Одновременно с нарастающими изменениями в европейском обществе шёл процесс
обмирщения сознания.
В XVI веке
обмирщение культуры имело меньшие масштабы, чем в XVII веке.
Правда, протестантизм обновил христианство, вернув его к истокам, но не секуляризировал его, напротив, в противоположность
обмирщению церкви, утвердил его строго и безусловно.
Протестантизм явственно выразил тенденцию последних веков к
обмирщению духовной жизни.
Поэтому, когда из русской культуры в XVII в. начинает уходить идея, начинается
обмирщение – усиливаются орнаментальность, внимание к детализации, которыми подменяется внутреннее содержание.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: затопорщиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В первую очередь, клюнийцы направили свои усилия на устранение очевидных нарушений бенедиктинского устава, вызванных
обмирщением монастырей.
Ныне же
обмирщение языка зашло столь далеко, что «словесность» почти неизбежно ассоциируется с «изящной словесностью», а «словесная сила» может быть понята как способность «говорить красиво» или даже как сила магическая.
На первом этапе важнейшей задачей стала борьба против симонии, тесно связанного с ней «права частной церкви», и за так называемую «чистоту церкви» – то есть, против
обмирщения духовенства, нарушения целибата и других католических канонов.
Настоятели монастырей понемногу начали превращаться в таких же феодалов, как владельцы соседних замков; таким образом, всеобщее
обмирщение коснулось в X веке и монастырских стен.
Первые дзэнские наставники были высокообразованными монахами классических школ, и их глубоко возмущали
обмирщение и политизация институционального буддизма той эпохи, справиться с которыми они в условиях существовавшего положения вещей не находили возможным.
Этика иудаизма и протестантская этика как нельзя лучше соответствовали концептам
обмирщения сознания и десакрализации мышления.
Всё это, как он признавал, неизбежно сопровождается обособлением светского общества от церкви, эмансипацией мирского порядка от духовного и
обмирщением общественной жизни.
Началось
обмирщение ордена, и сразу же возникли дискуссии относительно возвращения к первоначальным строгим правилам монашеской жизни.
Хотя не исключено, что поэту нечто в этом духе и примнилось –
обмирщение божественного завета.
На наших глазах происходит решительное и неудержимое
обмирщение экстремистских дерзаний коммунистической церкви.
Неудержимо развивающийся процесс
обмирщения коммунистического экстремизма есть истинно-действенная и глубоко-плодотворная самокритика русской революции.
Разве не цистерцианцы были единственным орденом, который хотел возродить строгий аскетизм и отвернуться от мира в противовес
обмирщению бенедиктинцев?
Процесс
обмирщения государственности не остановился на отделении церкви от государства, как его понимала французская революция.
В-четвёртых, для церковной жизни начала XX в. было характерно
обмирщение религиозной жизни, приспособлением её к нуждам общества, к практической стороне жизни.
Наконец (4‑я стадия), придание социальным идеалам самодовлеющего и определяющего – для человеческой свободы – значения и полное
обмирщение нравственных идеалов, когда право «естественное», нравственное сливается с правом позитивным, причём последнее сориентировано на социальные блага и носит утилитарный характер.
Приняв предположение об
обмирщении духа западного религиозного сознания (включая, конечно, протестантизм и католицизм) по причине произвольного понимания ими христианства, искажения его сути и духа, мы определённо сможем понять причины, по которым второстепенные некогда идеалы политической и социальной свободы личности, потерявшие поддержку со стороны религиозного сознания общества, приобретают основополагающее значение.
Что такое «
обмирщение церковного искусства», позитивное это явление или негативное, и, если негативное, как можно ему противостоять?
Так была намечена дорога, по которой европейская цивилизация быстро пошла в сторону
обмирщения (секуляризации).
Чем больше здесь росло тяготение к достатку и роскоши, чем скорее происходило
обмирщение в «купеческо‐боярских монастырях» и приходах, тем больше становилось желающих устроить в отдалении от больших денег и мирских соблазнов небольшой уединённый скит.
Сегодня, в век резкого
обмирщения сознания, ответ также однозначен, хотя и полярно противоположен – власть всегдазло, поскольку государство есть орган принуждения, с которым, увы, следует временно мириться и который противопоставляет себя народу.
