1. книги
  2. Религиозные тексты
  3. Ярослав Золотарёв

Комментарии на Кефалайю

Ярослав Золотарёв (2024)
Обложка книги

Современные комментарии на самый большой из известных манихейских трактатов «Кефалайя».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О четырёх днях и четырёх ночах

И ещё сказал Светильник: «Есть четыре великих Дня, они произошли [друг из друга и] вызваны друг из друга.

Первый великий День — это Отец, Бог истинный, первое [Стояние, пребывающий] среди эонов своего Величия в Своём живом [царстве]. Двенадцать часов великого Дня — это двенадцать великих богатых богов Величия, они же первые Зовы, которые Он вызвал перед лицом Своего Величия; Он распределил их по четырём сторонам света, по три на каждую, перед лицом Своим.

Второй День — это Третий Посланник, обитающий на Корабле света; его двенадцать часов — это двенадцать дев, которых он вызвал в своём величии.

[Третий День — это Столб славы, великий Носитель, который больше всех] носителей и который несёт всё [сущее,] верхнее и нижнее. Его двенадцать часов — пять сынов Первочеловека и пять сынов Духа живого, те, кто несёт все бремена мира, а также Призыв и Покаяния, причисленные к десяти братьям; вот двенадцать светлых часов третьего Дня.

Четвёртый День — это Иисус-Сияние, [обитающий в] Своей Церкви; его двенадцать часов — это двенадцать мудростей, они же его [часы светлые.]

Вот четыре великих Дня, произошедших [друг от друга] и вызванных друг из друга; они [же] <…> Благословен каждый, кто узнает их и кто [возвестит о них, ибо он войдёт в страну] Света».

Ещё одна классификация эманаций. Мани, таким образом, показывает, что их можно классифицировать по-разному. Помимо пяти детей, тут упоминаются ещё 12 низших эманаций, для Зервана (Времени = Отца Величия) это 12 часов дня, для Иисуса-Сияния, от которого пошла церковь, — это 12 философий. У третьего посланника 12 девушек (это персонификации добродетелей, будет позже).

Столб славы пронизывает природу, и, соответственно, в качестве 12 спутников рассматриваются духи природы из третьего и четвёртого мира, а также божества Призыва и Покаяния — это, кстати, говорит о том, что призыв осуществляется не только в человечестве, потому что призыв поставлен богом более высокого уровня, чем Иисус-Сияние, который занят конкретно человечеством. Таким образом, природу Бог тоже к чему-то призывает, и там тоже происходит процесс спасения света, она — не пассивное дополнение к человеку, а такая же активная и божественная; по вопросам антропоцентризма манихеи довольно сильно критиковали нарождающийся католицизм, поскольку мы-то антропоцентризм отрицаем. Человек, конечно, призывается Богом ко спасению и значим для Него, но не только он и не царь природы, а равноправная её часть.

Так как Призыв и пять детей живого духа исходит от Митры, но идёт вниз, к Адаму Кадмону, он переносит их описание туда, где они действуют, то есть в мир Адама, хотя принадлежат они ко второму уровню.

С этими, более низшими, эманациями (девушками) получается много светлых существ, по пяти уровням так:

3 (Бог, Мать мира, их союз) + 5 (боги разума) + 12 часов = 20.

3 (Митра, Афина, их союз) + 5 (детей живого духа) + 12 жён Митры + Призыв = 21.

3 (Иисус-Сияние, Мария, их союз) + 5 (ангелов победы) + 12 философий = 20.

3 (Колонна славы, Первочеловек, их разделение) + 5 (детей Первочеловека) + Покаяние = 9.

3 (Мани, проповедники, собрание) + 5 (добродетелей) = 8.

Итого получается, в пяти добрых мирах 20+21+20+9+8=78 богатых разумом, кроме того, есть три мира тьмы, которые зеркально отрицают три нижних мира света (выше Митры тьма не проходит, он там стоит с мечом на границе). Таким образом, различают ещё 20+9+8=37 тёмных сущностей, итого во всей психоматрице 78+37=115 единиц. Хотя дальше по тексту и больше 37 различается, в следующем комментарии посчитаю. Потому что черти ещё делятся на мужских и женских, там ещё всё удваивается в материи.

Проявления света можно описывать в диахронии (исторически), но можно и по этим 115 единицам.

[Ещё сказал он им:] «Вот, есть четыре Дня, а есть и четыре Ночи.

Первая Ночь — это страна Тьмы; у неё есть двенадцать тёмных [теней,] они же её часы тёмные; двенадцать теней первой Ночи — это пять элементов страны Тьмы, которые выбились из пяти её чувств и [пяти жилищ] и [вышли] из её пяти элементов и её пяти [творений;] пять [духов,] живущих в её тёмных элементах <…> это двенадцать теней и духов первой Ночи.

