Первые три пары и пятая пара образуют составные строки пятистопного ямба с цезурой после третьей стопы и
дактилическим окончанием перед цезурой.
Четырёхстопный хорей с
дактилическим окончанием также был освоен имитациями народного стиха очень рано.
Это размер, по-видимому, книжного происхождения, который свыкся с народными темами только по смежности со стихом с
дактилическими окончаниями.
Почему
дактилические окончания привились в четырёхстопном хорее крепче, чем в шестистопном?
Последний слог
дактилического окончания может нести сверхсхемное ударение.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: миелома — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Во-первых, процент дольников в стихах с
дактилическим окончанием здесь весьма высок, выше, чем в большинстве былин, а в стихах с женским окончанием, напротив, очень низок.
Из этого состязания четырёх типов русского триметра победителем вышел первый тип – 5-стопный ямб с
дактилическим окончанием.
При этом почти всегда они сопровождались нерифмованным
дактилическим окончанием, казавшимся поэтам первым признаком народного стиха.
Эта последовательность одинакова и при женском, и при
дактилическом окончании.
Такая же тенденция ко всё более «чистому»
дактилическому окончанию была нами отмечена и для русских имитаций античного ямбического триметра (см. далее в этой книге).
Мы вычислили их для четырёх ритмических форм 8-сложной строки (звучащей 4-стопным хореем с женским окончанием) и для трёх ритмических форм 9-сложной строки (звучащей 4-стопным хореем с
дактилическим окончанием).
Сравнивая состав хорея других жанров, легко увидеть резкую разницу между стихами с окончаниями дактилическим и женским: и в песнях, и в духовных стихах при женском окончании преобладают стихи длинные над короткими, при
дактилическом окончании – короткие над длинными.
Метрически это равновозможно: мы видели (§ 3), что ритм чулковских песен и духовных стихов с
дактилическими окончаниями очень сходен.
Трехиктный народный стих: его типология. Этот размер употребителен в двух видах: с
дактилическим окончанием и с женским окончанием.
Единственная заметная тенденция в распределении словоразделов, отклоняющаяся от естественной языковой, заметна в 9-сложных строках: это повышение дактилических словоразделов после 5‐го слога, как бы предваряющих
дактилические окончания всего стиха: «Черна ленточка колышется», «Ягодиночка на льдиночке».
На почве русского языка этот десятисложный стих приобретает хореический ритм (становится пятистопным хореем), а квантитативная концовка заменяется
дактилическим окончанием.
Все стихи с
дактилическим окончанием.
Так триметр всё более становится 5-стопником с «чистым»
дактилическим окончанием: последняя тень 6-стопности исчезает.
Во-первых, это трактовка
дактилического окончания.
Поэтому, работая над стихом «Песни», поэт получает естественную возможность опереться на опыт силлабо-тонических имитаций народного стиха с
дактилическим окончанием – т. е. прежде всего 4-стопного хорея и пятисложника (5-стопный хорей и 3-стопный ямб, как мы видели, были редки, а 6-стопный хорей чаще имел не дактилическое окончание, а мужское или женское).
Сравнивая былинный стих со стихом песен и духовной лирики с
дактилическим окончанием, замечаем, что и в песнях, и в духовных стихах чисто-тактовиковые формы появляются реже; за счёт этого очень усиливается в песнях – доля правильных хореев, а в духовных стихах – доля дольников.
Стих былины состоит или из хорея с
дактилическим окончанием, или из смешанных размеров – сочетаний хорея с дактилем, или из анапеста.
Ещё бы не плакать: в польской просодии и самой структуре языка
дактилическое окончание невозможно.
Улавливается ритмическая закономерность: более короткие слова с мужскими окончаниями – в речи обоих персонажей, женские и
дактилические окончания – в партии повествователя.
Некрасовская строка обычно отличается характерной растянутостью, что достигается употреблением
дактилических окончаний стиха.