Данное методическое пособие раскрывает процесс творческого развития и приобщения к
изобразительной деятельности детей 1—3 лет.
Занятия
изобразительной деятельностью предполагают не только обучение приёмам лепки и рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша.
Рисование – вид
изобразительной деятельности, в которой ребёнок учится различными материалами и приёмами, разными изобразительными средствами изображать окружающий мир, выражать своё отношение к нему.
Таким образом, психотерапевтические отношения опосредованы
изобразительной деятельностью клиента.
При этом глина как средство
изобразительной деятельности и создаваемая из неё продукция становятся также средством взаимодействия между участниками, поддерживающими и отражающими групповую динамику.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: осмол — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но это не означает, что
изобразительная деятельность должна ограничиться только работой с образами, вызывающими повышенный интерес ребёнка.
Появление собственно
изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Таким образом, развитие творческих способностей и овладение навыками
изобразительной деятельности – обеспечивает успех арттерапевтической работы.
Зарождающаяся в рамках предметной деятельности
изобразительная деятельность продолжает развиваться в дошкольном детстве в форме игры.
Игровые аспекты
изобразительной деятельности в группе создают непринуждённую атмосферу, являются источником переживания положительных эмоций, обеспечивают значительные возможности для отреагирования сложных, трудновербализуемых переживаний, выступают фактором положительного подкрепления, необходимого для удерживания участников в группе и повышение их мотивации к совместной работе.
Следует учитывать, что в определённых условиях и при работе с некоторыми клиентами
изобразительная деятельность может не предполагать создание законченных визуальных образов, но, тем не менее, иметь определённый терапевтический результат.
Нередко процесс
изобразительной деятельности помогает психически травмированному ребёнку восстановить чувство собственного достоинства и реализовать более широкий спектр защитно-приспособительных реакций.
В ходе практики арт-терапии клиенты обычно занимаются
изобразительной деятельностью в художественной студии или в кабинете.
Вопрос о возможности сохранения памятников древней
изобразительной деятельности станет лейтмотивом на протяжении всей истории открытия и изучения наскального искусства.
Во многих случаях
изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяя ребёнку восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.
Присутствие рядом психотерапевта в ходе занятий ребёнка
изобразительной деятельностью позволяет раскрыть её коммуникативный потенциал и служит удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений.
Родоначальники детско-подростковой арт-терапии рассматривали
изобразительную деятельность ребёнка в неразрывной связи с развитием его психики и овладением навыками, необходимыми для взаимодействия с окружающими.
Уже древние образцы
изобразительной деятельности свидетельствуют в пользу существования навыков специального приготовления краски.
Во многих случаях
изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации ребёнка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.
Отражены трудности, связанные с оказанием помощи импульсивным детям, а также важность
изобразительной деятельности в развитии их коммуникативных навыков и способности к контролю над сильными чувствами.
Анализируя взаимодействие первичных и вторичных психических процессов в ходе
изобразительной деятельности, Эренцвейг указывает на высокую степень их взаимопроникновения.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца.
Бумага, мелки, карандаши, всё у меня есть, вам надо только собраться и прийти, – как обычно, озабоченность эстетической стороной
изобразительной деятельности является препятствием, поэтому этап колебания я подкрепляю уверенностью.
Для повышения эффективности коррекционных мероприятий необходимо разработать систему занятий, упражнений и специальных приёмов при обучении
изобразительной деятельности детей с нарушениями движений руки, что впоследствии положительно отразится и на их рисовании и на формировании школьных навыков.
Вследствие того, что дети с общим недоразвитием речи обладают низким уровнем развития графической деятельности, то коррекционное обучение детей производилось с опорой на исполнительную сторону
изобразительной деятельности (обучение новым способам и средствам рисования).
Особенностью
изобразительной деятельности в этом возрасте является то, что, когда ребёнок начинает рисовать, он не знает, что у него получится.
Выше уже говорилось о том, что в основании возникновения письменности лежало развитие практики
изобразительной деятельности древних людей.
Рассмотрим особенности процесса
изобразительной деятельности дошкольника в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества.
Детское развитие тесно связано с освоением
изобразительной деятельности.
Особое значение в развитии детского творчества, создании эмоционально благоприятного климата в дошкольном учреждении мы придаём взаимосвязи
изобразительной деятельности с разнообразными видами игр, включённых в педагогический процесс детского сада.
– Техники и приёмы
изобразительной деятельности;
По мнению некоторых специалистов,
изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл.
Занятия
изобразительной деятельностью способствуют не только формированию этой деятельности, но и наиболее успешному овладению письмом в дальнейшем.
Содержание занятий художественного цикла построено в соответствии с принципом внутренней интеграции видов детской
изобразительной деятельности.
Действие этой тенденции обнаруживается ещё в глубокой древности, на первых порах становления
изобразительной деятельности человека и развивается параллельно с искусством «натурального стиля» первобытных охотников…
Для развития детского творчества и овладения
изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).
Значительное развитие получает
изобразительная деятельность.
Показательно, что на самых ранних этапах становления
изобразительной деятельности уже параллельно развивалось и подражательное (фигуративное), и условное (символически обозначающее) её направления.
Как было показано выше, для данного периода характерны инициативы представителей разных профессиональных групп по начальному использованию здоровьесберегающего потенциала
изобразительной деятельности больных на базе психиатрических больниц, реабилитационных отделений, в некоторых случаях также учреждений образования – обычных и специализированных школ, детских домов и интернатов.
На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте
изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.
Вместе с тем не нужно забывать и о ещё одной важной культурной функции
изобразительной деятельности первобытной эпохи – она стала технической основой письменности.
В последнее время
изобразительная деятельность всё больше привлекает к себе внимание специалистов – исследователей особенностей развития дошкольников, как нормально развивающихся, так и имеющих проблемы в развитии.
С другой стороны, психологи отмечают важность эстетического качества продукта
изобразительной деятельности ребёнка, считая его показателем положительной самооценки и позитивного восприятия окружающей его действительности.
В
изобразительной деятельности используется два метода рисования: визуальный метод и метод визирования.
Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатлённую в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать её своими руками через разные формы
изобразительной деятельности.
Главное заключается именно в том, что возникновение
изобразительной деятельности придало культуре умение мыслить образами.
Таким образом, мы видим, что историческая культуросозидательная роль древнейшей
изобразительной деятельности была очень велика.
Учебно-методические и теоретические аспекты опыта
изобразительной деятельности.
Именно тогда
изобразительная деятельность стала превращаться в художественное творчество, т. е. в искусство.
В условиях групповой работы
изобразительная деятельность протекает во многом иначе, чем при индивидуальной работе.