Маркетинг услуг на примере туристического бизнеса. Часть 1: маркетинговые исследования

Юлия Правик, 2020

Рассматриваются теоретические и методические основы маркетинга услуг на примере туристического бизнеса, особенности маркетинговой политики компаний, предоставляющих услуги (на примере туристического бизнеса). Приведенный материал отражает как традиционные представления и подходы к анализу маркетинга услуг, так и современные концепции отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков и дает возможность ознакомиться с новейшими теориями и практикой маркетинга услуг, методами обеспечения стабильного функционирования и развития компаний, предоставляющими услуги.

Оглавление

Международные принципы расчетов в туристическом бизнесе

В международном туристическом бизнесе в основном применяется предварительная оплата и определяется день платежа. Санкции за просрочку платежей, или пеня, размер которых составляет 0,05% от суммы задолженности за каждый день задержки платежа. Следует также учитывать ответственность за аннуляцию тура. Согласно правил и обычаев, распространенных в международном туристическом бизнесе, потерпевшая сторона может настаивать на компенсации расходов в связи с аннуляцией тура (расходы фирмы на оплату труда персонала, связь, транспорт и т.д.).

Все предприятия и организации, участвующие в комплексном обслуживании туристов во время прохождения тура, в туристической практике принято называть поставщиками услуг.

К ним относятся предприятия, которые предоставляют средства размещения, предприятия питания, экскурсионные фирмы, транспортные компании и шоу, кино, спортивные предприятия и бытовые фирмы, торговые организации и др.

Поставщики услуг отбираются по региональным интересам, видам туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономическом аспектах. Каждый сегмент потребителей требует определенной специфики обслуживания и, следовательно, соответствующих поставщиков услуг.

Пакет услуг

Пребывание в отеле (4, 5-звездочном).

Питание — полупансион (возможен полный пансион), наличие специального меню.

Экскурсии индивидуальные или групповые (возможен выбор).

Развлекательные услуги высокого класса.

Услуги восстановительного характера (массаж, консультации врачей).

Спортивные программы.

Курортные программы с соответствующим обеспечением.

Тематические досуго-рекреационные программы.

Требования к условиям размещения

1–2-местные номера. Наличие апартаментов в номере «люкс».

Наличие ресторанов, баров с высоким уровнем обслуживания.

Наличие помещений для спортивных занятий элитного типа (теннис, бильярд).

Наличие бассейна.

Наличие сауны.

Наличие помещения для массажных и мануальных процедур.

Наличие парикмахерской, салона красоты.

Наличие помещений для спокойного отдыха (солярий, зимний сад, аэрарий).

Рекреационные условия

Наличие большой озелененной территории.

Спортивные сооружения для элитных видов спорта.

Открытые и закрытые плавательные бассейны.

Парковка для личных транспортных средств.

Торгово-сувенирная сеть.

Наличие различных шоу и другие развлечения.

Наличие тематических и природных аквапарков.

Собственный или отдельный пляж. Возможность морских и водных развлечений.

Следующим моментом организации работы туроператора по формированию туров должен быть этап расчета стоимости тура и согласование с контрагентом цены пакета услуг.

К основным факторам, которые влияют на уровень цен на туристические услуги, относятся:

1. Внешние факторы: соотношение спроса и предложения, уровень и динамика конкурирующих цен, государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности, политическая ситуация в стране, потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы.

2. Внутренние факторы, или цели ценообразования:

Выживание — используется, когда доходность бизнеса резко снижается;

Максимизация текущей прибыли (анализ спроса и издержек при различных ценах, выбор того уровня, который дает максимально высокую прибыль);

Лидирующее положение на рынке способствует увеличению рыночной доли;

Достижение высокого качества обслуживания — для этого нужен высококвалифицированный персонал;

Покрытие будущих расходов (реклама, персональная продажа, стимулирование сбыта);

Затраты на производство, распределение и продвижение туристического продукта.

Выделяют следующие предложения по применению наиболее рациональных методов ценообразования в туристической индустрии.

1. Совершенствование затратного метода, или метода на основе затрат. Он должен быть построен на калькуляции полной себестоимости туристского продукта (должен использоваться теми туристическими фирмами, которые стремятся прежде всего получить прибыль от инвестиций).

2. Применение метода ориентации на уровень конкурентов в исследовании конкурентной среды. При использовании этого метода необходимо устанавливать цены, ниже, выше или на уровне рыночных в зависимости от требований клиентов, предоставляемого сервиса, реальной или предполагаемой реакции конкурентов. Особенностью применения этого метода является отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.

3. Ориентированный на спрос метод, основанный на изучении потребностей потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он применяется, если цена является решающим фактором в приобретении туристского продукта клиентами. К тому же оказывается потолок цен туристического продукта — максимальная сумма, которую потребитель будет готов заплатить за эту туристическую услугу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я