Ярлык на
великое княжение владимирское стали оспаривать тверичи и суздальцы.
Оспоривал у него право на
великое княжение князь суздальско-нижегородский.
Судя по всему, князь на старости лет свято уверовал в собственную непогрешимость, но с другой стороны, считал, что только он имеет право распоряжаться судьбой
великого княжения.
Такой принцип передачи
великого княжения получил название «лестничного».
Но ему, в отличие от них, не приходилось добиваться
великого княжения посредством физического устранения соперников.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перенюхать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Может быть, потому, что жил согласно, разгромов и обид не претерпел, нагнал страху на половцев, а заодно и на сродственных князей, подтвердив и усилив роль и могущество
великого княжения владимирского.
Они практически повторяют друг друга, за исключением того, что вторая, кроме перечисления собственно московских владений, даёт также описание княжеских сел на территории
великого княжения.
Прибрав покойного, вывел в «переднюю горницу» братьев государя и снова, уже в третий раз (!) привёл их к присяге верно служить наследнику и его матери, не изменять им ни словом, ни делом и «не искать
великого княжения».
И в результате получил московское
великое княжение – как оказалось, не только для себя, но и для своих потомков.
Древний русский закон о престолонаследии (лествица) предусматривал передачу
великого княжения старшему в роду.
И главного среди князей он решил по своему желанию назначать, это значит ярлык на
великое княжение выдавать.
Тот хан, который дал
великое княжение князю суздальскому, был убит, его сменил другой.
Но случись при этом, что князь умирал, не будучи старшиною рода, отцом для своих братьев, то дети его оставались навсегда на степени внуков несовершеннолетних: для них прекращался путь к дальнейшему движению; отсюда теперь понятно, почему сын не мог достигнуть старшинства, если отец его никогда не был старшиною рода; так понимали князья порядок восхождения своего к старшинству; они говорили: «Как прадеды наши лествицею восходили на
великое княжение киевское, так и нам должно достигать его лествичным восхождением».
При этом твёрдо утвердившееся в отечественной историографии мнение о замене принципа наследования
великого княжения в конце XIV в. в последнее время подвергается пересмотру.
Встали рядом и объявили старшему: он лишается
великого княжения и может убираться куда хочет.
Два раза возводили его на престол
великого княжения, но он не любил власти и всегда готов был отказаться от неё.
Воюют, клевещут друг на друга, выпрашивают
великое княжение владимирское, получают по очереди, а то и сразу оба великих князя.
Право на
великое княжение принадлежало старшему в роде.
Но в его власти и все княжие силы
великого княжения; владельческий раздел в эту пору ещё не знаменует политического распада.
Даже давнюю мечту свою: получив
великое княжение, облегчить княжую дань своим костромичам – даже и того он не сумел сделать.
Любящий отец, конечно же, очень хотел обеспечить будущее своего «младшенького» и оставить
великое княжение ему.
Я, кому отец завещал
великое княжение.
Да и теперь, вероятно, хотя и приутих, но не совсем забыл свои притязания зваться стольным градом
великого княжения.
– Какое там
великое княжение.
– Ты должен в присутствии всех священнослужителей нашей церкви поцеловать крест, в том, что больше никогда не посмеешь домогаться
великого княжения!
За двадцать три года, с 1304 по 1327-й, тверские князья владели ярлыком на
великое княжение двадцать лет.
Старшему своему сыну и наследнику
великого княжения он одному завещал более 60 городов с уездами или целых земель с городами и пригородами, а четырём удельным его братьям, всем вместе, было дано не более 30 городов, притом большею частью малозначительных.
Не кум, не сват, за
великое княжение содрал немалую сумму.
Внутриродовые столкновения в борьбе за
великое княжение дополнились тотальной междоусобицей в борьбе за ограниченные ресурсы.
Лишь после смерти последнего в 1332 г. под управление московского князя перешла и вторая часть
великого княжения.
Суздальцы, однако, его не приняли, заявив ему: «Взял еси лжею
великое княжение».
Да то бы и ничто, а когда я умру, то будет он доставать
великое княжение.
Но скажи мне, сын мой, какие князья прежде причинили столько зла великому князю, нарушая крестное целование, или, приехав к вам и оставляя у вас всю свою семью, ходили от вас по
великому княжению губить христианство и проливать кровь?
По мере создания
великого княжения внутри его создавались наследственные владения князей – уделы, со сложной системой взаимоотношений удельных и великих князей.
Очевидно, лишившийся
великого княжения правитель рассчитывал как-либо выправить ситуацию.
И брат твой пусть знает: только благодаря тебе он
великое княжение рязанское получил и сестру мою родную в жёны.
Он отдал свою жизнь ради других людей, променял
великое княжение на праведную жизнь.
Кроме традиции, свои права на
великое княжение галицкий князь обосновывал ещё и завещанием отца.
– Делай как знаешь, но лучше
великое княжение получить миром, нежели войной…
Сравнение летописания крупнейшей в мире средневековой республики с летописями
великих княжений, где князья также, но на более-менее постоянной основе служили городам, приводит к любопытному выводу.
Сколько было тревог, что
великое княжение может попасть в другую семью.
А в самой залесской земле, в пределах
великого княжения владимирского, что увидим мы там, приглядевшись с высоты?
Хотя
великого княжения жаль… Теперь уж его вовсе не видать никаким боком даже внукам.
И ярлык на
великое княжение привёз!
Промеж собой у нас, вестимо, кое-какие распри из-за старшинства случались, но из сторонних князей ни один к
великому княжению тянуться не дерзал.
– Только у нас сказывали, будто дед твой добром сойти с
великого княжения никак не хотел, и за то пошёл на него московский князь с татарами.
Получение ярлыка на
великое княжение способствовало росту могущества и богатства московского князя.
Обряд поставления на
великое княжение осуществлял золотоордынский посол.
А по тому праву не он, а его дядя, то есть мой отец, должен на
великом княжении сидеть.
– Венчать на
великое княжение будем и без него.