Петровские реформы придали
обмирщению стремительный темп.
Тут мы видим
обмирщение самой церкви и оскудение веры; там – отказ от признания видимой церкви, ожидание антихриста, отчаяние и самосожжения.
Важнейшим следствием разделения сфер влияния между церковью и государством стало
обмирщение (секуляризация) большого числа сегментов общественной жизни, регулирование которых было поставлено на рациональную основу.
Недовольство
обмирщением и коррупцией церкви тлело давно и подспудно, спорадически прорываясь в восстаниях и даже войнах, но с 1521 года начинается уже настоящая общеевропейская смута.
Обмирщение сопровождалось снижением авторитета духовенства, падением нравственности, антиклерикальными настроениями, распространением случаев неприязненных взаимоотношений между собой и с мирянами.
Понятно, какой захватывающий интерес представляет подобный план, – интерес не только теоретический (очевидно, что столь конкретно разработанный план
обмирщения производства должен окончательно убедить всех скептиков и уничтожить всех отрицающих осуществимость подобных планов), но и живой практический интерес.
Секуляризация –
обмирщение целостной, религиозной в своей основе культуры, сопровождающееся её разделением на отдельные обособляемые друг от друга области.
Этот процесс получил название
обмирщения или, в латинской транскрипции, секуляризации.
Здесь главную роль играет не импровизация, не узорчатость, не искусное чередование слов и пауз, и даже не звучность высказывания или «
обмирщение речи», – автор просто вербализует свою мысль, которая вряд ли могла быть выражена иным способом, чем посредством поэзии.
Действительно, константиновская эпоха содержала в себе много негатива: утрату свободы церкви, подчинённой государству,
обмирщение иерархии и клира, формальное причисление к официальной церкви множества формальных или фальшивых христиан и т. д.
Обмирщение епископата и клира, понижение нравственного уровня христиан были неизбежны при любом переходе церкви от гонимого состояния к влиятельному.
Абсолютизировав человеческие знания и земные достижения, они предприняли попытку
обмирщения христианской жизни.
Надругательство над искусством (например, оскорбление публики) – это попытка предотвратить коррумпирование искусства,
обмирщение страдания.
А это означало десакрализацию,
обмирщение власти.
Им легче согласиться, что проблема «филиокве» несущественна, чем признать нормальным, например,
обмирщение богослужения, светскость возрожденческих или постмодерновых изображений на стенах, музыкальное разнообразие, выходящее за всякие пределы сакрального (по их представлениям), отсутствие привычных молитвенных форм и бросание в автомат евро для того, чтобы перед иконой зажглась – лампочка!!!
Обмирщение проявлялось в отходе от поведенческих норм «Домостроя», в развитии светского искусства, в тяге к нарядной декоративности, несмотря на попытки церкви её ограничить.
Обмирщение затронуло и другие виды искусств.
Но
обмирщение подобного рода не есть путь вниз – напротив: за оной попыткой стоит совсем иное видение реальности – подобно тому, как заглавные буквы в словах «Стекло» и «Минералы» свидетельствуют о высоком почтении, каковое выказывает поэт и учёный нормам, и сути вещества, столь необходимого в жизни…
Кроме того, критики тех времён нередко приравнивали
обмирщение иконописных образов к общему упадку религиозности, общественных нравов, православной соборности и духовности, причину которого они видели в повсеместной модернизации.
К тому же лозунг
обмирщения и обогащения казался таким естественным. Четыре военных года принуждали идею к уходу из повседневности.
Но в этом заключалась и опасность
обмирщения.
Кажущееся облегчение трудов, как догадывал он, не пошло бы на дело духовного совершенствования иноков, но на прирощение монастырских богатств с последующим
обмирщением обители.
Впереди, в отдалении, был великий вопрос об опасном
обмирщении иноческих обителей.
Вообще, рост влияния мирян в церкви привёл к значительной порче нравов духовенства и монашества, к
обмирщению церкви: и клирики, и даже монахи подражали в быту светским феодалам, женились или заводили любовниц, передавали по наследству своим детям церковное и монастырское имущество.
Обмирщение церкви было самокритикой сверхчувственной религиозной идеи христианства.