Он прилагал много усилий для укрепления
великокняжеской власти в стране в ущерб влиянию бояр.
Носители великорусской
великокняжеской власти требуют полного подчинения рязанско-литовских отношений своей политике и своему контролю.
При нём происходило дальнейшее усиление
великокняжеской власти, что привело к волнениям среди горожан и народным восстаниям.
Владимиро-Суздальское княжествопредставляло собой раннефеодальную монархию с сильной
великокняжеской властью.
Иосифляне выдвинули тезис о божественном происхождении
великокняжеской власти.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: агалит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гибель многих князей и дружинников замедлила политическое развитие русских земель, привела к ослаблению
великокняжеской власти.
Но
великокняжеская власть имела такой высокий авторитет, что за него воевали и боролись.
Сначала
великокняжеская власть поддержала нестяжателей, но относительно слабая светская власть вынуждена была ориентироваться на сильную церковь, а значит на сторонников иосифлян.
Одной из особенностей было раннее становление
великокняжеской власти, которое по силе и всеохватности позволяет говорить о монархии с попыткой сильной централизации власти.
Полемика охватывала важнейшие стороны жизни – проблемы
великокняжеской власти, её взаимоотношений с церковью, признания страны на международной арене и т. д.
Великокняжеская власть являлась «фикцией», не имевшей за собой никакой силы.
Принятие христианства, усилившее
великокняжескую власть, способствовало развитию государственности, феодальной идеологии, культуры.
Это уничтожение приняло форму государственной политики, было одной из полицейских функций
великокняжеской власти.
Новая мысль о народном единодержавном государе вела к переменам в дворцовой жизни, к установлению придворного этикета («чина»), к большей пышности и торжественности обычаев, к усвоению разных эмблем и знаков, выражавших понятие о высоком достоинстве
великокняжеской власти.
После разгрома новгородско-московской ереси в 1504 г.
великокняжеская власть начинает строго преследовать любые формы свободомыслия.
И великорусская
великокняжеская власть поневоле не спешит с ликвидацией этой самостоятельности, довольствуясь покорностью слабого соседа, «брата молодшего», лишь бы он не был орудием враждебных сил и не создавал затруднений для собственных задач московской великокняжеской политики.
Великокняжеская власть шла к своей вершине тернистым путём, испытывая давление (как увидим далее) со стороны прежде всего общинных – вечевых – структур.
Ахиллесова пята коллективного родового правления в том-то и заключалась, что оно оказалось бессильным выработать легитимную процедуру наследования
великокняжеской власти после смерти князя-отца.
Голутвинский монастырь изначально был основан на великокняжеской земле и не был никоим образом связан с противниками
великокняжеской власти в период феодальной войны второй четверти XV в.
Военно-административный аппарат
великокняжеской власти осуществлял эту необходимость в своих политических и стратегических действиях.
Во второй половине XV столетия, уже после событий феодальной войны, зависимость митрополита от
великокняжеской власти возросла32.
Наконец,
великокняжеская власть могла взять содержание ратных и на себя.
Не являясь союзниками
великокняжеской власти, они значительно умерили активность.
Определённое значение при сохранении обособленности имела, конечно, инерция решений
великокняжеской власти, продлевавшая существование определённых групп на длительные сроки.
При значительной силе объединяющей
великокняжеской власти, во внутреннем строе земли уже закреплены основы владельческого обособления сложившихся местных вотчинных княжений.
Великокняжеская власть ещё лишена надлежащей территориальной базы, её главенство – чисто политическое, и в этом причина её слабости и упадка.
Укрепляется
великокняжеская власть, одерживаются победы над воинственными соседями, становятся спокойнее границы.
Великокняжеская власть стала номинальной.
С восьмилетнего возраста он представитель
великокняжеской власти в походах и во дворце; с начала 50-х годов видим его великим князем, официальным соправителем отца, и за эти годы сложился его личный облик, сложилась вокруг него та правящая среда, с которой он начал в 1462 году самостоятельное своё правление.
И далее: «Московские князья могли либо смиренно “отказаться от должности” и вернуться на положение рядовых членов княжеского сообщества, либо использовать находившийся в их руках отлаженный татарами механизм
великокняжеской власти для собственных целей».
Исследователи, пытаясь объяснить этот парадокс, рассматривали его в контексте ожесточённого сопротивления реакционного боярства дальнейшему укреплению централизованного государства, в борьбе с которым
великокняжеская власть опиралась на дворянство, владевшее землёй не на вотчинном, а на поместном праве.
Видел, к чему приводит слабость
великокняжеской власти, неустойчивость и неопределённость законов.
Возросши под охраной и даже прямо под покровительством татарских ханов,
великокняжеская власть сосредоточила постепенно в себе весь ореол, всю безмерность власти ханской.
Процесс создания государства осуществлялся не только в результате захватов и применения военной силы, но и путём добровольного или с применением определённого политического давления присоединения других княжеств и территорий, подчинения местных князей
великокняжеской власти.
Основной задачей государства на данном этапе было создание такой системы управления и государственного аппарата, которая, во-первых, обеспечивала бы защиту государства от внешних угроз, во-вторых, давала бы возможность предотвращать внутренние волнения, в-третьих, обеспечивала бы независимость
великокняжеской власти относительно феодально-родовой знати, в том числе удельных князей.
В своём представлении о сущности
великокняжеской власти он не поднимался выше уровня традиционного мышления.
Уважение к
великокняжеской власти пало, воинская доблесть граждан исчезла, и нажива и властолюбие были главнейшими нравственными двигателями всех, причём денежная знать всецело владела вечем путём подкупа «худых мужиков-вечников».
Именно его перу принадлежит “Слово о законе и благодати”, где он рассматривает церковь как один из столпов для единодержавия и возвышения
великокняжеской власти.
Для
великокняжеской власти поместные раздачи дополнительно давали возможность разнообразить личный состав служилых людей на местах за счёт новых выдвиженцев из более низких социальных слоёв (различные дворцовые слуги, бывшие «люди» представителей знати и т. д.), выезжих иностранцев и невольных переселенцев.
Вместо «лоскутной» истории отдельных сообществ в данном случае предлагается рассмотреть мировую интегрированную историю, сфокусированную на вопросе стратегического целеполагания русской
великокняжеской власти.
Будь строг и справедлив, исполняя
великокняжескую власть.
По традиции символом
великокняжеской власти являлись жезл и посох.
Внутри государства церковь подчинялась
великокняжеской власти.
Он уже готовится, опираясь на вдовствующую княгиню, присвоить всю полноту
великокняжеской власти себе, но не успевает воспользоваться своим на день или два укрепившимся положением.
Важно, что для укрепления
великокняжеской власти целесообразно было принять монотеистическую религию, освящающую княжеское самодержавие и во благо самого православия.
В-третьих, это способствовало укреплению
великокняжеской власти: монотеизм оправдывал наличие одного правителя в государстве.
Эта деятельность рязанского князя сплачивала вокруг него боевые украинные русские силы: кроме пронских князей в его походах участвуют князья муромский, карачевский, козельский, елецкий, притом вне всякого отношения к этим ратным делам великорусской
великокняжеской власти53, а как младшие князья-союзники в.к. рязанского54.
Он указывает также на её последствия: «Распри его сыновей из-за великокняжеского стола и распределения княжений вели к постепенному ослаблению
великокняжеской власти и её влияния на другие русские земли» [Кизилов 1982: 22–23].
Не решившись отобрать монастырские земли, использовал в целях укрепления
великокняжеской власти борьбу иосифлян и нестяжателей.