Для любого муфтията, претендующего на общефедеральный уровень, принципиальное значение имеет число входящих в него общин и региональных
духовных управлений мусульман.
Но по такому показателю, как количество общин, некоторые муфтияты, претендующие на общероссийский уровень, отстают от региональных
духовных управлений.
И формирующая движущая сила
духовного управления миром – добродетельность, а не порочность.
Следует отметить, что использование тех или иных титулов является важным инструментом в конкурентной борьбе между муфтиями – руководителями межрегиональных
духовных управлений.
В качестве инструмента для изучения отношений многочисленных
духовных управлений мусульман друг с другом и с государством я выбрал теорию экономики религии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: окровенить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Иными словами, рассматриваемый в монографии опыт конкретных
духовных управлений мусульман служит для подтверждения или корректировки теоретических положений, касающихся муфтията как института.
В связи с этим возникает проблема, какие
духовные управления можно отнести к категории федеральных.
Таким образом, межрегиональные
духовные управления мусульман вступают друг с другом в конкурентную борьбу за привлечение в свою структуру максимально большего числа общин.
Под организациями следует понимать отдельные
духовные управления мусульман, действующие как на федеральном, так и на региональном уровне.
Существование института муфтията вынуждает
духовные управления придерживаться определённых правил, чтобы представлять интерес для регулятора как главного покупателя религиозного продукта в указанном выше значении.
Как весьма опытный в деле
духовного управления, апостол одобрением своим побуждает нас стремиться к этому высокому служению, а изображением трудностей оного обуздывает в нас всякую поспешность и опрометчивость.
И от того, насколько своевременно, оперативно, качественно и, наконец, компетентно принимаются управленческие решения, будет зависеть состояние, функционирование и развитие объекта управления (в том числе и структур
духовного управления) как в настоящем, так и в будущем.
Несмотря на внимание, уделявшееся в то время созданию научно-академических основ азербайджанского языка, переписка
духовного управления, а также лексика религиозных проповедей и наставлений абсолютно не учитывала его развития.
Вместе с тем к нему вполне применимо определение «межрегиональное
духовное управление мусульман».
Не вступая в прямую конкуренцию с существующими межрегиональными
духовными управлениями, «параллельные» муфтияты пытались заработать символический капитал, который позволил бы им выступать в качестве представителей мусульман в отношениях с государством.
Мусульманские общины вынуждены взаимодействовать с муфтиятами, передавать им контроль над административными и финансовыми вопросами в приходе и тем самым увеличивать символический капитал
духовных управлений на религиозном рынке.
Таким образом, муфтият выступает как институт, который подразумевает набор правил (ограничений) как формальных (отражённых в законах, уставах
духовных управлений мусульман и др.), так и неформальных (не содержащихся в законодательстве и официальных документах, но хорошо известных участникам религиозного рынка).
Вместе с тем в рамках формальных и неформальных (неписаных) правил, составляющих содержание института муфтията, каждое
духовное управление вольно вырабатывать собственную стратегию, которая могла бы позволить ему успешно конкурировать с другими мусульманскими религиозными объединениями.
В мире всё происходит по его мудрым и справедливым законам, здесь нет места хаосу, а есть лишь одна высшая справедливость, которая является определяющим принципом жизни и движущей силой
духовного управления мирозданием.
Во-первых, Симферопольское
духовное управление мусульман было официально создано только в 1831 году.
По званию своему они состоят членами епархиального совета церковно-приходских школ и, кроме того, имеют право непосредственна ходатайствовать о нуждах вверенных их попечению церковно-приходских школ, как пред местным епархиальным начальством, так и в высшем
духовном управлении.
Фактором, укрепляющим стабильность в регионе, может стать объединение противоборствующих муфтиятов в единое
духовное управление.
Подавляющее большинство сельских имамов, в одночасье из «неофициальных мулл» ставших официальными представителями
духовных управлений на местах, не имеют элементарного религиозного образования и выполняют эти обязанности из-за отсутствия более подготовленных религиозных деятелей.
