Противоречия обострялись между служилыми людьми, т. е. дворянами-помещиками, с одной стороны, и крупными
вотчинниками – боярами и монастырями, с другой.
Причём
вотчинники могли одновременно иметь и вотчины, и поместья, располагавшиеся в разных районах страны.
Земли общин переходили в руки
вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена.
Дом
вотчинника по-прежнему находился близ церкви, прячась за частоколом, окружённый многочисленными службами.
Бояре и другая часть детских, ставших
вотчинниками, понемногу превращались в поземельных вассалов князя.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: флюгарочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, место знатных новгородских
вотчинников заняли московские переселенцы, владевшие землёй уже на основе поместной системы.
Всё убранство церкви до сих пор составляют чисто выбеленные стены, чёрно-белый плиточный пол и отнюдь не драгоценная утварь – подношения часто сменявших друга друга
вотчинников.
За короткий срок государство было существенно преобразовано – земли были перераспределены, участки
вотчинников, попавшие в территориальную зону опричнины, делились на новые поместья для служилых людей.
Признавая обычные права
вотчинников и помещиков, они в центре исследования поставили всё же государственную власть в роли создательницы иммунитетных привилегий, но сместили плоскость, в которой изучалась эта проблема, так, чтобы речь шла о политически менее острых вопросах, а к ним в середине XIX в. и принадлежала тема церковно-монастырского феодального землевладения, ликвидированного ещё в XVIII в.
От системы кормлений особенно страдали мелкие
вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей.
Они делались постоянными и подчинёнными союзниками московского государя, обязывались служить ему, но сохраняли при себе дворы, дружины и не только оставались или становились
вотчинниками своих владений, но и пользовались в них административными правами, держали своё особое управление.
Все эти резиденции, летние дворцы-дачи были не что иное, как огромные усадьбы, имения
вотчинника, окружённые приписанными к ним крепостными деревнями; и лишь постепенно вокруг этих усадеб вырастали городские поселения.
Автор неоднократно подчёркивал «принадлежность светским
вотчинникам иммунитетных привилегий по обычному праву, независимо от пожалований».
Он так и объяснял свою мысль: «При слабой власти общественной сильный
вотчинник в пределах своей земли был самовластным господином».
О существе этой правительственной власти
вотчинника, о древнейших привилегиях землевладельцев мы узнаём из жалованных грамот, утверждавших древний порядок вотчинных отношений.
Служилый
вотчинник или помещик не был надобен на севере с его дорого обходившейся службой.
Весьма существенным направлением борьбы с бедностью являлся запрет
вотчинником разделов крестьянских дворов.
Между тем
вотчинник хотел иметь всегда под рукой духовного отца, каковыми чаще всего бывали монашествующие священники.
Самая так называемая государственная служба в простом смысле представляла только вид службы
вотчиннику, службы лицу, а не отвлечённому понятию отечества или государства.
Порой зависимыми от
вотчинника крестьянами становились и военнопленные.
С каждых 200 четвертей пахотной земли приказано было помещикам и
вотчинникам выставлять ратника с конём, доспехом и запасом.
Такие постройки очень ясно выразили, что сила московского
вотчинника стала не только крепкою, но и грозною.
Часть непривилегированных
вотчинников составили бывшие члены распущенных княжеских дворов, не нашедшие по тем или иным причинам себе нового места службы.
Крестьяне-половники нанимались к богатым землевладельцам обрабатывать их землю, отдавая
вотчиннику половину урожая.
Век спустя появился термин «закуп» – то есть человек закупался богатым
вотчинником, получал от него некую сумму и должен был её отрабатывать.
Относительно последних само слово «чёрный» указывает на зависимость владения от повинности; только повинность является не служебно-государственной, а вотчинной перед
вотчинником земли, великим князем.
Села, как тогда назывались частные владения, с челядью, со скотом и со всяким хозяйственным оборудованием являлись основой богатства и власти, вместе с тем и объектом военной борьбы
вотчинников.
