Помимо вопроса о коммерческой составляющей искусства, начиная с эпохи
романтизма русские критики и литераторы пытались решить и более глубокую проблему художественной честности.
Возводя корни соссюровского учения к раннему немецкому
романтизму, Гаспаров, однако, не упоминает важное звено в этом наследовании.
Среди идей позднего русского
романтизма одной из центральных была идея преображения.
– Однако… А где же юношеский
романтизм, чистый идеализм, возвышенное благородство?..
Пьянящий революционный
романтизм не отрезвлялся ни пролитой кровью гражданской войны, ни страшными сталинскими репрессиями.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: карнация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Движение довольно быстро исчерпало себя из-за недостатка конструктивных идей, но штюрмерское наследство вошло как составной элемент в европейский
романтизм.
Излюбленным стилем стал чуждый сентиментальности реализм, хотя ему и не удалось полностью вытеснить дух
романтизма и любовь к фантазии.
Вся возрождающаяся в позднем
романтизме художественно-поэтическая литературная традиция внутри самой себя несёт розенкрейцеровскую идею.
Начало XIX в. – период
романтизма в истории русской культуры.
Допустим, я стою, облокотившись на какую-нибудь железяку, и с тонким налётом
романтизма смотрю прямо в камеру.
Первый из них– романтический, основанный на традициях
романтизма, готики и раннего барокко.
И только благодаря им любовная, полная
романтизма история получила своё счастливое завершение.
Этот способ мышления, который я называю канонизмом, с самого начала движения
романтизма стал его краеугольным камнем и представлял собой фундаментальный сдвиг в западной музыкальной культуре.
Русские литераторы начала XIX в. всё активнее воспринимали широкий европейский литературный контекст и никак не могли избежать влияния
романтизма и его ориенталистских наклонностей.
Ближе к концу XVIII века
романтизм предложил способ усмирить воображение – путём интенсивного, часто одинокого единения с природой.
Главная задача этой книги заключается в выявлении таких метасюжетов, среди которых наиболее существенными оказываются цифровизация и виртуализация культуры, новый
романтизм, возвращение к аналогу, киберистерия.
Они все были красивы, легки, сладкоголосы, а мрачное здание младшей школы придавало им некий книжный ореол
романтизма и монастырской тайны.
Если все предыдущие эпохи не смогли обойтись без этих мечтателей, наш далеко несовершенный мир просто обречён на некоторую долю
романтизма.
Особое место автопортрет занимает в искусстве
романтизма начала XIX века, когда преобладал интерес к внутренней жизни личности.
И романтики продолжали существовать, даже когда
романтизм уже не был так популярен, улетая в своих мечтах в неземные дали и проживая в иллюзиях несколько жизней.
Из конфликта между мечтой и реальностью возникал своеобразный детский
романтизм, столь характерный для поколения девяностых годов и не оставшийся впоследствии бесплодным.
Дерево, и камень – вроде как надёжная защита и этим материалам свойственен некий флёр
романтизма.
Под вуалью из дежурных цитат можно обнаружить наряду с той или иной трактовкой марксизма то вполне классический позитивизм, то не менее классический национальный
романтизм, то структурализм, то школу «Анналов», то нечто настолько индивидуальное, чему и название не подберёшь.
Вернёмся к английскому
романтизму.
Эта грусть подкрепляется убеждением в том, что хотя импрессионисты и заслуживают весьма почётного места в истории искусства, подлинно великими мастерами нового искусства в период с 1830 г. по 1870 г. были всё-таки основные представители
романтизма и реализма.
Уже начиная со времён
романтизма (XIX в.) было отмечено, что рациональные формы философии, прежде всего как они сложились в эпоху классического рационализма, требуют большей гибкости и утончённости, чтобы суметь адекватно охватить самобытное явление эстетического.
Многие европейцы с конца XVIII века стали рассматривать эмоции как фактор первостепенной важности, который играет определяющую роль в формировании личности, духовного мира и добродетели; подобное воззрение стало частью великого интеллектуального переворота, упрощённым результатом которого стало понятие
романтизма.
При этом литературная критика несколько опередила художественную практику: реалистические тенденции в 1850-80-е гг. сосуществовали в словенской литературе с элементами
романтизма.
Безусловно, вокруг личности возникал и более мрачный нарратив, построенный на мотивах неизбежного (хоть и не лишённого
романтизма) одиночества, отчуждения, страданий и смерти, когда человеческая жизнь и её смысл виделись в трагическом по преимуществу свете.
Такое облачение добавило
романтизма.
Основная черта
романтизма как движения – стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем.
Так раскрывается отношение
романтизма к фольклору, к славянской народной мифологии.
Важно, что волшебная ночь увидена его глазами, им описан пейзаж, портрет старухи, в его словах появляется особая «чрезмерная» живописность языка художественного текста как ещё одна примета поэтики
романтизма.
На смену правовому
романтизму пришёл правовой утилитаризм.
Такое сознание можно назвать
романтизмом, фанатизмом – как угодно!
Несмотря на то, что такие произведения не входят в культурный фонд, в них тем не менее, выражаясь языком
романтизма, живёт «дух эпохи», пусть и несовершенно переданный.
Они переосмысливали классицистическую поэтику в революционно-политическом духе и создавали новый стиль, стиль гражданского
романтизма, отличительной особенностью которого была романтическая патетика, своеобразная поэтическая терминология и фразеология.
Жуковского справедливо считают основоположником
романтизма в русской поэзии.
Справедливо будет сказать, что та эпоха стала последней в «Формуле-1», когда большие деньги и большой бизнес ещё не окончательно превратили этот спорт в мегабитву корпораций, практически не оставивших места былому
романтизму.
Они были весьма популярны как первые попытки использовать народный сюжет для литературных и, главным образом, патриотических целей и притом использовать его на новый лад, в стиле западноевропейского
романтизма.
Первая версия – та самая, наиболее скучная, обыденная и просто напрашивающаяся, если исходить из здравого смысла, не пытаясь придать образу будущего драматурга излишнего
романтизма.
Богема модернизировала эстетику
романтизма, наложив её на городскую жизнь.
Третьей гуманитарной наукой, которая родилась в эпоху раннего
романтизма, по праву считается мифология.
Истоки этой идеи исследователь находит в философии
романтизма.
Наверное, он становится глупцом, ибо – всегда прагматичный и деловой – теперь уступил порыву
романтизма.
Это было время расцвета
романтизма, и многие поэты, да и не только поэты взяли его на своё знамя.
Как видно, на чужбине
романтизм может зайти довольно далеко.