Как и пушкинская проза, это язык настоящего, природного
великоруса, одарённого исключительно тонким чутьём к законам и требованиям своей родной речи.
Напротив, национальные движения на западных и восточных окраинах страны – это проявления «национализма угнетённых наций» и родились в ответ на угнетение
великорусами, после того как их участники познакомились с национальными идеями через «родственные национальности» в соседних странах.
По этнографическому составу ныне преобладают здесь малоросы, составляя до 70 % населения, тогда как
великорусы дают всего 30 %.
Столь суровые, неблагоприятные условия хозяйствования, действовавшие в течение многих столетий, безусловно, закалили
великорусов, превратив их в великую нацию тружеников.
Надо ли пояснять, сколь вредило это единению
великорусов и малорусов?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наговариваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вместе с
великорусами украинцы (малорусы) отражали шведское нашествие.
Оставшуюся часть православного населения составляли
великорусы (4,62 %) и малоросы (22,61 %)43.
Григорович знал хорошо язык крестьян, верно изображал многие типы, у него было чувство несомненное, но он попал на ложную дорогу слишком уже доброго и твёрдого фамилизма, который – увы – в удел
великорусу не достался!
Самый искренний и самый ревностный защитник «прекрасной старины», самый ярый славянофил 60-х годов, всё равно – петербургский или московский
великорус, не мог уже не смотреть на это прекрасное прошлое именно как на прошлое.
Но в случае с
великорусами определение общих черт для всех многочисленных региональных групп не представлялось возможным.
Москвич – устойчивый и выносливый, равнодушный к ближнему, «сплав
великоруса с кочевником-степняком, отлитым в форму иосифлянского православия», он примитивен, его православие – бытовое исповедничество, его мораль имеет антихристианские черты.
Белорусы наряду с малорусами и
великорусами рассматривались большинством учёных и публицистов того времени как этническая группа внутри русского народа.
Великороссия построена на костях «инородцев», и едва ли последние много утешены тем, что в жилах
великорусов течёт 80 % их крови.
Уже потом, позже пришли
великорусы с зимней, полночной, – с северной стороны.
Истинной химерой считают они возможность расчленения русского народа, ибо народ наш не настолько глуп, чтобы обособлять
великорусов от малороссов или белорусов.
Напротив,
великорусы выросли и развились в государственном строительстве, в сознании колоссальных возможностей и миссии государственного объединения, государственность большого стиля была для них своим национальным делом, национальной миссией, и потому естественным для них являлся известный этатизм, государственный максимализм, по необходимости связанный с некоторой жестокостью государственной власти.