Святочное время у северных
карелов было связано с множеством запретов и условностей.
Древним
карелам было трудно это понять, т. к. они считали, что заслужить отпущение грехов у своих многочисленных богов можно лишь различными жертвоприношениями и магическими обрядами.
Интересно, что шведы называли язычниками не только язычников-карел, но и православных
карел, и даже русских.
Когда же земли
карел были захвачены шведами, начались гонения на православных.
Согласно древнему мифологическому мировоззрению
карелы считали, что камень, лежащий в воде или на берегу, является эманацией самого духа-хозяина воды.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: закукситься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Емкости, в которых мылись, южные
карелы называли kylykalju, kylymal’l’y.
Kylyallas –так тунгудские
карелы называли выдолбленную из цельного куска дерева ёмкость для холодной воды в бане, в которую помещалось несколько ушатов kylykorvoводы.
Трудно определить, когда
карелы начали строить бани, но, принимая во внимание их роль, универсальность и широко сохранившиеся дохристианские верования, можно говорить об их древности.
Хотя, безусловно, в это время
карелами ставились уже и гораздо более комфортабельные бани.
Просто в деревне противопоставление русских
карелам имеет значение, а в городе не имеет, так как различия в быте и культуре столь ничтожны, что скрадываются.
Духовная банная культура
карелов сохранила большую самобытность и архаику.
Для верного понимания роли и значения бани и банного культа в жизни
карелов следует начать его рассмотрение с архитектуры карельского поселения.
Мифоритуальное почитание природных стихий накладывало отпечаток на всю жизнь и быт
карела.
Сегозерские
карелы рожали в бане или в хлеву, а иногда в трудных случаях – в подполье, тоже локусе обитания предков.
Беломорские
карелы представляли собою достаточно однородную в экономическом отношении группу со стабильно низким уровнем жизни.
Населённые
карелами районы отнюдь не стали исключением.
Благодаря экстенсивной подсечно-огневой форме земледелия шло быстрое освоение огромных таёжных пространств, и на стадии перехода к оседлому образу жизни в качестве временного жилища
карелами стала использоваться «срубная постройка с простейшим очагом-каменкой».
Заготовленные на зиму веники перевязывали тонким берёзовым прутиком или лыком (тверские
карелы), затем прикрепляли два веника вместе и попарно развешивали сушиться на чердаках дома, в сараях или в кладовых.
Этническая и политическая история
карел, как и большинства приграничных народов, не отличалась стабильностью.
Однако большая часть
карел, особенно в северных волостях, несмотря на принадлежность к крестьянскому сословию, не могла прокормиться только крестьянским трудом, и активно занималась побочными промыслами.
Широко развитое коробейничество стало одним из каналов финского влияния на жизнь российских
карел.
Официальное крещение
карелов состоялось в 1227 году, но реальный процесс растянулся на долгие столетия, и синкретизм древних верований (в том числе связанных с баней) и христианских воззрений сохранялся и практиковался вплоть до середины XX века.
Самый старый материал о различных духах-хозяевах, записанный российскими исследователями от
карелов ещё в XIX столетии, можно найти только в «Олонецких сборниках» и «Живой старине».
Новгородцы собрали войско, позвали на помощь
карелов.
Проживавшие здесь
карелы в массе своей лучше знали русский язык и были хорошо знакомы с русскими реалиями.
После бани
карелы очень любили купаться.
Особенно это относится к духам-хозяевам леса, часто практически идентичным образу чёрта (каш), на произнесении имени которого лежало строгое табу, его
карел всегда заменял синонимами: pahalaine (плохой), toisenpuoline (другая половина, потусторонний), песе (тот).
Не знаю, как отнеслись к этому движению архангельские братья
карелы, но мы, т. е. повенецкие, отнеслись отрицательно.
Как и сейчас, на северном берегу залива жили
карелы, на южном – ингры или, как их ещё называют, ижора.
А зимой в самый раз, местные
карелы всё равно в отхожий промысел какой ходят, так будут при заводе.
Наши давние данники и союзники, племя
карела, терпят в последнее время постоянные набеги, всяческое притеснение, тяготы и кровопролитие от своих западных соседей финских племён еми и суми.
Почти пятьсот лет
карелы лечили свои болячки при помощи воды из чудесных источников и лечебных грязей.
– Этим вепсы с
карелами занимаются, – ответил воевода, – а я предлагаю отправить дюжину тайных отрядов.
Потери от коллективизации и раскулачивания среди тверских
карел составили не менее 20 тысяч человек, или 14% населения.
Вместе с тем, ещё совсем недавно по историческим меркам ареал расселения
карел охватывал гораздо большую территорию.
Скорее всего, переселение
карел было обусловлено исключительно экономическими обстоятельствами.
Откуда в язык
карел пришло слово русские?
Так, демографические потери советских военнослужащих-поляков за время войны составили в абсолютном отношении такую же величину, что и потери военнослужащих-карел [50], хотя численность
карел в стране была в то время примерно в 12 раз меньше численности поляков.
Все факты указывают на то, что никакой православной религиозной литературы на карельском языке
карелы до 1820 года читать не могли, такая литература попросту отсутствовала.
Все эти купцы являлись местными уроженцами и тверскими
карелами.
Высадившись в центре шведских владений, новгородские дружины вместе с примкнувшими к ним
карелами прошли по немногочисленным ещё тогда шведским селениям на береговой полосе земли племени сумь, уничтожая вражеские пункты и укрепления.
В 1922 году произошло восстание
карелов против произвола и советской власти.
Не только русские, но и коренные
карелы, давно и прочно подкованные на лекциях в «красном уголке», не захотели оказаться «в мире нищеты, бесправия и зверской капиталистической эксплуатации».
Наиболее распространёнными ремёслами у тверских
карел являлись плотницкие работы и домашнее ткачество.
Изначально
карелы были язычниками и почитали домовых.
Сотни и тысячи
карел были вовлечены в переселение на дикое и пустынное новгородское пограничье.
Так бы и продолжалась сладкая кошачья жизнь, пока однажды не выдержав мышиного напора, собрались
карелы перед весенней пашней на деревенский сход.
Летом 1143 года
карелы совершили поход на емь, но были побиты.
Я
карелу говорю: рванём к финнам.
– Я не курю ночами, – ответил
карел.