях.
→ Создание уникальных впечатлений у туристов от путешествий по России.
→ Развитие национальных брендовых межрегиональных туристских маршрутов.
→ Поддержка региональных событий, проводимых в низкий и средний сезоны. Разработка критериев для государственной поддержки таких событий.
→ Создание программ по развитию речного и морского круизного туризма, медицинского, экологического, событийного, делового и конгрессного туризма.
→ Создание морского национального круизного оператора (Черное море, Балтийское море, Каспийское море).
Стратегия
Повышение качества туристических услуг с помощью использования передового мирового и отечественного опыта, а также через изучение и анализ предпочтений туристов.
Меры
→ Повышение качества туристических услуг и внедрение единой системы лучших международных стандартов гостеприимства.
→ Развитие программ гостеприимства и стандартов качества оказываемых услуг в нишевых туристических сегментах.
Стратегия
Конструктивное взаимодействие государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях.
Меры
→ Активизация работы Экспертного совета по туризму на высоком государственном уровне.
→ Синергия государственно-частного сотрудничества.
→ Проведение информационно-пропагандистских кампаний по продвижению внутреннего туризма в СМИ и на различных рекламных носителях, используя квоты регионов по социальной рекламе и спонсорскую поддержку бизнеса.
→ Продвижение национального турпродукта за рубежом на базе государственно-частного сотрудничества.
Стратегия
Формирование современных принципов работы с инвесторами в сфере туризма.
Меры
→ Стимулирование инвестиций в туризм и упрощение доступа к финансированию для инвесторов.
→ Разработка системы компенсации процентных ставок и льгот.
→ Формирование пула партнерских банков.
→ Поддержка малого и среднего бизнеса.
→ Интеграция туризма и локального производства.
→ Создание единой службы заказчика по управлению реализацией инвестиционных проектов в сфере туризма.
Стратегия
Расширение списка проектов по формированию комфортной среды для российских и иностранных туристов.
Меры
→ Повышение транспортной доступности туристических объектов и направлений.
→ Развитие инфраструктуры в точках туристического притяжения.
→ Создание туристско-информационных центров на основных транспортных хабах.
→ Продолжение развития системы знаков туристической навигации, в том числе через внесение изменений и дополнений в ПДД, дальнейшую работу с Минтрансом и Росавтодором.
→ Формирование и распространение стандартизированных наборов travel box для туристов (карта гостя, транспортные абонементы, дисконтные системы, информационные материалы, аудиогиды и др.) с целью стимулирования роста индивидуального туризма.
→ Рассылка приветствий и ссылок на туристско-информационные ресурсы на основных языках при прибытии в Россию при переходе на роуминг.
Стратегия
Всесторонняя поддержка развития доступной среды для туристов с ограниченными возможностями.
Меры
→ Создание и реализация национальной программы развития доступной среды для людей с ограниченными возможностями, в частности с использованием наработок и опыта проведения Паралимпийских игр в Сочи.
→ Введение национальной премии за инновационные проекты создания комфортной среды для туристов с ограниченными возможностями.
Стратегия
Позиционирование и развитие проектов в концепции «Россия — безопасное туристическое направление».
Меры
→ Разработка программы информирования туристов о безопасности поездок и посещения объектов туристско-гостиничной отрасли, включая систему аварийного оповещения.
→ Запуск программы создания туристической полиции на федеральном уровне (на примере Москвы и Санкт-Петербурга).
→ Создание программы развития туристического волонтерского движения (использование наследия Олимпийских игр, Мундиаля).
Стратегия
Повышение качества подготовки кадров индустрии туризма.
Меры
→ Открытие в регионах центров подготовки и повышения квалификации управленцев туристической отрасли.
→ Обучение работников государственного сектора в сфере туризма, включая программы обмена опытом.
→ Формирование, с учетом сезонности и неравномерности кадровых ресурсов и потребностей в них по регионам, мер государственной поддержки и стимулирования переквалификации, повышения профессионального уровня линейных кадров.
→ Определение критериев и направлений трудовой миграционной политики в туризме для покрытия дефицита кадровых ресурсов в регионах, осуществление мер поддержки временных (сезонных) и постоянных трудовых мигрантов в туризме.
Стратегия
Совершенствование законодательства в сфере туризма и гостеприимства. Обеспечение приоритетного финансирования и контроля эффективности государственных программ развития туристической отрасли.
Меры
→ Создание Министерства по туризму.
