Это прошлое наличное бытие – уже приобретённое достояние того
всеобщего духа, который составляет субстанцию индивида и, таким образом являясь ему внешне, – его неорганическую природу.
Со стороны же
всеобщего духа как субстанции образование означает только то, что эта субстанция сообщает себе своё самосознание, т. е. порождает своё становление и свою рефлексию в себя.
Содержанием этой традиции является то, что создал духовный мир, а
всеобщий дух никогда не останавливается в своём движении.
Наверное, это можно назвать просто
всеобщим духом порядочности.
С другой стороны, разум и воля отдельных членов такого сообщества пронизаны и одушевлены его
всеобщим духом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: считчица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если ещё месяц назад город лишь давил на меня и от ощущения собственной никчёмности я не могла смотреть вокруг без слёз, то теперь я вовсю наслаждалась всё ещё тёплой для конца осени погодой (даже в октябре ещё было около двадцати градусов), террасами, клубами, хорошей едой и музыкой,
всеобщим духом свободы и радости жизни, и я всё больше понимала, что мне здесь хорошо, а скоро, когда я ещё больше адаптируюсь, станет ещё лучше.
Согласно этой точке зрения, только посредством производства природы из бессознательного
всеобщего духа рождаются сознательные индивидуальные духи или души.
Целеустремлённость организмов ещё раз доказывает, что в вещах вне нас есть производительная сила, которая может быть только силой духа, и что природа, следовательно, должна быть понята как произведение, которое
всеобщий дух, который есть дух всех нас, производит и в которое он вливает себя, производя его.
Эта великая концепция истории философии как саморазвития человеческого
всеобщего духа, краткая рекапитуляция которой появляется в мышлении индивидуального духа, всегда останется одной из самых гениальных и поучительных мыслей, но она не будет в полной мере соответствовать современному веку в своём осуществлении, если не будет дополнена с вышеописанной точки зрения.
Здесь же нас существенно интересует именно
всеобщий дух.
Отдельный индивид должен и по содержанию пройти ступени образования
всеобщего духа, но как формы, уже оставленные духом, как этапы пути, уже разработанного и выравненного; таким образом, относительно познаний мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаём набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира.
Мир чувств или природы, таким образом, тождественен
всеобщему духу, ещё не достигшему сознания.
Одна из вышеназванных шести даршан, или философских систем веданты, уже по самому своему названию означает единение (индивидуальной души с
всеобщим духом).
Здесь трагическое представлено через противоречия между страданием и жизнью, конечным и бесконечным в самой жизни, индивидуальной судьбой и
всеобщим духом в идее; через движение противоречия, являющееся также движением его разрешения.
Таким образом, его мыслящее постижение себя есть вместе с тем поступательное движение, наполненное целостно развитою действительностью, – такое поступательное движение, которое имеет место не в мышлении индивидуума, воплощается не в некотором единичном сознании, а выступает перед нами
всеобщим духом, воплощающимся во всём богатстве своих форм во всемирной истории.
Таким образом,
всеобщий дух сохраняет, создаёт и, наконец, разрушает весь мир.
Всеобщий дух создаёт традицию, которая расширяет сферу своего влияния.
При этом гегелевский «дух народа» является формой проявления «мирового духа»: «Принципы духов народа в необходимом преемстве сами являются лишь моментами единого
всеобщего духа, который через них возвышается и завершается в истории, постигая себя и становясь всеобъемлющим».