К ведению
земских органов относились сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам.
Земские органы помогают в мобилизации и медицинском обеспечении армии.
Такое противостояние центральных, губернских и
земских органов не способствовало эффективной помощи крестьянам.
В результате же огромное множество задач так называемой полиции благосостояния, отпав от полиции и перейдя в руки безвластного и несамостоятельного земства, оказалось чуть ли не в худшем положении, чем это было в некоторых местах до реформы, когда эту часть ведали органы правительственные и помещики; тесный же и весьма ограниченный круг задач так называемой полиции безопасности, в самом узком смысле этого слова, остался в руках полиции, снабжённой небывало интенсивной властью и совершенно очищеннойот каких-либо общественных и земских элементов, причём граница между полицией и юстицией, принципиально установленная самим законодательством, была нарушена чрезвычайным расширением судебно-полицейской власти полиции и администрации, дисциплинарная власть полицейских начальников доведена была до высшего пункта, судебная ответственность полиции, как гарантия для граждан, не подверглась никаким изменениям к лучшему, зависимое и безвластное положение общественных и
земских органов сделалось ещё более зависимым и безвластным.
Полиция очутилась обособленной, независимой от администрации, если включить в понятие о последней и
земские органы управления; земство же, хотя в законе сказано, что оно действует самостоятельно в кругу вверенных ему дел, однако этой самостоятельностью не пользуется.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нуллисомия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако новая система земского самоуправления также имела недочёты: наличие
земских органов только на средних административных уровнях (в губернии и в уезде) и отсутствие земских учреждений в центре и в волостях.
Жёсткий контроль за оппозицией, за
земскими органами сразу ослабел.
Вот и сейчас он разбирал лежащие на бюро бумаги, принесённые ему как из опричных, так и из
земских органов центрального государственного управления – приказов.
Готовыми структурами скрытой оппозиции были выборные
земские органы.
Упор при этом делали на самоорганизацию активной части населения, поскольку властные полномочия
земских органов были весьма ограничены.
Утверждалось, что при таких ограничениях всякое свободное и энергичное действие становится невозможным, а
земские органы не могут осуществить того, чего от них обоснованно ожидали.
Вместе с
земскими органами институты городского самоуправления сумели придать воскресному школьному образованию “второе дыхание”.
Одной из её первых мер стало решение комплектовать областную милицию через
земские органы на основе исполнения натуральной повинности.
На территории 51 губернии и области, где проживал 61 млн человек, они не действовали38, а во-вторых, наличие
земских органов само по себе не превращало их в лидеров, способных повести за собой массы.
Другим документом, регулировавшим деятельность
земских органов, было «Соборное уложение о службе» (1556), которое оговаривало «список» служебных обязанностей.
Однако когда дело доходило до конкретизации того, как именно должны быть устроены
земские органы, их точки зрения расходились.
Городские и
земские органы самоуправления вместе с благотворительными обществами и меценатами были создателями таких культурных очагов, как библиотеки открытого типа.
Второй этап первого периода – это время формирования и работы
земских органов общественного управления, введённых царским правительством.
Компетенция
земских органов была обширной: все ветви управления – полицейское, финансовое, судебное – сосредоточивались в их руках.
При этом речь шла о подготовке совместных единовременных обращений
земских органов к власти, прежде всего по проблемам, затрагивающим их непосредственные интересы.
Поэтому тему ответственности
земских органов, как правило, рассматривается в контексте с органами городского общественного управления под общим названием: «ответственность органов местного самоуправления».
Земские органы не были подчинены местной правительственной администрации, но свою деятельность они осуществляли под контролем правительственной бюрократии в лице губернаторов и министра внутренних дел.
Таким образом, государственно-общественное управление педагогическим образованием опиралось на деятельность министерств и ведомств,
земские органы самоуправления, частно-общественную инициативу, имело чёткую иерархическую структуру исполнителей, осуществлявших выработку направлений деятельности, контроль и непосредственное исполнение.
История земского самоуправления, обрисованная славянофилами, приводила к выводу о том, что новые
земские органы должны быть так же отдельны от государственных учреждений.
Недостатки российского земства были очевидны: урезанная структура – отсутствие волостных земств на низшем уровне и общероссийского земского собрания наверху (земство называли «зданием без фундамента и крыши»); решительное преобладание дворянства во всех
земских органах; скудость средств.
Об отношении к данному уровню управления, со стороны местных сообществ, красноречиво говорит факт строительства специальных зданий для организации работы
земских органов.
При этом более 40 тыс. школ принадлежало общественной образовательной системе, содержавшейся за счёт городских и
земских органов самоуправления, благотворительных обществ и частных жертвователей, что позволяет представить достаточно полно реальный вклад общественности в дело народного образования.
Земские органы местного самоуправления с момента своего возникновения большое внимание стали уделять подготовке учителей.
С деятельностью городских и
земских органов самоуправления связан такой значительный шаг вперёд в организации здравоохранения, как введение медицинского страхования, которое позволяло обеспечивать лечебной помощью малообеспеченные и неимущие слои населения.
Реформами 1863–1864 гг. были сокращены функции попечителей учебных округов и инспекторов училищ, часть которых была передана
земским органам, уездным и губернским училищным советам.
Повсеместно были образованы губные и
земские органы самоуправления.
При этом, на первых этапах становления самодержавия, верховная власть не желала видеть крепкую опору в лице
земских органов.
Приняв от приказов общественного призрения всего лишь около сотни богаделен, сиротских домов и других учреждений,
земские органы к концу XIX в. расширили сеть заведений общественного призрения до более 5 тыс. благотворительных учреждений.
Учитывая место и роль
земских органов в общей системе государственного управления, а также их влияние в обществе, правительство вынуждено было так или иначе реагировать на эти ходатайства, обращаться к представителям земских органов при разработке реформ, прежде всего местного самоуправления, а также преобразований в сфере аграрных отношений и налогообложения.
Одной из первых мер властей стало решение восстановить милицию и комплектовать её через
земские органы на основе исполнения натуральной повинности.
Половинчатость реформы, отразившая, по его словам, «компромисс между либеральными идеалами и бюрократическими ограничениями», сказалась и в определении компетенции и властных полномочий
земских органов.
Были созданы
земские органы управления (губернский и уездные), предполагающие всесословное вовлечение населения в вопросы социально-экономического, финансового и культурного развития территорий.
Земские органы самоуправления в научно-исторической литературе описаны достаточно подробно и в подавляющем количестве источников отнесены к органам самоуправления.
На всех этапах обсуждения проекта без изменений оставался приоритет дворянского представительства в
земских органах.
Известно, что воеводское управление приходило на смену
земским органам власти.