Наблюдалось, конечно, дублирование власти в лице органов государственного управления и органов
церковного управления по смежным вопросам.
Это относится как к несовершенству земной власти в любых её проявлениях, так и к власти
церковного управления, реализуемой теми же людьми с такими же недостатками, какие присущи нам.
Этот же отдел должен был разработать проекты о преобразованиях высшего
церковного управления.
Экклезиологическое значение института первенствующих епископов и его каноническая необходимость в функционировании соборной системы
церковного управления ещё не были в полноте осознаны русским богословием.
Теория «симфонии властей» в этих условиях становится тщательно оберегаемой декорацией, нужда в которой усиливается тем более, чем громче звучат голоса сторонников восстановления канонического строя
церковного управления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: микропора — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но не только журналисты, публицисты и богословы понимали насущность перемен в русском
церковном управлении.
В зависимости от решения короля находились, несомненно, все вопросы
церковного управления; что же касается землевладельцев, то посягательства монарха на некоторые привилегии, которые они имели благодаря своему положению, компенсировались личной юрисдикцией и правом распоряжаться своими крепостными.
Зато вызывает интерес рассмотрение автором такого общественного явления как «обновленческое движение», преследовавшее цель полного переустройства
церковного управления.
Автор диссертации подробно анализирует «попытки преобразования высшей церковной организации» и «проекты реформы местного
церковного управления», тем самым определяя наиболее острые для церкви вопросы: созыв собора, восстановление патриаршества, «приближение мирян к церковным делам», приходское самоуправление.
Я слегка коснулся этого предмета, желая показать, как велика ответственность пастырского служения, чтобы недостойные не отваживались принятием его на себя осквернять священные обязанности
церковного управления и вместо возвышения не подверглись падению.
Но для мира и этого было мало: помимо обеспечения единства
церковного управления, царю необходимо было опереться на такую богословскую позицию, которая могла бы максимально удовлетворить все стороны.
Отделение церкви от государства, демократическое
церковное управление, добровольное членство в церкви и т.д. легли в основу нового учения.
До 1917 г., впрочем, вышло несколько монографий, в которых рассматривались различные аспекты церковной жизни и проблемы
церковного управления николаевской эпохи.
Более того, пытаясь отстоять свою независимость в делах
церковного управления, папа готов отказаться и от вмешательства священства в мирские дела.
Для него это была, прежде всего, задача организации
церковного управления.
Во главе
церковного управления встали общины, приходы, выбиравшие и смещавшие священников.
Искушением для современных альтернативных православных является попытка копировать официальную церковь в области
церковного управления: создавать свои синоды с первоиерархами, приписывая им “по умолчанию” все полномочия всероссийской поместной церковной власти.
Но дискуссии о патриаршестве и о реформе
церковного управления должны стать предметом особого исследования.
Помимо этого, исходная точка преобразований видится авторам записки в «децентрализации
церковного управления, когда инициатива во многих делах, а равно и окончательное вершение их будут перенесены из центра в области и епархии».
Таким образом, сам составитель записки ставит свои предложения о преобразовании
церковного управления в контекст тезисов указанных им работ (что, впрочем, не означает согласия с этими тезисами, тем более что они не однородны).
Действительно, здесь излагаются предложения конкретных преобразований, касающихся
церковного управления – по большей части епархиального, которое мы и рассмотрим, но также окружного (митрополичьего) и высшего.
Устав представлял собой подробное и систематическое изложение болгарского церковного права; высшим принципом
церковного управления объявлялось соборное начало, то есть участие в управлении священников и мирян на всех уровнях при сохранении первенствующего положения архиереев.
Впрочем, учитывая ограниченность фиксированных прав епархиальных съездов, затруднительно характеризовать их как элемент
церковного управления.
Это касается и епархиального строя, который, как мы видели, наравне со строем других уровней
церковного управления, во многом может быть охарактеризован как бюрократический, отвечающий государственным юридическим нормам.
