Мы приведём сейчас рассказ, который в чём-то сродни, духом своим, повествованиям древних
патериков.
Прошу об одном – постарайся довести мой “Киево-Печерский
патерик” до последней строчки.
В
патерике сообщается о монахах, искусно владевших различными способами врачевания.
– Я не сомневаюсь, что средневековый
патерик существует, – крикнул он, вскакивая.
– Есть два варианта, – буркнул он, – либо
патерик настоящий, либо подделка. Нам, правда, всё равно, поскольку мы не можем отличить одно от другого!
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фуговый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Впоследствии на основе «Алфавитного
патерика» был составлен систематический – по важнейшим аскетическим темам, затрагиваемым в «Апофтегмах».
Вот почему в первые века христианства некоторые ревнители благочестия, заботившиеся о том, чтобы облегчить и для других спасительное дело подражания святым, с особенной тщательностью собирали сказания о жизни святых, записывали их, и так составились различные
патерики, «Лавсаик», «История боголюбцев» и отдельные жития многих святых.
Из древних
патериков известно, что египетские отшельники съедали лишь горсть фиников на закате солнца.
Яркое перенесение на русскую почву восточнохристианской традиции
патериков – поучительных и занимательных, порой – анекдотичных рассказов об обитателях того или иного монастыря.
В определённом смысле
патерик был аналогом современного сериала, но только центральным элементом этого сериала является не романтическая линия, а битва православных подвижников за спасение своей души.
Так вот, в
патериках жизнь монастырей, монахов изложена как она есть, без прикрас.
Иногда грехопадения героев
патериков – просто эпизод, который даётся в назидание.
Да, отдельные исторические персонажи в «Современном
патерике» присутствуют, и все они, кстати, названы своими именами, но даже про них автор рассказывает небылицы.
Читал
патерик в то время, пока сидели под тенью деревьев у поста: «Спрошен был старец: отчего ходя по пустыне я страшусь? и отвечал: потому что ещё жив ты».
Древнейшие редакции
патерика датируются 1406 г.
В свою очередь, образцами для этого сборника и его главными источниками послужили ранние греческие
патерики и сборники изречений отцов-пустынников.
От юности интересуясь христианским подвигом, он пишет диссертацию под названием «О скитском
патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия.
Сюжет толстовской повести в житийном контексте оказывается контаминацией двух популярных в
патериках сюжетных схем.
Одной из основных задач является составление и издание полного кинешемского синодика духовенства, а также кинешемского
патерика, включающего имена и жизнеописания всех канонизированных святых и подвижников, совершавших в разное время своё служение и духовные подвиги в пределах кинешемской епархии.
Патерик отмечает, что так продолжалось много лет.
В египетском
патерике сказано: «всё о чём думает человек, от небес и до низа, есть суета».
В
патерике рассказывается об искушениях, которым они подвергаются, подвигах веры, которые они совершают, явленных им знамениях и совершенных ими чудесах.
В
патериках можно найти всё: и вершины духа, и описания глубин падения некоторых подвижников.
Из некоторых житий святых – особенно по афонскому
патерику – и из народных сказок довольно известны сладострастные наклонности всей бесовской породы.
Объёмистые книги
патериков и житий святых значили для него одну из двух вещей: либо он сам настолько слаб, что не может повторить и сотой доли того, что переживали эти великие отцы, либо их жизнеописатели несколько преувеличивали.
В одном из
патериков описан случай чудесного исцеления слепой монахини.
– Вон, в
патериках полно историй вроде: двое встретились, бес попутал, и они пали, чуть ли не в ту же минуту…
У него выходили поэтический сборник «Гудели шмелики» и сборник малой прозы «Пастушьей сумки
патерик» (похоже, жанр короткого высказывания – основной для автора), а ещё прелестная автобиографическая повесть «Папа и голуби», также составленная из самостоятельных завершённых очерков, соединённых в цельную панораму, как бусинки сливаются на нитке в привлекательное ожерелье.
В избе у шорника хранилась старопечатная, именуемая
патерик, книга с жизнеописаниями отшельников, иерархов и священномучеников российских.
Темой он избрал «Киево-Печерский
патерик» – сборник житийных рассказов о монахах киевского монастыря XI–XIII вв.
Уникально, что эти «Жития русских святых», оставаясь верными церковной письменной традиции, идущей от древних
патериков, отвечают духу нашего времени.
Позднее они войдут в сборник рассказов об обители – Киево-Печерский
патерик…
У них не было других учителей, кроме переведённых древних
патериков – житий египетских, палестинских, синайских отшельников.
И как ни поверни, а всё же «Современный
патерик» – художественная проза.
Определённое сходство наблюдается также и с жанрами, получившими расцвет в древней монашеской литературе: «Апофтегмами» («Древний
патерик») и «Главами».