→ Проведение координационного совета при Правительстве Российской Федерации и межведомственной комиссии при Ростуризме по туризму на регулярной основе.
→ Разработка системы делегируемых полномочий от федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации региональным для развития сферы туризма.
→ Совершенствование нормативной базы в сфере туризма и связанных отраслях.
→ Разработка Федерального закона «О развитии туризма в Российской Федерации».
→ Разработка муниципальных стандартов развития туризма с учетом особенностей в регионах.
→ Совершенствование федеральной и региональной статистики в части оценки показателей развития туризма, мультипликативного эффекта и их доли в формировании макропоказателей.
→ Повышение качества аналитического обеспечения управления туризмом с учетом лучшего мирового опыта.
→ Запуск национального проекта в сфере туризма и гостеприимства и федеральных проектов по основным направлениям развития туризма в России.
Это, безусловно, не все шаги, которые необходимо предпринять, чтобы достичь устойчивого развития туристического сектора. Но именно на них стратегически верно сосредоточить усилия и ресурсы, чтобы получить быстрый, эффективный, мультипликативный результат для отрасли. Мы надеемся, что в ближайшем будущем важность сформированных мер будет осознана и, как следствие, запущены механизмы их реализации. Многое уже сделано или находится в процессе, а лучшие практики и проекты развития в сфере туризма представлены в нашей книге.
Программы развития туризма
Зарубежный опыт показывает, что успех туристического сектора напрямую зависит от того, как он поддерживается на государственном уровне. Например, в таких странах, как Франция, Испания, Италия, Турция, Греция, туризм является бюджетообразующей отраслью и пользуется всесторонней государственной поддержкой, демонстрируя высокие результаты.
Для успешного развития туризма в любой стране необходим устойчиво растущий внутренний туристский поток и развитая туристическая инфраструктура. Поэтому современный этап развития туризма в России связан с разработкой и реализацией единой стратегии формирования туристического комплекса и превращения его в высокодоходную отрасль экономики страны.
Нужно отметить, что для малого и среднего бизнеса въездной и внутренний туризм имеет особое значение. В среднем на один вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли. Для ряда территорий России туризм — один из немногих шансов на улучшение экономической ситуации. Эффективное управление и развитие туристического комплекса — сложная задача, требующая координации на государственном уровне и тесного взаимодействия с бизнесом.
Рассмотрим некоторые успешные программы развития въездного и внутреннего туризма в России.
Продвижение российского туристского продукта на внутреннем и зарубежном рынках — это важная составляющая роста индустрии туризма и гостеприимства. В рамках этой работы создаются различные государственные программы и частные проекты, причем все чаще на базе государственно-частного сотрудничества и партнерства.
Программа продвижения въездного туризма Visit Russia
В 2014 году Министерство культуры Российской Федерации и Ростуризм запустили в работу проект по созданию сети Национальных туристических офисов Visit Russia за рубежом.
Авторы книги, которую вы держите в руках, стояли у истоков этой инициативы. Под нашим руководством в 2015–2017 годах было открыто 13 пилотных Национальных туристических офисов Visit Russia в 11 странах мира: Финляндии, Германии, ОАЭ, Китае (2 офиса), Иране, Кувейте, Вьетнаме, Великобритании, Австрии, Италии (2 офиса), Испании.
Пилотный проект Visit Russia, который базировался на принципах государственно-частного сотрудничества, взаимодействия федеральных ведомств, регионов и частного туристического, транспортного и иного заинтересованного бизнеса, показал высокие и качественные результаты, которых до этого времени не удавалось достичь.
Это был беспрецедентный информационный прорыв: вовлечение в совместную работу сотен представителей отрасли и СМИ, в том числе в части привлечения внебюджетных средств для продвижения туристического потенциала России за рубежом.
По пути успешного опыта пилотных НТО Visit Russia собственную сеть развивает Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, активно открывая за рубежом на базе государственно-частного сотрудничества международные офисы по туризму Visit Saint Petersburg.
Подробнее о практике работы пилотных Национальных туристических офисов Visit Russia мы расскажем в главе III книги — «Практика», в которой представлены практические советы, мнения экспертов, ситуационные интервью и специальная информация для всех, кому интересно работать с иностранными туристами в России.
Национальные туристические офисы за рубежом — это:
❐ важный инструмент для реализации стратегии продвижения национального туристического продукта;
❐ «мягкая сила» для формирования положительного информационного фона;
❐ платформа для развития российского туристического бизнеса.
