Не пройдёт и четырёх лет, как выйдет этот указ об отмене
крепостничества, который должен был полностью переменить все вековые российские устои.
Причины этого заключались в сильных пережитках
крепостничества.
Самой отвратительной чертой русского
крепостничества было даже не злоупотребление помещиков своей властью, а юридическая неоформленность этой власти, то есть подчинение крестьян ничем не стеснённому произволу дворянства.
Было ли так в античном мире, в эпоху рабства, или в средние века, в эпоху
крепостничества?
Русское дворянство в XIX столетии всё больше говорит о конституции и реформах, задумывается о проблеме
крепостничества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эскарпировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Правительство опасалось лишиться поддержки дворянства, в большинстве своём выступавшего за сохранение
крепостничества.
В 1859 году после одной из таких публикаций, посвящённой критике
крепостничества, купец угодил в разряд неблагонадёжных.
Дело в том, что конец
крепостничества не означал исчезновения феодальных отношений из села.
Были случаи переселений чуть не накануне падения
крепостничества.
Не во времена
крепостничества живём.
На источниковедение жалованных грамот в 80-х годах решающее влияние оказали два обстоятельства: во-первых, возникновение экономического направления в русской буржуазной историографии, во-вторых, новое усиление
крепостничества в деревне.
Он порождён русской жизнью с её страшными формами
крепостничества, с религиозными представлениями крестьянина и ростом возмущения и протеста, которые противоречат религиозным представлениям и, по существу, отменяют их, чего крестьянин тех времён, конечно, ещё не осознавал.
К тому же в период
крепостничества он не имел ничего своего, даже жизни: в любой момент его могли выселить из дома и продать.
В то же время они многое сделали, чтобы отменить
крепостничество.
И всё это искусственно заслонили двумя веками
крепостничества в центральных областях и петербургской бюрократией.
Режим
крепостничества сумел нейтрализовать общину как основу крестьянского сопротивления.
Расцвет
крепостничества в XVIII веке давал дворянским семьям возможность не ограничивать себя в количестве рабочих рук.
Да и как иначе, если речь идёт о государственном
крепостничестве, опирающемся на репрессии и перманентный террор в отношении крестьян?
Если же они и касались истоков
крепостничества, то лишь в такой мере, в какой это диктовалось практическими потребностями революционной борьбы.
До 1917 г. предпринималось несколько попыток сделать новые открытия в истории
крепостничества.
Вот оттуда и происходит своенравный и свободолюбивый дух местных жителей, никогда не знавших
крепостничества.
Программа-минимум предусматривала решение ближайших задач: свержение самодержавия, установление демократической республики, принятие конституции, введение 8-часового рабочего дня, установление полного равноправия всех наций, уничтожение остатков
крепостничества в деревне.
Разрабатывается устав организации – «Зелёная книга», строятся планы уничтожения
крепостничества, вызревают замыслы «военной революции».
Российская же самодержавная власть эволюционировала по вертикали на основе экстенсивного развития институтов
крепостничества и входила в противоречие с действительными потребностями страны.
Следствием стал особый путь втягивания сельского хозяйства в рыночные отношения, «второе издание
крепостничества».
Крепостничество стало тем инструментом, который позволял развивать крупное товарное производство в интересах сословия феодалов.
Опричнина так повлияла на формы российского
крепостничества, что юридически с течением времени оно всё больше напоминало рабовладение: крестьянин был прикреплён в большей степени к личности феодала, чем к земле, никакие государственные нормы не регламентировали отношения барина и крепостных.
Ликвидация
крепостничества выбросила на рынок рабочей силы новые массы крестьян и рабочих, не получивших надела: дворовых, «дарственников», а также сельских хозяев, разорённых непосильными выкупными платежами и возросшими налогами.
Но царизм и средневековой гнёт
крепостничества не только задерживали развитие производительных сил и обрекали народ на нищенское существование, – они довели страну до невероятной культурной отсталости.
Их мысль неизбежно наталкивалась на отрицание основ
крепостничества и самодержавия и требовала перехода к буржуазному порядку и конституционному строю.
Он призывал к освобождению крестьян и народов, боролся за гражданские свободы и права, осуждал систему
крепостничества и абсолютную власть монархии.
Да и после отмены
крепостничества крестьяне, вынужденные оплачивать барину свою свободу и землю, жили не лучше.
Это связано с нашей тысячелетней традицией воспитания, формирования беспрекословного исполнителя, безропотно принимающего своё положение в условиях
крепостничества, а также господства достаточно консервативной, православной религии.
Ужасов
крепостничества они не испытали.
Весь период империи рассматривается якобы под углом зрения, с одной стороны, обеднения народа, с другой – кризиса
крепостничества и самодержавия.
Конечно в истории своего развития
крепостничество доходило до форм, часто не слишком отличающихся от рабской зависимости.
Позднее российское освобождение от рабства
крепостничества компенсировалось активным, до агрессии, насаждением концепций «избавления» от прошлого, проектов «демократизации», грандиозностью социальных мечтаний, в том числе в сфере искусства.
Моряк крупно рисковал, нарушая строгий военный устав, неисполнение которого грозило ему возвращением в кабалу жестокого
крепостничества.
Многочисленные остатки и пережитки
крепостничества являлись главной причиной этого отставания, они тормозили развитие производительных сил страны, тяжёлым гнётом лежали на народных массах.
Раскулаченные деды, разорённое хозяйство, колхозное
крепостничество, унижение и гнёт, и вечный рабский труд.
Он повсеместно упразднял
крепостничество право в захваченных территориях.
Система крепостного права со временем начала проявлять экономические ошибки, но обеспечивала доминирующее положение дворянства, и даже сам царь назвал
крепостничество «основной опорой трона».
В этом новом климате множество проблем, не считая
крепостничества, требовали срочного решения.
Значительную роль в изобличении пороков
крепостничества сыграла русская литература, которая подбиралась коммунистическими идеологами вполне определённым образом, чтобы продемонстрировать: большевицкий погром был вполне оправдан и подготовлен возмущением народа.
Как след былого
крепостничества, сохранилось специальное «положение» об обязанностях каракишей (крестьян) перед таубиями (князьями), где нашло себе место и «право первой ночи».
Едва ли эти слова могли быть написаны защитником
крепостничества.
Он намеревался уничтожить
крепостничество и покончить с классовыми различиями, связанными с происхождением.
Он оправдывал
крепостничество и рабство, видел его корни в различии и греховности людей, говорил о полезности рабовладения, хотя и признавал его неестественность.
Усиление
крепостничества приводило к бегствам крестьян от помещиков.
Наряду с экономическими факторами, значительную роль в становлении
крепостничества сыграло разное этническое происхождение правящего класса и крестьянства.