Рассматриваются теоретические и методические основы маркетинга услуг на примере туристического бизнеса, особенности маркетинговой политики компаний, предоставляющих услуги (на примере туристического бизнеса). Приведенный материал отражает как традиционные представления и подходы к анализу маркетинга услуг, так и современные концепции отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков и дает возможность ознакомиться с новейшими теориями и практикой маркетинга услуг, методами обеспечения стабильного функционирования и развития компаний, предоставляющими услуги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг услуг на примере туристического бизнеса. Часть 1: маркетинговые исследования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Виды туристической деятельности
Туристические услуги не существуют самостоятельно и независимо, не могут храниться и транспортироваться, они реализуются при создании на месте производства. Поэтому предпосылкой потребления туристической услуги является перемещение потребителя (туриста) на место производства.
Спрос на туристические услуги весьма неустойчивый во времени и пространстве. Туризм и туристическая индустрия очень чувствительны к внешним факторам. Политические, экономические, климатические и другие факторы, реклама, информация и т.д. — все, что влияет на потребности, интересы и настроения людей, отражается на туристическом спросе. Поскольку иностранные посетители прибывают из-за границы, страны, которые специализируются на иностранном туризме, преимущественно не имеют эффективных методов воздействия на объемы туристических потоков.
Туризм в зависимости от предоставляемых услуг и категорий населения, которые обслуживаются, делится на внутренний и международный.
Внутренний туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и с другими туристическими целями. Внутренний туризм не образует отдельной сферы деятельности, а взаимосвязан со всеми другими секторами национальной жизни.
Международный туризм — систематизированная и целенаправленная деятельность предприятия сферы туризма, связанная с предоставлением туристических услуг и туристического продукта иностранным туристам на территории своей страны (въездной туризм) и предоставлением туристических услуг и туристического продукта за рубежом (выездной туризм).
Виды туристической деятельности различаются по цели тура, географическому принципу, количеством участников тура и способом передвижения туристов.
Виды туристической деятельности
Классификационный признак: Цель тура
Виды туризма:
Отдых.
Спортивный отдых.
Экзотический отдых.
Деловой туризм.
Обучение и / или повышения квалификации.
Семейный туризм.
Лечение.
Экскурсионный тур.
Шоп-тур.
Паломнический тур.
Классификационный признак: Географический принцип
Виды туризма:
Тур в пределах страны проживания.
Тур в ближнее зарубежье.
Тур в дальнее зарубежье.
По классификации Всемирной туристической организации (UNWTO):
Внутренний тур.
Внешний тур.
Классификационный признак: Количество участников тура
Виды туризма:
Индивидуальный тур.
Семейный тур.
Групповой тур.
Классификационный признак: Способ передвижения
Виды туризма:
Пеший тур.
Морской тур.
Речной тур.
Автотуризм.
Горнолыжный тур.
Поездка на поезде (железнодорожный тур).
Смешанный тур.
У значительной части (более З0%) туристических фирм имеется в той или иной форме иностранный капитал. Иногда это совсем не добавляет фирмам надежности, так как иногда иностранные фирмы созданы случайными людьми. Еще одной характерной тенденцией для украинского и российского туристического бизнеса является обострение конкурентной борьбы между туристическими фирмами, поскольку их количество превышает спрос на туристические услуги.
Далее перечислены страны, по прогнозу Всемирной туристической организации — UNWTO станут лидерами в сфере выездного туризма в 2030
Страны — лидеры выездного туризма в 2030, количество прибытий, млн
Китай: 145,1;
США: 112,4;
Франция: 96,3;
Испания: 73,0;
Италия: 62,9;
Великобритания: 58,8;
Мексика: 48,9;
Россия: 56,1;
Чехия: 38,0;
Украина: 42,3.
Появление новых туристических фирм, их успешная деятельность возможны при условии, если они приходят на рынок с существенно новым продуктом. Однако в большинстве случаев новые туристические фирмы ищут доходы в уже освоенных сегментах туристического рынка, что повышает опасность появления фирм «новичков», которые могут иметь риск полной несостоятельности и обмана клиентов (включая случаи исчезновения с деньгами клиентов без предоставления туристических услуг вообще).
Групповой туризм по целям путешествий делится таким образом,%:
Отдых и экскурсии — 60,1;
Бизнес — 13,8;
Лечение — 11,0;
Обучение — 9,0;
«Шопинг» — 6,1.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетинг услуг на примере туристического бизнеса. Часть 1: маркетинговые исследования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других