Многие руководители
духовных управлений прекрасно понимают, что решение каких-либо кардинальных проблем необходимо начинать с осмысления своей деятельности.
Среди них наиболее информативными оказались печатные издания
духовных управлений мусульман8, опубликованные материалы мусульманских съездов и конференций9, работы мусульманских религиозных лидеров10, сочинения идеологов салафизма11.
Среди предъявленных ему обвинений значились неуспешная политика в сфере мусульманского образования, слабая помощь мечетям, авторитарные методы руководства, финансовые просчёты, а также попытки создать особое
духовное управление мусульман для тюркоязычных народов68.
Несмотря на то что эти учебные заведения открывались по инициативе
духовных управлений мусульман, их деятельность была лишена поддержки какого-либо научно-методического или координационного центра.
Как показывают последующие события, наряду с дроблением общероссийского
духовного управления и созданием на местах территориальных и национальных муфтиатов, становилась всё более заметной тенденция к росту зависимости вновь открываемых приходов от государства.
Основным потребителем выпускников учреждений среднего и высшего религиозного профессионального образования является умма в лице
духовных управлений, регулирующих обеспеченность мечетей служителями исламского культа.
Возникновение
духовных управлений в начале 1990-х годов было обусловлено многими факторами.
Во-вторых, национальные движения, которые развернулись в основном в бывших автономных республиках,
духовные управления рассматривали как необходимый атрибут государственности и духовного обновления.
Это в какой-то степени свидетельствует о том, что изначально
духовные управления были нацелены на выполнение иных, чем формирование полноценной конфессиональной политики, задач.
Поскольку национальное движение и возникшие общественно-политические движения пытались использовать религиозный фактор для решения своих стратегических задач, вновь возникшие
духовные управления должны были играть свою роль в основном в национально-политическом поле.
Принцип лояльности при необходимости даёт возможность
духовным управлениям и его структурам обратиться к органам власти, заявляя, что верующие являются полноценными гражданами общества и также нуждаются в поддержке государства, апеллируя к тому, что проблема, не решённая на уровне религиозного общества, рано или поздно распространится по всему обществу, проникнет в самые разные области жизни.
Сегодня стало ясно, что
духовные управления вплотную подошли к пониманию необходимости более чёткого определения своего места в сфере политических отношений.
Чествовать себя, значит возрождать
духовное управление.
Получая её, мы сами переходим в статус управленцев по отношению к другим людям, именно поэтому везде и всегда к священникам, монахам и тем, кто посвящает себя духовным практикам, относятся с подчёркнутым уважением и признают за ними негласное
духовное управление миром/обществом.
Участие в
духовном управлении светской власти стало сразу весьма значительным.
Начали создаваться органы
духовного управления мусульманскими общинами.
В равной степени другому муфтияту невозможно было учредить в регионе, входящем в округ другого
духовного управления мусульман, свои общины, что также часто встречается в современных условиях.
Некоторые мелкие фирмы (региональные
духовные управления) при содействии федеральных властей пытались объединиться и сформировать общероссийский муфтият, чтобы потеснить на рынке трёх упомянутых олигополистов.
В случае недовольства результатами заключённого договора пересмотреть его не представляется возможным: типовой устав в большинстве межрегиональных
духовных управлений мусульман практически исключает возможность выхода общин из-под их юрисдикции.
Как уже отмечалось выше, основными критериями, которые позволяют выделить среди
духовных управлений мусульман наиболее влиятельные, являются географический (контроль над общинами в разных регионах) и количественный (число контролируемых общин).
Руководители
духовных управлений мусульман бьют тревогу: имамов не хватает.
Такой взгляд на концепцию высшего исламского религиозного образования присущ функционерам из
духовных управлений мусульман, муфтиям и сформирован в середине 1990-х, когда бурное строительство новых мечетей в крупных городах сопровождалось громаднейшим кадровым голодом.
Я кое-что могу сделать по линии регионального
духовного управления мусульман.