Житьи люди были менее крупными
вотчинниками или примыкали к верхам купечества.
Причём
вотчинники могли одновременно иметь и вотчины, и поместья, располагавшиеся в разных районах страны.
Земли общин переходили в руки
вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена.
Дом
вотчинника по-прежнему находился близ церкви, прячась за частоколом, окружённый многочисленными службами.
О существе этой правительственной власти
вотчинника, о древнейших привилегиях землевладельцев мы узнаём из жалованных грамот, утверждавших древний порядок вотчинных отношений.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кресло-каталка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Он стал господином,
вотчинником государства, и это резко изменило модус его отношений со знатью, которая из товарищей, сподвижников великого князя превратилась в его слуг, точнее, холопов.
Всё убранство церкви до сих пор составляют чисто выбеленные стены, чёрно-белый плиточный пол и отнюдь не драгоценная утварь – подношения часто сменявших друга друга
вотчинников.
Становилось всё более понятным, что только сильная княжеская власть может оградить от опасностей разорений ордынцами, литовцами, враждующими
вотчинниками.
Признавая обычные права
вотчинников и помещиков, они в центре исследования поставили всё же государственную власть в роли создательницы иммунитетных привилегий, но сместили плоскость, в которой изучалась эта проблема, так, чтобы речь шла о политически менее острых вопросах, а к ним в середине XIX в. и принадлежала тема церковно-монастырского феодального землевладения, ликвидированного ещё в XVIII в.
От системы кормлений особенно страдали мелкие
вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей.
Князья и бояре становились
вотчинниками, передавая землю (свой феод) как частнуюсобственность от отца к сыну.
Автор неоднократно подчёркивал «принадлежность светским
вотчинникам иммунитетных привилегий по обычному праву, независимо от пожалований».
Крупным землевладельцам, имевшим права вотчинного суда и управления, подчинены были не только крестьяне-земледельцы, «сидевшие» на их землях, но и самостоятельные
вотчинники.
Он так и объяснял свою мысль: «При слабой власти общественной сильный
вотчинник в пределах своей земли был самовластным господином».
При выкупе вотчины заёмщик должен был погасить ссуду и оплатить «прибылые крестьянские дворы» и «прибылое вотчинное строение»: «…у кого в вотчине прибыло дворов крестьянских, и в них людей, и росчистныя пашни и сенных покосов из лестные поросли, и за то прибылое вотчинное строение
вотчинником, что учнет выкупать, по суду и по сыску: за крестьянский двор с людьми пятидесят рублёв; за распашную землю, которая росчищена внов из лесные поросли, по три рубли за десятину; за сенные покосы, которые росчищены внов из лесные же поросли, по два рубли за десятину; а за церковное строение, и за боярские и за людские дворы и за мельничное и прудовое строение платить денги, смотря по строению и по оценке сторонних людей» (ст. 27).
Автор считал несостоятельным стремление связать выдачу жалованных грамот с «дальновидными политическими расчётами московских князей», с «желанием их поставить поземельную собственность в более тесную зависимость от верховной власти, подчинившей
вотчинников своему непосредственному суду».
Второе: «…Непосредственное участие князей в суде, особенно по делам поземельным, составляло общее правило в XIV и XV вв., и с этой стороны освобождение
вотчинников от местной подсудности не могло быть, с одной стороны, льготою, а с другой – средством централизации…».
Впоследствии же обыкновенно из судебных дел, подведомственных
вотчиннику, исключались дела о «душегубстве, разбое и татьбе с поличным».
При первоначальной слабости княжеской власти и при той самостоятельности бояр в качестве землевладельцев, которая указана выше, переход вотчин из одного удела в другой, при отъездах
вотчинников, должен был быть обычным явлением, особенно в тех случаях, когда вотчины отъезжавших бояр лежали на границах владений князей-соперников или когда они вообще находились в местности, обособленной от других владений князя, вдали от торных путей, среди лесов и болот.
Такие постройки очень ясно выразили, что сила московского
вотчинника стала не только крепкой, но и грозной.
Служилый
вотчинник или помещик не был надобен на севере с его дорого обходившейся службой.
Весьма существенным направлением борьбы с бедностью являлся запрет
вотчинником разделов крестьянских дворов.
