Например, обрядовые игры, выступления
гистрионов, первые опыты светской драматургии и площадной фарс относятся к одному ряду жанров средневекового театра, а литургическая драма, миракль, мистерия и моралите – к другому.
Кое-какие приёмы античной игры могли перейти к актерам-священникам из византийского театра, а актеры-комики, несомненно, набирались из числа
гистрионов.
Главным героем в них неизменно выступал добрый христианин, однако использование масок и машинерии, как и вся конструкция уличной сцены с её выстроенными в ряд домиками, а также, с наибольшей наглядностью, включение фарсовых интермедий, комических непристойных сценок, прочитываются как разнородные следы античной традиции, свидетельства преемственности многовекового опыта, который складывался, поколение за поколением, в бродячем театре
гистрионов.
Это кажется непонятным, если не знать космологию
гистрионов.
Средневековый театр характеризовался также искусством
гистрионов, то есть бродячих актёров, одновременно выступавших в роли и танцоров, и певцов, и рассказчиков, и дрессировщиков, и фокусников, и гимнастов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: глоссит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Множество разноречивых мифологий придумали
гистрионы: одни призывали к аскетизму, другие к распутству, и все – смущали умы.
Труд
гистриона принёс ему ни с чем не сравнимую радость, может быть первую в жизни; но звучал последний стих, убирали со сцены последний труп – и его снова переполнял отвратительный вкус нереальности.
Балаганные, фарсовые, импровизационные приёмы актёрского исполнения вышли на новый виток бурного развития в искусстве средневековых
гистрионов, вагантов, шпильманов, менестрелей и др.
Большинство писателей – поэты в особенности – предпочитают, чтобы все думали, что они сочиняют под влиянием наития свыше, в минуту ясновидения и экстаза – и они положительно содрогнулись бы при мысли, что публике будет дозволено заглянуть за кулисы и – увидеть там неопределённые и с трудом выработанные зародыши мысли, обнаружить, что истинные выводы были схвачены только в последнюю минуту, подсмотреть бесчисленные проблески идеи, которая долго не показывалась во всей полноте, – заметить, что вполне созревшая мысль часто отбрасывалась вследствие её невыразимости; иметь возможность наблюдать осторожность автора в выборе и в исключениях, досадливость помарок и приписок – словом, увидеть колёса, цепи и блоки для перемены декораций, – петушиные перья, румяна и мушки, которые в девяносто-девяти случаях на сто составляют принадлежность каждого литературного
гистриона.
Нельзя верить этому старому
гистриону, его никогда не примут в элитарный круг полноправным членом.
Стало быть, в моральном лице может таиться
гистрион, политическая репрезентация чревата фарсом; и не в последнюю очередь это связано с тем, что сущность лица в некотором роде состоит в отсутствии сущности, что игра, в которую играет лицо, заключается в том, «что оно с изрядной ловкостью копирует внешний облик, / мимику и речь какого-либо другого истинного и серьёзного лица, / как будто и в остальном весь его репертуар состоит в одном только создании иллюзий, / и то, что такое сокрытое личиной лицо делает или говорит, не влечёт за собой никаких моральных последствий».
Я был бродячим
гистрионом, жонглёром, шпильманом или голиардом, в общем, артистом.
Затем жесты
гистрионов стали сопровождаться пением, а для них самих оставлен был только диалог.
После того как это правило стало лишать драматические представления комического и разнузданного характера и шутка мало-помалу начала превращаться в искусство, молодые люди, предоставив
гистрионам играть пьесы, стали между собой перекидываться, по древнему обычаю, шутками в стихотворной форме; эти представления впоследствии названы были «эксодии» и соединялись преимущественно с ателланскими пьесами.
А ко второму часу застолья они уже не только подпевали
гистриону, но и подтанцовывали.
Доморощенные артисты получили название
гистрионов, так как актёр по-этрусски называется «истёр»; теперь актёры уже не перекидывались друг с другом попеременно, как ранее, нескладными и грубыми стихами-экспромптами, подобными фесценнинским, но исполняли сатуры, положенные на музыку, причём пение сопровождалось уже игрой на флейте и соответствующими жестами.
Этот род сценических представлений, принятый от осков, молодёжь удержала за собой, не дозволяя
гистрионам осквернять его: отсюда осталось правило, что актёры, играющие ателланы, не переводятся из своей трибы в низшую и несут военную службу, как бы непричастные сценическому искусству.
Это общество
гистрионов по ремеслу.
И он знал, что она из семьи
гистрионов, как тут зовут скоморохов.
– Насколько я помню, у тебя там постоянно пять или шесть
гистрионов гостят?
В конце нашей содержательной беседы я напрочь отвергла заигрывания разрумянившегося
гистриона, и мы пришли к некому компромиссу.
Значит, придётся держаться
гистриона, пока не разведаю обстановку и не найду способ вернуться в своё время.
Рослый мужчина в жёлтой тунике грубо тряхнул
гистриона за плечо.
Правильно дядя изгнал
гистрионов за пределы города.
Скорее следовало бы благодарить
гистрионов за то, что они щадят стыдливость людей и не показывают на зрелищах всего того, что скрывается за священными стенами храмов.
Я смеялась со сценок
гистрионов, и не могла отвести взгляда от их переливающихся масок и разноцветных ярких костюмов.
Прогремели фанфары и на сцену с криками выбежали
гистрионы.
Её глаза блестели озорным блеском, и она внимательно следила за каждым жестом
гистрионов, смеясь и восклицая вместе с публикой.
А ко второму часу застолья друзья уже и сами подпевали
гистриону.