Положительный культурный герой, демиург, первопредок и
трикстер являются главными образами, которые неоднократно разрабатываются в мифах.
Трикстер оказывается здесь далёким предшественником средневековых шутов, скоморохов, юродивых, а также философов и учёных.
Шутки и проделки
трикстера, как правило, нужны ему для того, чтобы удовлетворить свою прожорливость или другие потребности.
Иногда
трикстер нарушает правила не для достижения своей цели, а из простого озорства.
Бродяга – это классический
трикстер, презирающий власть разума и человеческие законы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: берека — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако рядом с фигурой культурного героя на определённом этапе обычно появляется сопровождающая его, словно тень, фигура
трикстера.
Пробуждение образа
трикстера означает: подступила беда или, по меньшей мере, возникла опасная ситуация.
Архетип
трикстера часто представлен как хитрый и коварный персонаж, нарушающий правила и играющий шутки над другими.
Миноритарные антропологи, которых я уже назвал и ещё назову на страницах этой книги, играли своеобразную роль
трикстеров, переворачивая науку изнутри и вытесняя надменный голос колониального всезнайки с университетской и универсалистской картиной мира «голосами туземцев», а с ними – и голосами духов, говорящих устами одержимых.
Трикстер может быть как положительным, так и отрицательным героем.
Когда бы и где бы ни появлялся
трикстер, несмотря на свой невзрачный вид, он обладает способностью превращать то, что казалось ранее бессмысленным, в нечто, наделённое смыслом…
Что же касается настоящих
трикстеров, то у них свойства, характерные для разных персонажей, смешаны и соединены систематически.
С течением времени
трикстер растворился, исчез.
Трикстер всегда выполнял условия договора.
Все они в той или иной степени отражают стороны
трикстера как вещи, объединяющей их в себе, ибо она нарушает общепринятые границы, установления, порядок.
Но если даже соответствующие африканские и американские повествования имеют общие истоки, это само по себе не станет основанием предполагать, что фольклорный
трикстер возник ещё на африканской прародине современного человечества.
Один из самых известных
трикстеров в мировой мифологии – Локи из скандинавской мифологии.
Этими безрассудными выходками
трикстер зачастую ломает имеющиеся традиции и создаёт новые.
Это в значительной мере придаёт сказаниям о
трикстерах характер легальной отдушины, известного “противоядия” мелочной регламентированности в родо-племенном обществе, шаманскому спиритуализму и др.
Среди них были и чернобородые наследные принцы ближневосточных королевств, одетые в белые с красным бурнусы, с чёрными повязками на головах, и щеголеватые европейские
трикстеры в идеально пошитых чёрных костюмах, и американцы в демократических джинсовых униках, и негры в белом, и арабы в оранжевом, и украинцы в сине-жёлтых «вышиванках».
Это совершенно новое в литературе поколение
трикстеров, появившееся сравнительно недавно: одиночка, эгоист, мизантроп, чрезвычайно деятельный, очень профессиональный персонаж, который идёт вразрез со всеми правилами и традициями, но вскрывая систему изнутри, отменяет конец света, хотя иногда ставит себе цель совершенно противоположную.
Именно
трикстер соединял в мифологические времена, казалось, несоединимое.
Североамериканские
трикстеры обладают дополнительной спецификой.
Отдельные элементы трикстерского поведения можно при желании найти в любой традиции, но индейский
трикстер, североамериканский прежде всего, по совокупности признаков уникален.
Перевоплощение – главное свойство
трикстера.
Ключевое отличие мифологического
трикстера от мелкого мошенника или дурачка – в двойственности характера: он одновременно добр и зол, одновременно мудр и глуп, одновременно свят и нечестив.
С тех пор как она в последний раз использовала магию
трикстера, прошло много времени, и девушка нервничала.
– Ага, в точности как отец в стане
трикстеров…
Я бы чувствовала себя великим
трикстером и хитрецом, а вместо этого, глотая слёзы, я пробираюсь в единственное место, где, я знаю, мне никто не помешает.
Как только нам думается, будто мы поняли, кто он таков,
трикстер превращается в нечто иное, издевательски ухмыляется и бросает нам конец верёвки, ведущей неизвестно куда, готовясь к новой проделке.
Во всемирной мифологии
трикстер появляется под множеством разных масок.
Куковали они там, естественно, не в пассивном состоянии, делая психическое здоровье
трикстера большим вопросом…
Как это порою свойственно мифическому культурному герою, демонизм в нём уживается с чертами
трикстера (плута).
С другой стороны, в каждом из нас сидит такой чёртик, поэтому образ
трикстера очень притягателен, хотя и чрезвычайно неудобен для культурного человека, поскольку это сущность с более низким и неразвитым характером.
Развернувшись, воин увидел
трикстера, внезапно возникшего в нескольких метрах от него.
Так что, не в споре рождается истина – в бреду. Или не истина, а внутренний
трикстер продирает глаза.
В честь
трикстера существуют праздники, позволяющие его мятежному грешному духу развернуться во всю ширь, хотя бы всего на несколько дней в год.
Современные сказочники придают традиционным мифам о
трикстере новые повороты.
Женщины-трикстеры долгое время держались в тени, затмеваемые
трикстерами мужского пола, но ныне и их число в фантастике и прочих видах сказок – от телевизионных комедий до музыкальных клипов и детских книжек с картинками – растёт день ото дня.
По-моему, это значит, что в сути архетипа
трикстера нет ничего исключительно мужского: обманщик и глупец, созидатель и разрушитель может относиться к любому полу.
Мы постоянно разграничиваем, проводим черту – между добром и злом, святым и низменным, чистотой и грязью, мужчиной и женщиной, старыми и молодыми, живыми и мёртвыми, и в каждом из этих случаев
трикстер непременно переступит черту и спутает разграничение.
Зеленоглазый
трикстер поправил хомбург и широко улыбнулся.
Гном покрутил головой, разминая шею, и смачно выругался голосом, похожим на тот, которым разговаривала ранее
трикстер.
Учёный, писатель, руководитель успешного научного семинара «Слово
трикстера»…
Провернуть всё
трикстер хотел легально, поэтому позаботился о получении соответствующих документов, кои вызывали у новоиспечённого владельца чувство неподдельной гордости.
Его запросто можно было заслать шпионом в стан таинственных
трикстеров, не объяснив толком, зачем это нужно.
– Вводную вы получите у координатора
трикстера.
Теперь же всё перевели на индивидуальный ментальный интерфейс, наподобие того, как игроки выбирают скилы или как
трикстер меняет комплекты оружия.
Вообще-то предисловие можно не читать, если вы познакомились с книгой «Эпос
трикстеров – 1».
Следующим этапом развития образа культурного героя является появление
трикстера.