Часть непривилегированных
вотчинников составили бывшие члены распущенных княжеских дворов, не нашедшие по тем или иным причинам себе нового места службы.
Так что
вотчиннику придётся ехать назад, искать охотников до новой земли из черносошцев, да за свой счёт везти их и обустраивать.
Между тем
вотчинник хотел иметь всегда под рукой духовного отца, каковыми чаще всего бывали монашествующие священники.
Большую роль в качестве имущества играли холопы, число которых даже у сравнительно небольших
вотчинников могло исчисляться несколькими десятками.
Для
вотчинника война, боевая служба государству была чрезвычайным и далеко не желательным происшествием, для воинника – повседневной службой.
С правом этого самого
вотчинника казнить на месте, если он измену замышляет.
Заговоры и покушения на великих князей ради своих корыстных и узколобых интересов – вот основная деятельность
вотчинников.
Пашпорт
вотчинник крестьянам даёт, ежели отпускает их куда, дабы их за беглых людей на заставе не приняли.
В сущности это была помещичья усадьба, обширный
вотчинников двор, стоявший среди деревень и слобод, которые почти все имели какое-либо служебное назначение в вотчинниковом хозяйстве, в потребностях его дома и домашнего обихода.
Но из-за этого происходили большие неудобства для общественного порядка, для государства и особенно для хозяйства мелких служилых землевладельцев, у которых богатые
вотчинники и помещики сманивали крестьян.
Все эти резиденции, летние дворцы-дачи были не что иное, как огромные усадьбы, имения
вотчинника, окружённые приписанными к ним крепостными деревнями; и лишь постепенно вокруг этих усадеб вырастали городские поселения.
Села, как тогда назывались частные владения, с челядью, со скотом и со всяким хозяйственным оборудованием являлись основой богатства и власти, вместе с тем и объектом военной борьбы
вотчинников.
Относительно последних само слово «чёрный» указывает на зависимость владения от повинности; только повинность является не служебно-государственной, а вотчинной перед
вотчинником земли, великим князем.
Эти меры привели к тому, что утвердилось неизменное правило: «нельзя было сделаться
вотчинником в московском государстве, не будучи слугой московского государя; нельзя было уйти с его службы без потери вотчины»: «земля не должна выходить из службы».
Крупнейшими
вотчинниками являлись князья.
Уклонившимся от исполнения обязанностей
вотчинникам и помещикам грозила конфискация владений, которые следовало передавать «беспоместным и малопоместным, кои служат, детем боярским и иных чинов людем».
Бывали случаи, когда по завещанию
вотчинник передавал своим людям ту землю, которую они раньше обрабатывали на господина.
За помещиками и
вотчинниками более следили.
Государство тем и отличается от вотчины, что в нём воля
вотчинника уступает место государственному закону.
Ставшие
вотчинниками бояре и «старшие мужи» превратились в вассалов князя.
Отсюда-то и выходила борьба отдельных
вотчинников – князей отдельных самостоятельных волостей, или земель, борьба, более или менее продолжительная и суровая, в зависимости от того, где она возникала, т. е. где памятнее и крепче была вечевая или господарская старина.
К этому времени дворянское сословие устоялось, перемешались
вотчинники и помещики, новые и старые дворяне.
При таком порядке вещей
вотчинник и помещик сливались в одну массу.
Так, иногда вотчина отчуждалась монастырю за деньги под видом заклада:
вотчинник занимал деньги под залог вотчины; при неуплате в срок или при отказе от уплаты закладная по условию превращалась в купчую.
Но нередко
вотчинник получал с монастыря ещё сдачу при самом вкладе вотчины, в стоимости которой, таким образом, различались две составные доли: одна – собственно вкладная на помин души, другая – продажная, оплачиваемая сдачей.
Собственно посадские жители в них количественно явно уступали совокупным служилым людям и обитателям «белых» (не тянущих государево тягло) слобод, принадлежавших светским и церковным
вотчинникам.
Каждый из князей не только в своих городах, но и в отдельных волостях и сёлах выступал не как феодальный
вотчинник, но как полноправный независимый владелец с неограниченным правом суда и управления.
На исторической сцене рядом с традиционными фигурами
вотчинника и помещика, купца – представителя торгового капитала, ремесленника появляются купец-капиталист, мануфактурист и мастеровой.