Мы приведём сейчас рассказ, который в чём-то сродни, духом своим, повествованиям древних
патериков.
Прошу об одном – постарайся довести мой “Киево-Печерский
патерик” до последней строчки.
В
патерике сообщается о монахах, искусно владевших различными способами врачевания.
– Я не сомневаюсь, что средневековый
патерик существует, – крикнул он, вскакивая.
– Есть два варианта, – буркнул он, – либо
патерик настоящий, либо подделка. Нам, правда, всё равно, поскольку мы не можем отличить одно от другого!
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: насбивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вот почему в первые века христианства некоторые ревнители благочестия, заботившиеся о том, чтобы облегчить и для других спасительное дело подражания святым, с особенной тщательностью собирали сказания о жизни святых, записывали их, и так составились различные
патерики, «Лавсаик», «История боголюбцев» и отдельные жития многих святых.
Яркое перенесение на русскую почву восточнохристианской традиции
патериков – поучительных и занимательных, порой – анекдотичных рассказов об обитателях того или иного монастыря.
В определённом смысле
патерик был аналогом современного сериала, но только центральным элементом этого сериала является не романтическая линия, а битва православных подвижников за спасение своей души.
Да, отдельные исторические персонажи в «Современном
патерике» присутствуют, и все они, кстати, названы своими именами, но даже про них автор рассказывает небылицы.
Древнейшие редакции
патерика датируются 1406 г.
Это первый оригинальный русский
патерик, который стал одним из самых популярных произведений древнерусской литературы.
В свою очередь, образцами для этого сборника и его главными источниками послужили ранние греческие
патерики и сборники изречений отцов-пустынников.
От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием «О скитском
патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия.
Объёмистые книги
патериков и житий святых значили для него одну из двух вещей: либо он сам настолько слаб, что не может повторить и сотой доли того, что переживали эти великие отцы, либо их жизнеописатели несколько преувеличивали.
Сюжет толстовской повести в житийном контексте оказывается контаминацией двух популярных в
патериках сюжетных схем.
Одной из основных задач является составление и издание полного кинешемского синодика духовенства, а также кинешемского
патерика, включающего имена и жизнеописания всех канонизированных святых и подвижников, совершавших в разное время своё служение и духовные подвиги в пределах кинешемской епархии.
Патерик отмечает, что так продолжалось много лет.
В египетском
патерике сказано: «всё о чём думает человек, от небес и до низа, есть суета».
В
патерике рассказывается об искушениях, которым они подвергаются, подвигах веры, которые они совершают, явленных им знамениях и совершенных ими чудесах.
Впоследствии на основе «Алфавитного
патерика» был составлен систематический – по важнейшим аскетическим темам, затрагиваемым в «Апофтегмах».
Из древних
патериков известно, что египетские отшельники съедали лишь горсть фиников на закате солнца.
Так вот, в
патериках жизнь монастырей, монахов изложена как она есть, без прикрас.
В
патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падения некоторых подвижников.
Иногда грехопадения героев
патериков – просто эпизод, который даётся в назидание.
Из некоторых житий святых – особенно по афонскому
патерику – и из народных сказок довольно известны сладострастные наклонности всей бесовской породы.
В одном из
патериков описан случай чудесного исцеления слепой монахини.
– Вон, в
патериках полно историй вроде: двое встретились, бес попутал, и они пали, чуть ли не в ту же минуту…
У него выходили поэтический сборник «Гудели шмелики» и сборник малой прозы «Пастушьей сумки
патерик» (похоже, жанр короткого высказывания – основной для автора), а ещё прелестная автобиографическая повесть «Папа и голуби», также составленная из самостоятельных завершённых очерков, соединённых в цельную панораму, как бусинки сливаются на нитке в привлекательное ожерелье.
В избе у шорника хранилась старопечатная, именуемая
патерик, книга с жизнеописаниями отшельников, иерархов и священномучеников российских.
Темой он избрал «Киево-Печерский
патерик» – сборник житийных рассказов о монахах киевского монастыря XI–XIII вв.
Уникально, что эти «Жития русских святых», оставаясь верными церковной письменной традиции, идущей от древних
патериков, отвечают духу нашего времени.
Позднее они войдут в сборник рассказов об обители – Киево-Печерский
патерик…
И как ни поверни, а всё же «Современный
патерик» – художественная проза.
У них не было других учителей, кроме переведённых древних
патериков – житий египетских, палестинских, синайских отшельников.
В
патерике сообщается о пятифигурном деисусе и двух наместных иконах, написанных им для одной из киевских церквей.