1. книги
  2. Религиозные тексты
  3. Ярослав Золотарёв

Комментарии на Кефалайю

Ярослав Золотарёв (2024)
Обложка книги

Современные комментарии на самый большой из известных манихейских трактатов «Кефалайя».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Притча о дереве

Первая аллегория, о которой они спросили его и попросили истолковать, вот какая. Однажды, когда [Апостол] [сидел в собрании, он услышал,] как его ученики, [сидящие] перед ним, спрашивают: «Просим тебя, наш господин, [научить] нас толкованию изречения о тех двух деревьях, о которых Иисус возгласил ученикам. Написано в Евангелии, что Он говорит: «Дерево доброе даёт плод добрый, а дерево дурное даёт плод дурной, [и не бывает] доброго дерева, которое бы дало дурной плод, [ни дурного дерева, которое бы] дало добрый плод, и узнаётся каждое дерево по плодам его». И вот мы просим тебя [научить нас] толкованию [этих] двух деревьев: [чему они подобны и как] растут из земли; ибо [о них] написано [в] Писаниях [святых, что они растут в одной земле. Открой это] слово [нам, господин, как раньше открывал] разные тайны. Некоторые лжеучения толкуют речение об этих двух деревьях в том смысле, что дерево доброе не[льзя распознать, пока оно] пребывает в этой земле смешанной. Каждое [из учений даёт своё толкование,] их уподобляют [также людям; дай нам о них] единое толкование».

Тогда господин наш Мани Хайа, Апостол Величия, сказал своим ученикам: «Велика [тайна, о которой вы меня спросили] <…> [Спаситель написал о них в Евангелии, возгласил] Своими устами едиными [притчу о дереве добром и дереве] дурном. Лжеучения [толкуют Его слова по-разному,] <…> И вот в каком смысле толкуют речение о двух деревьях <…> деревья [добрые] в толковании [лжеучений зовутся деревьями злыми,] так как [считается, что не может быть добрым] древо, произрастая в этой земле смешанной. [Посмотрите на] финиковую пальму: так как <…> стоять на том, что финиковая пальма ни на что не годится. (18) <…> их сын, и она бьёт <…> сначала же <…> в них <…> в конце есть <…> он был в её побегах и ветвях <…> есть Тьма злая в них <…> пальма <…> перед древом, [добрым, и зовут её “дерево] дурное”, и приговаривают <…> [пальма] та, которую называют [“дерево дурное”] <…> вид<…> [и] зовут её “древо доброе” <…> [плоды] сладкие <…> писание <…> они устанавливают <…> обычно люди <…> [ищут пальму, ибо она даёт плод добрый внутри и] сладкий <…> [сеют] семя [древа] <…> и оно будет полезно для их пропитания <…>

[Теперь я] истолкую, [что вы меня спрашивали о людях — дурном и добром.] Не по [происхождению и началу жизни] людей называют [“человеком добрым” и “дурным”; но когда они уже прожили жизнь и совершили деяния злые или добрые — после этого судят их по жизни и по делам их; потому сказано,] что они [познаются по плодам. Написано об Иуде, что он был вначале] апостолом, принадлежал к числу [Двенадцати;] а в конце написано о нём, что Сатана вошёл в него, он предал Спасителя в руки иудеев, те [схватили Его и распяли] на древе. Итак, вот Иуда Искариот — его сначала назвали “человек добрый”, [а потом стали звать] и предателем, и убийцей. [Написано о] Павле, что он был сперва гонителем [и врагом] Церкви Божьей, преследовал [её, притеснял и избивал праведников; а в конце написано о нём, что Господь явился ему] <…> великого откровения, он <…> [укрепил] Церковь Господа нашего, [вознёсся и упокоился в] Нём; то есть, сначала он был дурным, [а потом стал зваться “человеком добрым”. Лжеучения] толкуют <…> их толкование <…> [нет] человека совершенно доброго, [и нет человека, который был бы полностью дурным,] ибо [рождены и] сотворены они в смешении [мирском; но если они праведны] и все крепки в любви <…> подобие дано им, и они тверды в [вере, то] нет [в них зла,] подмешанного ко всему сущему. Вот, [смотрите, каково] толкование лжеучений <…>».

