Ведущие мыслители этой школы в значительной степени испытали влияние
греческой мысли.
Идеал
греческой мысли – созерцательный разум, отсутствие страстей, доведённое до атараксии, апатии, а сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы.
Поиски основ человеческого существования подводят
греческую мысль к опасной черте, к возможности разрыва между первоосновой мира и человеческим существованием.
Печатью трагичности отмечена и история
греческой мысли.
Так
греческая мысль выстраивает величественную идею «космоса», т. е. единства в гармонии, мира большой внутренней динамики и эстетической полноты, воистину «прекрасного» и «божественного».
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сверхглубокий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Понадобится ещё не один век, прежде чем
греческая мысль научится идентифицировать «ипостась» с «личностью».
Однако постоянное и глубокое взаимодействие христианства с греческой философией заострило для церкви проблему выражения своей веры в удовлетворительной для
греческой мысли форме.
Греческая мысль достигла столь радикального переосмысления своих онтологических категорий благодаря двум фундаментальным новшествам, которыми было «заквашено» богословие ранних отцов.
Отсюда, в-третьих, проистекает «разрушение воображаемого мысленного горизонта, который мы, выводя его из симбиоза
греческой мысли с иудео-христианским опытом, веками постулировали как общезначимый для всего мира» (Waldenfels, 2000, 19).
Обоюдное внутреннее сближение между библейской верой и философскими изысканиями
греческой мысли – это данность решающей важности с точки зрения не только истории религий, но и всемирной истории, данность, которая и сегодня обязывает нас ко многому.
В частности, в
греческой мысли возникли следующие компоненты современной экономики: эффективность; распределение ресурсов; понятия субъективной стоимости и убывающей предельной полезности.
Средневековые войны совпали с самым ярким периодом расцвета
греческой мысли.
Греческая мысль классического периода трактовала человека, прежде всего, как существо, созданное для жизни в государстве, как гражданина.
Это особенно верно в отношении ранних периодов
греческой мысли.
Занятие материальной деятельностью ради извлечения материальной прибыли, с точки зрения аристократической
греческой мысли, – занятие недостойное.
Содержательный смысл философско-педагогической
греческой мысли не может быть сведён к современной трактовке воспитания.
Верно или не верно это предание, во всяком случае несомненно, что жизненность
греческой мысли зависит от индийского влияния.
Птолемеева система является лебединою песнью
греческой мысли, мало-помалу заблудившейся потом в непроходимых дебрях мистицизма.
Схоластики пытаются совместить в философии наследие
греческой мысли с богословским учением, вдохновлённым христианским откровением.
Действительно, в ходе всей истории
греческой мысли можно наблюдать две соперничающие и зачастую конфликтующие тенденции – «научную» и «мистическую», олимпийскую и дионисийскую, философскую и интуитивную.
Вся последующая
греческая мысль, по сути, выросла на отрицании релятивизма софистов, на критике их отношения к позитивному закону.
Не противопоставление, а соединение природного и человеческого, естественного и искусственного, гармонизация этих двух сторон бытия – вот цель постсофистической
греческой мысли.
Греческая мысль изобрела особое понятие, в котором «схватывается» это парадоксальное соединение: «фюсис» – слово, обычно переводимое как «природа».
С учётом того, что
греческая мысль лишена страха перед неведомым и сила абстракций, и «пустых умозаключений» невероятно мала, бытие в действительности определялось именно как сфера реализованного, налично заданного.
Повторю, вся
греческая мысль зиждется на понятиях о «едином», познании как мира, так и человека именно с точки зрения единства.
Философия герметических сочинений – в той мере, в какой она греческого происхождения, – принадлежит к тому же стандартному типу, с его эклектичной смесью платонизма, неоплатонизма, стоицизма и других школ
греческой мысли.
Возникновение первых интеллектуальных сообществ (Пифагор); поиски первоосновы вселенной в натурфилософии (Фалес, Гераклит, Пифагор); их связь с иррациональностью
греческой мысли (Олимпийские игры, дельфийский оракул) и первыми учениями о загробной жизни (орфизм).
Так постепенно наметилось движение
греческой мысли в направлении духословного (идеалистического) понимания души.
Древние лидеры
греческой мысли основывали свою терпимость на определённых выводах, к которым они пришли после столетий тщательных экспериментов и размышлений.
Охранение чистоты породы, забота о здоровье народа были приоритетными направлениями
греческой мысли вообще.
Вплоть до недавнего времени влияние религии, особенно неолимпийской, на
греческую мысль признавалось недостаточно.
Прежде чем входить в какие-либо подробности, я попытаюсь рассказать, какого рода мудрости мы можем ещё научиться при рассмотрении
греческой мысли.
Отсюда логически возник ряд задач, которыми определяется дальнейший ход
греческой мысли.
После первой резни он без разбору отдаёт в руки своих солдат военную добычу: дома и дворцы, монастыри и церкви, мужчин, женщин и детей, и, словно дьяволы преисподней, мчатся турки тысячами по улицам… наряду с грабежом свирепствует бессмысленное разрушение… они уничтожают ценнейшие картины, раскалывают молотками великолепные статуи, а книги, в которых заключены мудрость веков, бессмертное сокровище
греческой мысли и поэзии, сжигаются…
Гностицизм, зародившийся на стыке
греческой мысли и христианства, на протяжении двух веков пытался, споря с иудаистской философией, подчеркнуть значение этой идеи.
Знакомясь с классическими произведениями
греческой мысли и слова, римская аристократия впервые увидела в греческой культуре ценность для себя, а не для других, средство внутреннего совершенствования, а не внешнего блеска.
Философия как высшая форма эмансипации разума возникла именно из оппозиции к эмансипации разума – таков главный парадокс
греческой мысли.
Отныне
греческая мысль спустилась с неба на землю, поселилась в городах и начала рассуждать о добре и зле.
Оно ввело в оборот немецкий Neuhumanismus, предпочитавший
греческую мысль (и демократию) римской мысли (и res publica).
Сами древние в большей или меньшей степени сознавали этот контраст, и хотя латинская литература пронизана влиянием
греческой мысли, едва ли можно отыскать хоть один пример вплоть до самых последних дней греческой литературы, когда бы у греческого автора чувствовалось осознание хотя бы самого существования латинской литературы.
Идеал
греческой мысли – созерцательный разум, отсутствие страстей; сам философ – бесстрастный созерцатель мировой драмы.
Это слово обладало существенным значением в истории
греческой мысли и было атрибутом (гомеровских) героев, обозначая их доблести и достоинства, а также их превосходство, но при этом применялось и к повседневной жизни полиса.
Чтобы разрешить его,
греческая мысль породила несколько различных школ, которые в своих результатах пришли к новым и различным концепциям.