Программы развития туристской информации
Туристско-информационные центры
Важным этапом в развитии туризма в России стало создание по прямому поручению Президента Российской Федерации туристско-информационных центров (ТИЦ).
В мировой практике туристско-информационные офисы являются важнейшей составляющей отраслевого механизма туристической отрасли. В них осуществляется информационно-сервисное обеспечение туристов, прибывших в дестинацию. В этих офисах все желающие могут бесплатно получить консультацию о месте пребывания, карту, информацию о достопримечательностях, магазинах, ресторанах, заказать экскурсию, приобрести местные сувениры.
Сегодня на территории России работает более трехсот туристско-информационных центров. Для сравнения, в 2015 году центров было не более тридцати.
В задачи ТИЦ входит не только информирование, но и продвижение региональных турпродуктов. Они поддерживают веб-сайты, участвуют в туристических выставках, знают специфику своего региона и интересы туристов.
Туристско-информационные офисы финансируются из региональных или муниципальных бюджетов.
Современный тренд — создание ТИЦ на базе государственно-частного сотрудничества. Также их создают на своей территории объекты туристского показа, крупные развлекательные центры, парки, курорты.
С 2015 года с целью развития туристско-информационных центров активно работает Национальная ассоциация информационнотуристских организаций (НАИТО), которая является площадкой для формирования единой туристско-информационной базы России. Ассоциация ведет реестр туристско-информационных центров и центров развития туризма в Российской Федерации.
НА ЗАМЕТКУ• Национальная ассоциация информационно-туристских организаций: naito-russia.ru
• На сайте НАИТО представлены важные документы для работы ТИЦ:
— ГОСТ Р 56197-2014 «Туристский информационный центр. Туристская информация и услуги приема. Требования»;
— бренд-бук для туристско-информационного центра;
— методические рекомендации по работе ТИЦ;
— форма отчета «1 ТИЦ».
• Реестр туристско-информационных центров: nbcrs.org/tic/list
Национальный каталог средств размещения
Национальный каталог средств размещения — проект, осуществляемый в рамках маркетинговой поддержки средств размещения, прошедших классификацию в соответствии с действующими требованиями системы классификации в Российской Федерации.
Цели проекта: повышение репутации гостиничной индустрии России; гарантия качества услуг для клиента; предоставление доступа к проверенной информации о средствах размещения для турфирм, туристско-информационных центров и зарубежных офисов по туризму.
Национальный каталог средств размещения дает возможность клиентам и специалистам получить информацию о гостиничном фонде определенного класса в регионах Российской Федерации и гарантированном наборе услуг, которые могут быть оказаны гостиницей.
Размещение информации в каталоге бесплатное. Отельеры сами рассказывают о преимуществах своего средства размещения, а эксперты, проводившие оценку объекта при классификации, проверяют корректность представленного контента. На портале реализована обратная связь, через которую клиент может связаться напрямую с отелем и задать вопросы.
Каталог активно используется в работе туристско-информационными центрами, туристическими агентствами и зарубежными офисами по туризму в рамках маркетинговой стратегии продвижения туристического потенциала России.
НА ЗАМЕТКУ• Национальный каталог средств размещения: lodging.ru
• Федеральный перечень классифицированных туристских объектов: классификация-туризм. рф
Система обмена туристской информацией
Система обмена туристской информацией (СОТИ) — набор сервисов для индустрии туризма, осуществляющий эффективное взаимодействие участников туристического рынка.
В СОТИ более 7000 пользователей: средства размещения, туристические компании, организаторы событий, туристско-информационные центры, органы исполнительной власти. На данный момент это единственная информационная система, которая объединяет ТИЦ и участников рынка.
В 2014 году эта инициатива была отмечена Премией Правительства Российской Федерации в сфере туризма как лучший проект, направленный на продвижение региональных турпродуктов.
Такие онлайн-системы создаются сегодня во многих странах мира. Россия была одной из первых, кто внедрил подобную работу в туристско-информационные центры.
НА ЗАМЕТКУСистема обмена туристской информацией: nbcrs.org
Туристский паспорт региона
Туристский паспорт региона (ТПР) — унифицированная единая форма представления информации о туристских возможностях региона; полный каталог объектов культуры, природных богатств, транспортных ресурсов и других туристических достоинств территории.
Программа по созданию унифицированных паспортов регионов внесена в «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» и реализуется в рамках исполнения поручения Координационного совета по туризму России.