Фактически, текст о суде начинается с того, что «не судите, не судимы будете». На самом деле, продолжается тема предопределения, которая была и во введении, и в первой главе, — тут всё ещё об избрании. Избрание осуществляется по форме души, то есть, по цели. Когда уже человек прожил жизнь, и по делам видно, что добрый, тогда можем сказать, что дерево доброе. Пока оно не принесло плодов, мы не знаем, доброе у него избрание или злое. Более того, пока растёт, может приносить и злые плоды, приводится в пример апостол Павел.

Конечно, Павел был избран Богом до его рождения как апостол, об этом он и сам постоянно пишет («избрал меня от утробы матери»). Тем не менее, очевидно, что он делал злые дела до степени преследования святых, то есть очень злые. Пожалуй, преследовать за правду — это максимально плохое преступление, хуже вряд ли что-то можно представить. Потому что убийца убивает только тело, а кто преследует за правду, тот душу хочет убить, а душа лучше тела. И потому преступление против души тяжелее, чем то, которое против тела.

Итак, избрание — только по цели, отсюда выводы:

Нет тех, которые сразу родились безгрешными, по типу как тибетские клоуны верят, что у них перерождаются в горах святые будды и бодхисаттвы, на самом же деле, имея грязную, допотопную теократию, возглавляемую сволочами и дураками, постоянно кем-то завоёвываемую, прежде всего, китайцами. Итак, по плодам видим, что никакие они не боги, а просто дураки, и видим, что дерево злое, а не избранное.

С другой стороны, нельзя о ком-то говорить, что он фатально злой, пока не ясен окончательный результат жизни. Может в конце оказаться, что он по форме был избранный или слушатель, но пришёл к своей форме только в итоге, а всю жизнь доминировала материя. Поэтому Христос и призывает «не судить», потому что избрание определяем по результатам, а не по текущему состоянию, в котором неизбежно злое и доброе перемешано.

Это, тем не менее, не означает, что нет предопределения. Конечно, есть, потому что всё доброе — от Бога. Если продолжать аллегорию с деревом, доброе дерево, конечно, было предопределено тем, что в его семени было ДНК, которое и детерминировало, что дерево вырастет добрым, с точностью до структуры каждого листика. Но определить, доброе или злое, мы можем только по плодам. Итак, тут мы не говорим о свободе воли, и что дерево что-то решает, но говорим в аспекте познания, чтобы не было ошибки, когда человека огульно объявляют «праведником» или «грешником», и в лжеучениях это обычная ситуация.

Ситуация «всю жизнь было и добро, и зло» также не означает, что в итоге не будет определено, добрый человек или злой, типа будут ещё какие-то мытарства или чистилище. Нет, будет чётко определено, злые все будут уничтожены, так что вообще жить не будут.

В такой форме доктрина представляется вполне логичной; критику Августина я читал, но так и не понял, что он тут видит-то нелогичного (он там постоянно убивается именно о том, что «неразумно»). Он там, помнится, спрашивает, почему Бог послал избранных во тьму, ну так тьма же первая напала, в ситуации войны тьма в любом случае виновата. Ну, напала тьма, и все добрые силы вынуждены сражаться с тьмой: и ангелы, и монахи, и слушатели, а что мы должны делать? Если не сражаться, тьма просто всё уничтожит. Предопределение же узнаётся по результатам, Фортунат там ему в диспуте и объясняет — ну, в итоге же мы спасёмся, в чём проблема, что идёт война? Мы же победим. Надо верить в победу и в своё доброе избрание — потому что если не веришь в победу, зачем тогда и вышел сражаться? Узнаем же мы избрание по результатам, но пока жизнь не кончилась, будем верить, что доброе, и не будем верить, что проиграем. Даже не представляю, какая тут может быть логически иная доктрина по этому поводу, все другие варианты, так или иначе, оправдывают зло.

