Мы видим, что эти три типа
строфического ритма не просто сосуществуют в четверостишиях 4-стопного ямба, но исторически сменяют друг друга.
Песня иногда имеет скрытое
строфическое строение, что может оказаться важным для её жанрового определения и изучения её происхождения или исконных форм.
Грудь / Твою / Целую– придаёт завершению собственное звучание, до некоторой степени компенсирующее развал
строфической структуры.
Однако всё это – лишь индивидуальные особенности внутри общего
строфического типа.
Таковы первые результаты обследования эволюции
строфического ритма в русском стихе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: труппка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Не лишены интереса некоторые особенности
строфического ритма у поэтов начала XX века, понижавших ударность II стопы, т. е. переходивших от альтернирующего стопного ритма к сглаженному, а то и рамочному.
Думается, что сравнительное исследование
строфического ритма разных размеров может многое дать для прояснения индивидуальной манеры поэтов.
Неукоснительное соблюдение симметрии стиха, в том числе и визуальной, устойчивые
строфические формы – едва ли не зеркальное отражение того, что повторяется в традиционных иранских орнаментах, мозаике, архитектурно совершенных дворцах, миниатюрах, сводах мечетей.
Для метрики значение
строфического строения заключается в том, что строки, занимающие одинаковое положение в строфе, соотносятся друг с другом в большей степени, чем с остальными стихами, и соизмеримость их ощущается больше.
Всё вышесказанное относилось к ритму 4-стопного ямба в целом, без различения строк с мужскими и женскими окончаниями и (в
строфическом стихе) без различения строк, занимающих ту или иную позицию в строфе.
Правомерен вопрос: не сказывается ли
строфическая позиция строки на её словораздельном ритме, как сказывалась она на её акцентном ритме?
Выделяется несколько подтипов чувашского верлибра, описывается его
строфическая организация.
Ещё одним нововведением персов в области поэтических форм была
строфическая поэзия нескольких видов.
Наиболее сложное
строфическое построение, по ходу стихотворения меняющееся, находим в последнем заключительном стихотворении сборника – «Сердца и спутники» [см.: Гаспаров, Поливанов, 131].
Это качество проявляет себя в игре с повторами, а главное – в отсутствии напрашивающегося
строфического членения.
Она реализуется в монтажных сцеплениях глав, строф,
строфических блоков, нестрофических включений в виде писем, посвящения, песни, кусочков прозы, примечаний, чужих стихов, эпиграфов, «пропусков текста» и т. п.
То же можно сказать и о строфах: не случайно оказались столь значимы немногочисленные
строфические enjambement.
Вместе с тем в этих начальных опытах встречается большое разнообразие
строфического построения.
А стихотворный размер воздействует на интонацию, делая её однообразной и разбивает стих на замкнутые
строфические единицы.
Этот принцип имеет ряд схожих чёрт с выразительностью человеческой речи, причём прозы, не организованной с помощью стихотворной рифмы и регулярных
строфических ударений.
Форма романса
строфическая, при этом необязательны периоды с чётным количеством тактов, характерные для песни.
Кроме того, встречаются также неравностопные варианты традиционных метров, позволяющих автору создать интересные
строфические формы.
Следующая линия, по которой ведётся размывание специфики прозаической речи – её
строфическое урегулирование.
Автор также утверждает, что в балкарской поэзии набирают популярность
строфические формы арабо-персидского аруза (стр. 17), но не метрика аруза.
Самой традиционной
строфической формой в башкирской поэзии признаётся четверостишие, а свойственные ему метрические характеристики – строение 10‒9‒10‒9, 8‒7‒8‒7 (стр. 9).
Все тексты получили морфологическую, метрическую и
строфическую разметку, а также некоторые дополнительные, облегчающие поиск уровни аннотации (восстановление словарной формы слова, фонетическую транскрипцию).
Он формулируется по ходу
строфического развития сочетанием эпитетов "святой" и "сладкий", подтягивает на уровень возвышенного романтизма обычные вещи: рогалик и шахматы, упоминает детскую игру "прятки".
Дважды упомянутое «главное» акцентирует
строфическую связь первой (четверостиший) и второй (трёхстиший) части сонета.
Пожалуй из-за кото
строфической нехватки чего – то важного необходимого, нужного для правильного психологического развития.
Нельзя не иметь в виду, что для поэта
строфическое оформление стихотворения всегда приобретает определённую композиционную и смысловую значимость, ибо в каждой строфе, которая подобна абзацу или главе в прозаическом произведении, находят выражение оттенки переживаний, настроений, отношения к внешнему миру, движение и развитие темы.
Сумароков писал всё, был всеобъемлющ, обладал жанровым фундаментализмом; он использовал все существовавшие тогда размеры и экспериментировал в области рифмы, и созидал орнаменты разнообразных
строфических построений.
Заметим, касаясь
строфической композиции, что в обеих редакциях три заключительных стиха (вердикт судьи состязания) образуют особое единство, претендующее на статус малой строфы, – она скреплена, помимо концевой рифмы, парой начальных, тавтологически рифмующих словоформ 7-го и 9-го стихов: прелестен – прелестней,последний, 9-й стих, начинающийся со сравнительной степени прилагательного, приобретает иконическое значение некой мерывоспеваемого качества: прелестнейна этот «лишний» стих.
Возможные
строфические образцы: одна из разновидностей одической строфы и сонет.
Они имеют
строфическую структуру (обычно восемь строф по четыре строки), силлабический склад, яркие, запоминающиеся мелодии, в которых использованы народные миланские напевы.
Наблюдения над строфой будут непосредственно связаны не только с обращением к разнообразию рифм в разных
строфических формах, но и с их классификацией (мужская, женская, дактилическая рифмы).
Что касается вопроса о причинах именно такой, а не иной эволюции
строфического ритма, то при нынешнем состоянии наших знаний ставить его пока преждевременно.
Русские хороводные песни, например, исполняются при известных телодвижениях каждого исполнителя в отдельности и всех вместе;
строфическое строение и другие особенности таких песен не могут быть поняты полностью вне движения хоровода.
Слово «песня» в обозначении жанра заставляет ожидать чего-то мелодичного, напевного, в
строфической форме; вместо этого звучит сквозной монолог в причудливом декламационном стиле, скорее похожий на театральную сценку.
К примеру, нельзя отрицать, что при анализе любого стихотворного текста лингвист неизбежно столкнётся с феноменом его
строфической организации, а значит, будет не вправе проигнорировать опыт изучения строфики в рамках литературоведения.
При этом если содержательные категории были иранцами практически полностью заимствованы из арабской поэтики, то «реестр» формальных категорий поэзии был существенно трансформирован и расширен, и к исконно арабским формам – касыде и кыт‘а – были добавлены поэма-маснави,
строфические формы (мусаммат, таржи‘банд, таркиббанди др.), газель и руба‘и (четверостишие).
Ничто не должно было пройти мимо нашего внимания: ни ритмика, ни размер, ни
строфическое строение, ни стилистические приёмы.