Социальный
эвдемонизм40*, в сущности, тот же эпикуреизм, осуждается развитым нравственным сознанием и благодаря низменности его основного принципа.
Не представляется ли доказуемой из принципов
эвдемонизма, наряду с теорией прогресса и теория aprés nous le déluge63*, т. е. полного эгоизма?!
Но это замечание не имеет вообще никакого отношения к психологическому гедонизму и тем более к психологическому
эвдемонизму.
Данное направление, считающее, что главная цель человека – достижение счастья, блаженства, радости, получило название
эвдемонизм.
Точка зрения как социального, так и индивидуального
эвдемонизма является этически самой грубой и неспособна ответить запросам мало-мальски развитого сознания.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пиармен — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Справедливость требует признать, что хотя и некоторую окраску
эвдемонизма имеют все версии теории прогресса, но ни в одной из них он не проводится последовательно в качестве исчерпывающего принципа.
Этот взгляд имеет исторические корни в философской традиции античного
эвдемонизма.
Вот в этом и состоит примирение психологического и этического
эвдемонизма.
Натуралистический подход распадается на несколько течений, в основе которых лежит более конкретное упоминание источника морали:
эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм – с удовольствием, наслаждением, утилитаризм – с пользой, выгодой.
Своеобразным
эвдемонизмом проникнуто основное воззрение современной политической экономии, по которому рост потребностей и, следовательно, удовольствий от их удовлетворения является основным принципом экономического развития.
Последний довод против психологического гедонизма или
эвдемонизма таков: люди часто действуют под влиянием влечения, страсти, гнева и не проявляют расчётливости, способной доставить им максимум удовольствия, удовлетворения или счастья.
Эвдемонизм рассмотрит это как стремление к собственному счастью и благополучию в качестве основополагающего принципа нравственности.
Этика
эвдемонизма связана с удовлетворением высших потребностей души и счастьем как центральной концепцией нравственности.
Так действовало учение
эвдемонизма, в более благородной своей форме названное утилитаризмом.
Такого рода устремления обычно называют
эвдемонизмом (греч. ευδαιμονία – процветание, блаженство, счастье).
Эвдемонизм предлагает человеку следовать своему характеру и глубинным ценностям.
Тогда самореализация становится одной из многочисленных форм
эвдемонизма, общая характеристика которых состоит в том, что они устанавливают некий идеал человеческого воображения в качестве источника морального закона, вместо того чтобы вывести своё представление об этом источнике из терпеливого анализа человеческой природы.
Тем самым исчезла общефилософская почва, на которой произрастал
эвдемонизм.
Эти два смысла в рамках
эвдемонизма не различаются.
Мессианские чаяния древности окончательно вырождаются в шовинизм; безблагодатный рационалистический
эвдемонизм заменяет хилиазм древних пророков.
Этой смысловой избыточностью и гуманистическим началом их культура типологически близка к грекам, обе культуры стремятся к познанию ради обретения внутренней свободы, обеим присущ
эвдемонизм.
Постулаты
эвдемонизма с их идеей избавления от страданий и достижения атараксии очень схожи с буддистскими – Живи незаметно.
Почему я сначала говорил, что в твоём организме не хватает гедонизма, а теперь переключился на какой-то
эвдемонизм?
Вот тут тебе на помощь и приходит
эвдемонизм.
Эвдемонизм представлен по – мещански слабо.
Их историческое значение заключается в том, что они являются философскими представителями немецкого социализма, хотя и поднимают его намного выше уровня материалистического
эвдемонизма партии.
Отсюда опасность
эвдемонизма во всех его формах, с которым всегда приходилось бороться чистой этике, отсюда трудность постижения чистой этики вообще.
Если бы, как предполагает
эвдемонизм во всех его особых формах и вариациях, счастье было конечной целью нашего воления и действия, то моральные законы деградировали бы до гипотетических императивов и тем самым лишились бы той безусловной обязательности, которая возвышает моральный закон или императив над всеми эгоистическими правилами благоразумия.
Весь аргумент, однако, очевидно, является просто гипотетическим, чтобы показать, что даже с точки зрения низкого
эвдемонизма добродетель предстаёт как знание, а именно как разумный расчёт приятного, т.е. более высокой степени и большей продолжительности удовольствия и его большого освобождения от боли, с.351B.
И не определено ли в основу
эвдемонизма стремление человека к счастью?
Не следует смешивать
эвдемонизм и гедонизм с сибаритством, т.е. стремлением к роскоши, безделью, праздности, безудержному поиску удовольствий, «кайфа» любой ценой, вне норм морали и этики.
Жаркая общечеловеческая масса, апофеоз
эвдемонизма – любо-дорого представить!
Поэтому в данной главе я выступлю в защиту по крайней мере одного вида теории «психологического
эвдемонизма».
Если же вы хотели бы следовать принципам
эвдемонизма в повседневной жизни, но у вас пока не получается, вы выбрали правильную книгу.
Согласно учению
эвдемонизма, исходным принципом нравственности является счастье.
Согласно первому из этих двух взглядов, который обычно называют
эвдемонизмом, благо должно заключаться в блаженстве, согласно другому – блаженство или, по крайней мере, его часть должно заключаться в обладании благом.
Это соображение исключает все формы
эвдемонизма.