Каждому известно, что в IX веке
западная церковь отделилась от восточной, а мы приняли христианство уже в X веке, то есть по разделении церквей5.
Естественным образом последовала в жизни
западной церкви подмена соборности авторитетом папы: «авторитет внутренний» уступил место «авторитету внешнему».
Именно в это время
западная церковь (в восточном христианстве происходили свои серьёзные события, но о них сейчас речь не идёт) вступает в период, который позже назвали «тёмным столетием».
В вину латинянам она также вменяла учение о «благодати», запас которой якобы создавался деяниями святых, что давало возможность
западной церкви за счёт него отпускать грехи через продажу специальных грамот – индульгенций.
Драматизированные обряды и церемониалы
западной церкви были бы обречены на такое же полуэфемерное существование, что доказывает, среди прочего, судьба пасхального диалога, своего рода перводрамы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ремилитаризованный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Император же обеспечивал признание всеми подвластными ему землями папы как главы
западной церкви.
До 1054 г. христианская церковь формально была единой, несмотря на существование в восточной и
западной церквях обрядовых, догматических, этических расхождений в интерпретации ряда вопросов.
Многие из них испытывали глубокое уважение к святым и наследию
западных церквей.
Основной целью францисканцев и доминиканцев стало возвращение
западной церкви на истинный путь с помощью доведения до крайних пределов принципа нестяжания и проповеди среди народа.
Что сменит это связующее и организующее начало великой
западной церкви, и вместе с тем историческое начало народов католического исповедания?
В общем: слово за слово, восточная и
западная церкви начали расходиться как в море корабли.
Вселенские соборы… привели к спору о пресловутом «filioque», символа веры
западной церкви. Князь незаметно отступил от принятого направления в беседе…
Различие организационного устройства восточной и
западной церквей ведёт к значительным различиям в отношении к догматике.
Запад не очень боится богословских споров и разномыслия, ибо
западная церковь имеет в лице пап «постоянно действующий» институт, определяющий, что есть истина.
Как западные «нововведения» связаны с «формально-юридическим» централизмом
западной церкви, так восточная «верность преданию» неразрывно связана с «соборностью».
Западная церковь хочет объединять и направлять, она догматична и нетерпима, она проводит русло религиозной жизни, обязательное для всех.
Несправедливо было бы также не признавать великих заслуг
западной церкви в предшествовавшие гонениям века.
В марте 868 года старославянский язык был допущен римским папой (Адрианом II) в качестве четвёртого литургического языка
западной церкви наряду с латынью, греческим и еврейским языком.
Свершилось это заимствование в IV веке, в лоне
западной церкви, – без всякого, сколько-нибудь достоверного исторического основания, зато с полною символическою последовательностью.
Тогда
западная церковь выбрала поклонение скульптуре, а восточная церковь – икону, но это книжные знания.
Сыны
западных церквей лишены этого чистого, нам свято принадлежащего наслаждения.
В наших
западных церквях духовный опыт слишком часто будто зарезервирован для каких-то исключительных людей, словно что-то недостижимое и даже немного опасное.
Есть в этом какая-то чудесная тайна, о которой наши несчастные
западные церкви разучились говорить и в которую часто уже даже не осмеливаются верить.
Многие
западные церкви практикуют рукоположение женщин в пасторы и даже… в епископы..!
Например, экуменические – в том смысле, что воспоминание о 1517 г. в 2017-м способно вернуть единство
западной церкви и преодолеть последствия causa Lutheri.
Но саму эту богословскую традицию
западные церкви (католические и протестантские) при этом даже не столько отвергают, сколько просто не знают, она прошла мимо них.
Видимо, не только
западная церковь оказалась в центре антипатий.
Он и сам уже начинал сожалеть о своём решении, понимая, что уния с
западной церковью приносит одни несчастья и без того исстрадавшемуся народу.
Правда, 1200 лет тому назад между западной и восточной церковью шёл отчаянный спор:
западная церковь полагала, что возраст земли около 4000 лет, а восточная насчитывала возраст значительно больше, в общем же попы в этом споре разошлись между собою немного – на 1525 лет.
Русский богослов поставил перед
западными церквами основополагающие вопросы, на которые мой коллега и хотел дать ответ в своей речи.
Уже в начале XVII века униатские священнослужители стали изменять прежнее восточнохристианское богослужение, вводя разные обычаи, свойственные
западной церкви и не существовавшие в восточной.
Со временем всё явственней приходило осознание того, сколь многим
западная церковь обязана церкви восточной.
Он отрёкся от семьи, стал служителем
западной церкви.
Но чтобы не возбудить против себя православных родителей и не заградить дороги к поступлению православных детей в свои училища, иезуиты часто уверяли, что они вовсе не думают обращать русских в латинство, говорили, что восточная и
западная церковь одинаково святы и равны между собою, что они заботятся только о просвещении.
В ходе дискуссий выясняется, что многие из этих проблем в том, что ортодоксальное православие не прошло реформ, которыми
западная церковь переболела ещё пять веков назад.
Описывая положение
западной церкви, Лортц употребляет ещё более резкое определение – распад!
Около 400 года для
западной церкви вошло в обычай вместо пятниц поститься по субботам, что позднее привело к очередному разногласию с восточным христианством, которое видело в правиле субботнего поста скрытое празднование еврейского шаббата.
Целью францисканцев и доминиканцев стало возвращение
западной церкви на истинный путь с помощью доведения до крайних пределов принципов нестяжания и проповеди среди народа.
Идеала «соборной и обязательной истины» нельзя было достичь при наличии хотя бы минимальной тяги к образованию и культуре, импульсы для которого постоянно подавала уга сшая, но не исчезнувшая бесследно античная цивилизация, особенно по причине того, что она передала
западной церкви в качестве единственного и священного тот самый латинский язык, который открывал доступ к неисчерпаемым пластам античного наследия.
Его отпевает лично глава
западной церкви по католическому обряду…