«[А вы] слушайте, что я открою вам о [слове, которое] Спаситель возгласил <…> о дереве добром и дереве дурном: [лжеучения не знают, почему] они [так называются,] они не знают, что это такое [снаружи] и внутри; [у них нет] знания, они подобны [младенцам,] ибо из их толкования [неясно,] что такое эти два дерева. [Слушайте,] как я открою вам [и рас]толкую [речение о] деревьях <…> [служба] <…> Отец <…> всё, и он <…> в <…> мира <…> твоя <…> в <…> такова [служба] этого дерева доброго <…> суть свет этого дерева доброго <…> [ствол дерева доброго — ] Столп [славы; ветви] этого [дерева — ] Умные, облекающие его тело; [листья] того дерева доброго — стихии Света, смешанные и повторённые во всём сущем; плоды дерева доброго — это Иисус-Сияние, славный, Отец всех Апостолов; а вкус плодов дерева [доброго — ] Святая Церковь в своих учителях, своих [избранниках и] слушателях; вот что такое дерево [доброе] <…> [и нет] плода дурного [на нём. Вот, я] поведаю вам [о дереве добром, оно же Свет: из чего состоит] оно. У него есть пять частей, [то есть: суждение, намерение, мысль, понимание, разум.] Его суждение — это Святая Церковь, его намерение — Столб славы, Человек совершенный, [его мысль — ] Первочеловек, обитающий на Корабле живой воды, его понимание — Третий Посланец, обитающий на [Корабле огня живого, который светит в мире;] а [его] разум — Отец, обитающий в Величии, [совершенный] в эонах Света.

И вот [что ещё:] души, которые восходят и достигают Святой [Церкви,] а также милостыни, которые даются им слушателями и очищаются в [Святой] Церкви, [проходят через] каждую часть: суждение [пребывает с ними, от него] они восходят [к Столбу славы, он] же намерение; восходят к мысли, она же Первочеловек, обитающий на Корабле ночи; от мысли они восходят к пониманию, оно же Посланец, живущий на Корабле дня; а он, великое славное понимание, [вселяет] их в разум, он же Отец, Бог истины, великий Разум всех эонов славы.

Вот древо доброе, которое даёт плод [добрый, и] вся [его] жизнь и Свет — навеки <…> [и оно] станет <…> вечно, благословенно оно, [давая плод] добрый, [и нет в нём плода] дурного <…> (21) <…> когда он стал в <…> он сам <…> так, как он есть <…>

Доброе дерево состоит исключительно из интеллектуальных добродетелей: суждение, помысел, мысль, понимание, разум. Эмоциональная сфера не упоминается, хотя она может быть результатом, как Павел пишет: «а результат разума (пневмы) — доброта, радость, мир», то есть некие эмоционально-позитивные (саттвические состояния). Но сам свет не является каким-то эмоциональным состоянием, он только информация в чистой форме. Саттва-гуна, то есть весь комплекс «положительной психики», — это гуна материальной природы, как верно утверждает школа санкхья. Она не свет (не само дерево), а только проявления света, когда он смешивается со злом (листья дерева, как тут пишет Мани). Поэтому в ней продолжает оставаться зло, хотя бы в самом факте наличия какого-то материального тела, переживания чувств и так далее.

Описываются эманации в обратном порядке, от конкретного к абстрактному. При спасении мир собирается в обратном порядке, от себя (души) к Богу:

Души, то есть индивидуальные способности к мышлению.

Церковь (экклесия), неудачно переведено поповским словом, но оставляю. Дословно «эк-» — это приставка «из-», «-клесия» — это «звать». То есть «призванные». Призванные души — то есть понимающие, что душа ценна сама по себе. Они являются суждением, потому что не только имеют способность рассуждать, которая есть в любой душе, но они её и применили, и отличили то, что лучше от того, что хуже.

Столб славы (мне привычнее «Колонна славы», как в английском) — это волевое усилие (намерение). Колонной славы называют идеальное состояние мира, когда всё кривое выпрямится, и мир будет как колонна. То есть душа призванная далее порождает намерение стать колонной света, полностью прямой и правильной. По колонне свет восходит наверх, то есть она — прозрачная, как будто стеклянная, и отделяет злое от доброго через направление воли к свету.

Мысль — это вся совокупность текстов. Первочеловек — тот, которого принесли в жертву при создании мира. Умирая, он распадается на бесконечный текст. А когда душа восходит, то наоборот: сформировав намерение стать колонной славы, она начинает собирать Первочеловека, то есть читать весь мировой текст, отличая в нём дурное от доброго, и, таким образом, возвращает частицы обратно в Первочеловека. Через Первочеловека Бог мир написал, а мы через него же мир читаем.