Основные разделы ТПР:
❐ статистические данные: число предприятий сферы туризма, коллективных средств размещения, средств размещения, прошедших классификацию, и др.;
❐ информационные данные: население, главные города, климат, транспортная доступность, наличие программ развития туризма, структура власти;
❐ описательные данные: описание региона в целом, географическое положение, транспортная доступность, включая аэропорты и вокзалы в крупных центрах, объекты туристского интереса и т. п.;
❐ маркетинговая информация: данные о том, почему регион привлекателен для туристов, какие его отличительные особенности, потенциал.
Задачи, решаемые при создании ТПР:
❐ формирование единой информационной базы данных о состоянии туристических ресурсов;
❐ оценка текущего туристического потенциала для его продвижения на внутреннем и зарубежном рынках;
❐ оценка инвестиционной привлекательности для перспективы вложений в систему туризма.
НА ЗАМЕТКУТуристские паспорта регионов России: паспорта-регионов. рф
Реализация программы развития туристской информации и создание профессионального информационного поля повышает конкурентоспособность российского туристического рынка, создает условия для развития инфраструктуры, привлекает инвестиции в отрасль, способствует развитию системы аналитики больших данных и глобального обмена туристской информацией. своевременное и полное предоставление информации может быть решающим фактором в успешном продвижении турпродукта внутри страны и за рубежом.
Программа развития брендовых маршрутов
Такие глобальные, многосоставные туристские брендовые маршруты национального масштаба не разрабатывались 50 лет, с момента появления маршрута «Золотое кольцо России». Сегодня мы с вами создаем историю новейшего туризма России, туризма XXI века. И останавливаться мы с вами не имеем права!
Одним из направлений развития туристического потенциала российских регионов для внутреннего и въездного туризма в ближайшем будущем станут брендовые маршруты.
Брендовый маршрут — это маршрут (турпродукт), продвигающий культурно-познавательное наследие конкретного региона. Отличительные характеристики такого турпродукта — узнаваемость, круглогодичность или сезонность, регулярность, целостность, завершенность, соответствие стандартам услуг.
Брендовые маршруты могут быть: региональными (проходить по территории одного субъекта Федерации); межрегиональными (проходить по территории двух и более субъектов Федерации); линейными, кольцевыми, радиальными, объединять два типа маршрутов. Перед выводом на рынок брендовый маршрут должен пройти оценку федерального органа исполнительной власти в сфере туризма и соответствовать требованиям установленного технического задания (информация о маршруте, транспортное обслуживание, размещение, питание, экскурсионное обслуживание, стоимость обслуживания, безопасность и другие параметры). На данный момент действует около 60 брендовых маршрутов в 44 регионах России.
В последние годы развитие межрегиональных брендовых маршрутов приобрело особо важное значение во всем мире. Оно способствует решению ряда проблем территорий и оперативной реакции на рыночные тенденции, диктуемые путешественниками, для которых особую ценность представляют яркие впечатления, познание нового, контакты с местными жителями и знакомство с их традициями. Брендовые маршруты также открывают широкие возможности для развития устойчивого туризма, так как обладают потенциалом для распределения туристского спроса и получения дохода круглый год, уменьшают давление на ключевые достопримечательности страны, вносят вклад в решение задач, связанных с сезонностью.
В сентябре 2019 года при Федеральном агентстве по туризму образован Экспертный совет по реализации программы продвижения туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма. К его компетенции относятся рассмотрение и анализ туристских маршрутов в сфере внутреннего туризма, их экспертная оценка на предмет востребованности и доступности, в том числе финансовой.
О задачах, выполняемых программой развития брендовых маршрутов, мы побеседовали с Майей Ломидзе.
Экспертное мнение
Майя Ломидзе
исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, руководитель Комитета по импортозамещению, сопредседатель Экспертного совета по внутреннему и въездному туризму
Пройден уже большой путь по разработке и интеграции брендовых маршрутов в сферу туризма России. Какой отклик среди российских и иностранных туристов получил этот турпродукт?
М. Л.: Показателем положительного отношения туристов, как российских, так и иностранных, является востребованность данного турпродукта.
C 2015 по 2018 год было рассмотрено более 150 заявок на тестирование брендовых маршрутов от 61 региона. В итоге Комитетом по импортозамещению было утверждено 59 брендовых маршрутов в 44 регионах России. Причем 48 уже взяты на продажу федеральными и региональными туроператорами, в том числе теми, которые работают на прием иностранных туристов. Благодаря этой работе в регионах наблюдается увеличение потока туристов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Туризм: перезагрузка. Как привлекать иностранных туристов в Россию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других