Он обращал внимание на то, что если изменения в гражданском законодательстве воспринимаются как «действия права верховной самодержавной власти», иначе будут восприняты изменения в церковном законодательстве: «Вид перемен в
церковном управлении может произвести соблазн».
Епархиально-консисторский строй управления и суда противоречит тем каноническим началам, которые заложены в основу
церковного управления и суда.
Централизация
церковного управления была выгодна туркам и совпадала с интересами греков; вследствие этого славянское и арабское православное население империи постепенно эллинизировалось.
Борьба с обильно возникающими ересями, инквизиция, насильное обращение огнём и мечом в христианство язычников, в том числе населения колоний, интенсивная экономическая деятельность католических орденов, проникновение в государственный аппарат, даже периоды фактического
церковного управления – всё это не случайные явления, всё это отражение былой активности, если хотите, агрессивности католицизма.
Аналогичная судьба постигла тех епископов, которые пытались возражать против постановления
церковного управления, изъявшего контроль над церковным имуществом из рук иерархии и передавшего этот контроль в руки старост, а через них – в руки местных органов гражданской власти.
Сформировано
церковное управление нескольких уровней: епархии, митрополичьи округа, экзархаты, патриархаты.
– Барин мне бумагу важную вручил с велением в
церковное управление доставить.
Диктуйте телефон
церковного управления!
Далее следует скупая хроника
церковного управления.
Однако национальные и материальные интересы разрушили надежды на изменение
церковного управления.
Главный из них: может ли быть признан высшим в части
церковного управления орган, полномочия которого признаются лишь спустя какоето время, собирающийся только эпизодически и в конце концов совершенно прекративший свою деятельность?
Отметивший этот факт исследователь не смог удержаться от замечания о том, что не склонный к мистицизму и не размышлявший на высокие темы император «распоряжался, однако, высшим
церковным управлением воистину, как командир, с бесцеремонностью удивительной, руководствуясь исключительно интересами полицейской государственности, им утверждаемой столь последовательно».
Вмешательство же императорской власти в
церковное управление отнюдь не всегда бывало вредным, но часто полезным и необходимым.
К сожалению, в последние годы всё более маргинализирующееся альтернативное православие подражает официальной церкви не только в стилистике
церковного управления, но и в том же самом обмирщении, в поиске покровительства от внешних спонсоров и политических сил (в т. ч. и глобалистских, антихристианских, русофобских).
При этом он подчёркивал, что духовенству не следует обладать государственной властью, точно так же как и последней не следует претендовать на непосредственное
церковное управление.
Странны все эти проекты, если иметь в виду, что ими достигается лишь отступление от канонического типа
церковного управления; типа, кстати сказать, наилучшего и в практическом отношении.
Общественное отправление культа и, следовательно, реформированное
церковное управление, как и протестантское обучение, были строго запрещены везде, кроме как в определённых местах, отведённых специальными комиссиями.
Систему
церковного управления христиане называют иерархией.
Но социальные механизмы срабатывали через них, через обыденный порядок отношений (а их частное мнение могло оставаться каким угодно); и «обер-прокурорские» правила ведения церковных дел успешно восстановились по мере заботливой реконструкции деталей имперского
церковного управления, деловых практик, рамок, антуража, требований и ограничений той эпохи.
Приход был низовой единицей
церковного управления.
Время сделало владыку своеобразным символом борьбы за восстановление канонического строя
церковного управления.
Что касается системы
церковного управления, то всё оставалось по-прежнему – так же, как было в предшествующем столетии.
Начальство старалось подчеркнуть государственный характер новой школы, её неразрывную связь с главой верховной власти и высшим органом
церковного управления.
Обер-прокуратура в результате проведённых изменений должна вернуться к своей основной функции государственного надзора за законным течением дел
церковного управления.
Нужно создать новый орган
церковного управления.
Впрочем, это стало ясно в те же годы, когда церковная общественность стала вновь серьёзно говорить о необходимости церковной реформы и восстановлении канонического строя
церковного управления.