Понимание, то есть Митра. То есть текст не только читаем, но и интерпретируем. Стадия Первочеловека — это на корабле воды, пассивное восприятие (вода — инь, пассивность, подчинение). Стадия же Митры — это корабль огня (он же ведь и Солнце), то есть творческое преобразование мирового текста через его интерпретацию. Итак, если Первочеловек — это чтение, то Третий Посланник — это письмо: создание душой собственного текста.

Разум — это Отец Величия, то есть объективный разум, или текст как таковой. Через чтение и письмо он и вселяется.

Это доброе дерево, которое полностью рациональное. Нет в нём тьмы и никаких неопределённых высказываний; нет в нём чувств, эмоций и прочей смерти; а всё, что не походит на доброе дерево — любые умолчания, неточности, попытки в любой форме подавить мышление, волю, понимание, познание, разум — это всё тьма. Итак, доброе дерево даёт добрые результаты, а злое дерево, то есть любая попытка хоть как-то умалить разум — только злые результаты, о чём будет в следующей главе «Кефалайи».

Индусы доброе дерево рисуют на теле:

В манихейской терминологии, Муладхара — это будет Церковь (самосознание), позвоночник — колонна славы, левый канал (ида, Луна) — Первочеловек, правый канал (пингала, Солнце) — Третий посланник, а вот этот большой цветок у него на башке — это Отец Величия. Но психики не понимают пневматического значения — что это всё разные виды ума, как излагает выше Мани; точнее, оно им не интересно, а вот так вот рисуют у себя на теле, про позвоночник им более понятно и больше нравится. В результате вместо того, чтобы созерцать Отца Величия, то есть разум, годами медитируют на собственный пуп.

[Теперь я открою вам, что такое] «дерево доброе», [о котором говорят лжеучения. Его свет — ] это [горение] огня [злого, тёмного; ствол этого дерева] — те, кто правят [на земле, в твердях, в высоте] неба и Колесе [звёзд; а листья этого дерева] суть пять материй, ходящие [в своих мирах; дурные] плоды [этого дерева — злое] учение заблуждения, [злая] тайна [Тьмы,] которое Сатана поместил в мир. А [вкус этих] дурных плодов — злые люди, лжеучения [греховные,] связанные разными законами, и учителя их, [что принимают] закон смерти, вкушают от него и жаждут его, [они же] души смерти.

Есть древо, оно даёт хороший плод; его наш Отец назвал: «древо доброе, которое даёт плод хороший»; он [передал это] в писаниях, [но] все лжеучения [не] узнали его.

[Ещё вот что я] поведаю вам, чтобы вы [знали: у дерева] дурного есть пять частей, то есть суждение, намерение, мысль, понимание, [разум.] Его суждение — это закон смерти, которому учатся лжеучения; его намерение — перерождение, [которое они примут] в разных видах, его мысль — печь [огненная, куда они пойдут,] геенна, полная пепла; понимание — [говно и мусор, которые спустятся по] Переправам; его разум — это [пространство, в которое они пойдут,] Шар, последние узы, говно, [где пребывают] те, кого Сатана бросил <…> великий <…> [осадок,] и они падут <…> весь, и они заберут <…> [они будут поглощены] Шаром и связаны [в нём навеки, ибо вкусили] плод Тьмы, который [захотели съесть, осуждены удалиться от Отца] во веки веков [и не увидят больше] Его лица, и они <…> достигнут того места, и нет им покаяния.

[Вот] толкование плохого дерева, как я [истолковал и объяснил] его вам — то, что вы [просили] <…> ему <…> [что дерево доброе даёт] плод хороший, а плохое древо — это у которого плоды плохие, на котором [растут дурные плоды] всю его жизнь, и не могут хорошие плоды на нём расти. Поэтому [я говорю вам, братья мои, части] и возлюбленные мои: [знайте толкование о] двух [деревьях,] истинное, не такое, как [толкования лжеучений; дерево доброе — это Свет,] пребывающий в своей доброй стране, [где только жизнь] и свет, и нет смерти и тьмы [внутри] неё. А дерево дурное — это Материя <…> её одну я знаю в [её стране Тьмы; это дерево,] которое растёт в своей злой земле, [где только тьма] и смерть.