– На протяжении двух дней бедный
вотчинник был вынужден употреблять в пищу только вино, – еле держать на ногах от буксующего гогота, продолжил экспедитор, – но он не сильно жаловался!
Крупнейшими
вотчинниками являлись князья.
Уклонившимся от исполнения обязанностей
вотчинникам и помещикам грозила конфискация владений, которые следовало передавать «беспоместным и малопоместным, кои служат, детем боярским и иных чинов людем».
Крупным землевладельцам, имевшим права вотчинного суда и управления, подчинены были не только крестьяне-земледельцы, «сидевшие» на их землях, но и самостоятельные
вотчинники.
Бывали случаи, когда по завещанию
вотчинник передавал своим людям ту землю, которую они раньше обрабатывали на господина.
Ставшие
вотчинниками бояре и «старшие мужи» превратились в вассалов князя.
Он стал господином,
вотчинником государства, и это резко изменило модус его отношений со знатью, которая из товарищей, сподвижников великого князя быстро превратилась в его слуг, точнее, холопов.
Так, иногда вотчина отчуждалась монастырю за деньги под видом заклада:
вотчинник занимал деньги под залог вотчины; при неуплате в срок или при отказе от уплаты закладная по условию превращалась в купчую.
К этому времени дворянское сословие устоялось, перемешались
вотчинники и помещики, новые и старые дворяне.
Тем временем, пока молодой
вотчинник рефлексировал, погрузившись в очередной раз в размышления, подплыли гости.
С тем каждый из сынов ваших будет не простым
вотчинником, а князем, как подобает всякому отпрыску высокого рода нашего.
Дородные жёны местных
вотчинников, в лисьих и собольих шубах, толпятся подле лавок с женскими украшениями.
– Вот и славненько, – выйдя из-за стола, новоявленный именитый
вотчинник (пока ещё только – «вольный слуга»), азартно потёр руки и, искоса взглянув на тиуна, поинтересовался насчёт долгов:
Где ещё, кроме как у
вотчинников старых, землю нам для новиков найти?
Конечно, и в прежние времена в волостях полагалось выбирать мужицких старост, а на судах присутствовать «судным мужам» из крестьян, но сильные родовитые
вотчинники умели обходиться и без того.
Отношения
вотчинников и помещиков к поселянам, которых они застали на земле, были весьма немногосложны: они ограничивались сборами разного рода и, обыкновенно, судом и расправою.
Все они не только являлись крупнейшими
вотчинниками, но и занимались торговлей, хотя за столом присутствовали и чисто купцы.
Государство тем и отличается от вотчины, что в нём воля
вотчинника уступает место государственному закону.
Становилось всё более понятным, что только сильная княжеская власть может оградить от опасностей разорений ордынцами, литовцами, враждующими
вотчинниками.
Если эксперимент не удался,
вотчинник потеряет часть урожая, но он богатый, ему всё равно.
При выкупе вотчины заёмщик должен был погасить ссуду и оплатить «прибылые крестьянские дворы» и «прибылое вотчинное строение»: «…у кого в вотчине прибыло дворов крестьянских, и в них людей, и росчистныя пашни и сенных покосов из лестные поросли, и за то прибылое вотчинное строение
вотчинником, что учнет выкупать, по суду и по сыску: за крестьянский двор с людьми пятидесят рублёв; за распашную землю, которая росчищена внов из лесные поросли, по три рубли за десятину; за сенные покосы, которые росчищены внов из лесные же поросли, по два рубли за десятину; а за церковное строение, и за боярские и за людские дворы и за мельничное и прудовое строение платить денги, смотря по строению и по оценке сторонних людей» (ст. 27).
Автор считал несостоятельным стремление связать выдачу жалованных грамот с «дальновидными политическими расчётами московских князей», с «желанием их поставить поземельную собственность в более тесную зависимость от верховной власти, подчинившей
вотчинников своему непосредственному суду».
Второе: «…Непосредственное участие князей в суде, особенно по делам поземельным, составляло общее правило в XIV и XV вв., и с этой стороны освобождение
вотчинников от местной подсудности не могло быть, с одной стороны, льготою, а с другой – средством централизации…».