Вторая Ночь — это Материя, живописец [и зодчий всех миров плоти, та,] которая живописала [плоть] и всё архонтство, какое есть в мире Тьмы, сотворила их в пяти чувствах — пяти [мужских] и пяти женских, по два на каждый мир, а также огонь и наслаждение, обитающие в мужчинах и женщинах и влекущие их друг к другу. Таковы двенадцать духов второй Ночи. Она же, та Материя, воля смерти, позволила царю тёмных и его силам укрепиться в войне и битве против эонов Величия; но он был схвачен, пойман Первочеловеком, заключён в [узы преисподней] силами [Света,] вознесён из страны Мрака, помещён [в области смешения,] вверху и внизу, по [всему] миру, по пяти частям вверху, в небесах, а также по пяти частям внизу, на нижних землях, а также в Жаре и Холоде, они же отец и мать, их огонь и наслаждение.

Это вторая Ночь, которая произошла из первой Ночи; она поймана Первочеловеком, вознесена живым Духом, помещена в смешанный мир, [распределена] вверху и внизу: [вверху — к чувствам] мужским, внизу — [к чувствам] женским. Третья Ночь — это пять миров мяса, [расставленных по двое, пять] [мужских] и пять женских, которые родились от сил [Тьмы.] Они упали на землю и открылись в Сухом и Влажном, то есть в огне и наслаждении, которые обитают в них и влекут их друг к другу.

А Материя, воля смерти — [мать] их всех, и она называется у них Ночь; [миры] мяса мужского и женского, а также огонь и наслаждение [суть] двенадцать часов этой [третьей Ночи.] Вот [какова] также третья Ночь, она пребывает в мирах плоти и рождена из второй Ночи, той, которую Дух живой распял в мире [смешанном] вверху и внизу, в небе [и во всех землях.]

Четвёртая Ночь — это Закон греха, он же тёмный Дух, тот, который говорит в двенадцати духах, двенадцати лжеучениях, они же Обнажённые, двенадцать зодиакальных знаков Материи, они же престолы её — той, которая насаждена, изображена и явлена в старом человеке. А часы этой четвёртой Ночи, она же старый человек, царящий в лжеучениях, — это двенадцать злых духов [заблуждения] старого человека, они же [возникли из двенадцати знаков зодиака, престолов Материи; они говорят и царят во всех сектах, ведут всех в этих лжеучениях ко греху и заблуждению, так что люди перестают] различать день и ночь, [идут ко Тьме и] смерти. Такова четвёртая Ночь [из тех четырёх,] что вышли друг из друга, одна [за другой, с двенадцатью духами,] по подобию светлых Дней. [Как те явились и произошли друг от друга, так и эти четыре Ночи вышли и] возникли друг из друга.

Благословен, [кто] узнает их, различит и [отречётся от них] навеки».

«Тёмный» — это отрицание, как я уже писал. То есть «тёмный элемент» означает разрушение определённого элемента, а не какое-то позитивное существование.

Излагаемые тёмные духи все являются отрицанием каких-то добрых, но миров тьмы меньше, сверху вниз (учитывая, что 1-5 были миры света):

Мир ложных учений: отрицает мир Иисуса Сияния. Возглавляется тёмным Духом, который отрицает живой дух (Митру). Тут, соответственно, действуют 12 ложных философий, которые символизируют 12 знаков зодиака. Суть их, впрочем, одна и та же — монизм, не различать тьмы и света. Просто, например, теисты называют своё неразличение «Богом», буддисты просто говорят, что ни хрена не понятно, и пустота получается и так далее. Ни хрена не понятно тому, кто понимать не хочет, потому что в колонне Руха.

Мир эмоций: отрицает мир Адама Кадмона. Тут Руха выступает уже как колонна (потому что она тут воля смерти), и порождает пять тёмных элементов, пять тёмных чувств, 10 миров тьмы, огонь и наслаждение. Это всё разрывает Первочеловека, то есть жизнь в природе. Можно заметить, что Агни, которому в ведах так много поклоняются, тут интерпретируется как злое божество.

Мир смерти: отрицает мир Отца Величия как таковой. Отец тьмы, Мать тьмы (Материя, или Руха), их союз — тут описаны как две ночи, чтобы отдельно выделить Материю. Соответственно 12 часов тьмы отрицают 12 часов света, а пять жилищ тьмы — отрицания пяти сил разума (они же и злое дерево).

Преимущественно, как мы видим, тёмные миры творит блядь вавилонская, а также семь её детей (архонтов), ну и их многообразное потомство, тут упомянутое. Тёмная дева также рождает тёмного Митру (Перуна), ну, то есть, эмоции рождают также и злые доктрины. Истоки у них в восьмом мире, то есть в мире смерти.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я