Благословен [каждый,] [кто различит] эти два дерева, отделит их друг от друга и познает, что они не возникли друг из друга, не произошли друг от друга и не произошли от одного и того же; человек, различивший их, вознесётся в эон Света, [посмотрит на всё это, как я] открыл вам, и увидит [дерево доброе,] от него [же] не будет плода дурного; <…> [а человек,] который не различит [дерево доброе и дерево дурное] между собой, падёт обратно на землю [и пребудет в перерождении,] пока не достигнет [знания и не научится различать эти д]ва [дерева. Вот толкование о двух деревьях. Благословен тот, кто уверует, уразумеет и отвратится от] Тьмы, которая растёт из [своей злой земли, ибо он обретёт покой] во веки веков».

Ну, то есть, такое же по структуре дерево, только смерти. Тьма сама по себе ничего не творит, поэтому все структуры, которые рассматриваются в манихействе как тёмные, симметричны светлым структурам и обозначают только их отрицание. И, таким образом, видим те же пять частей:

Суждение — это закон смерти, которому учатся лжеучения, то есть любой монизм или вообще любое кидание залупы на разум. То есть не только, например, «католицизм — религия дьявола», это и так понятно, даже и Невзорову, а любые заявления типа «добро и зло нельзя различить», «разум не всё может познать» и тому подобные — это тоже всё богохульство и закон смерти. Вся эта поебень типа «традиции» (отцы наши были долбоёбы и мы тоже будем) и так далее, короче, любой дискурс, в любой степени негативно настроенный против рациональности и чёткого различения дурного от доброго. Это у него в копчике, в прошлом посте рисовал, как на теле расположено. Злое суждение — это на чём он сидит, η επιθυμια της σαρκος και η επιθυμια των οφθαλμων και αλαζονεια του βιου, ουκ εστιν εκ του πατρος αλλ’ εκ του κοσμου εστιν.

Намерение его — перерождение, то есть рабство. Говорит он всякую чушь, а желание у него — чтобы всё оставалось, как было, то есть, чтобы душа была привязанной к материи и никак не освободилась. Это у него позвоночник, хребет у него такой, что счастье в материальных вещах, и освобождаться не надо.

Текст, который он читает, — про огонь и пепел, читает он про то, как всё горит, материя же постоянно погибает. Это у него Луна, по левую сторону.

Толкование у него, то есть текст, который он пишет — про то, как говно опускается, то есть деградация. Видит он, как всё горит, то есть поднимается, а пишет он про то, как опускается, то есть про то, как пригвоздить к Земле. В добром дереве — наоборот, колесо чтения/письма крутится справа налево: по Луне в него опускаются чужие тексты о Боге, а по Солнцу он пишет наверх свои ответы. А в злом дереве по Луне у него огонь горит, он читает книгу, в которой всё погибает; а по Солнцу он пишет что-то, чем надеется это как бы пригвоздить вниз, «схватить мгновение» (carpe diem). То есть читает он про огонь, а пишет он про говно.

«Разум» тьмы, то есть конечная её цель — это полная смерть, прекращение всяческой упорядоченности, в котором не будут различимы никакие структуры. Выхода из такой ситуации нет, поэтому это шар, там всё по кругу, ничего не развивается, потому что нечему. У тьмы нет «разума», но, поскольку в светлой структуре на этом месте разум, то тут Мани пишет «разум», просто чтобы указать, что это главное место в соответствующей структуре тьмы. Это у него часто бывает, Августин это в частности не понимал — «почему о тьме пишут, как будто живая и разумная». Это свет — живой и разумный, а тёмные структуры — это какие-то отрицающие такие же структуры света, поэтому чтобы указать место отрицательной структуры, мы говорим по белой схеме, но добавляем «тьмы», потому что отрицание. Отсюда и получаются «разум тьмы», «дева тьмы», «отец тьмы» и так далее.

Любые структуры архонтов, хоть идеологические, хоть организационные, имеют единственную цель — уничтожить что-то доброе, собственного же содержания у них нет. С каким бы апломбом там что-нибудь ни утверждалось, смысл только в том, чтобы засрать что-то доброе.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я