Мерлин выдвинул и научно обосновал теорию
интегральной индивидуальности.
Он понимал структуру
интегральной индивидуальности как синтез свойств организма, свойств индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальности.
Категория
интегральной индивидуальности является одной из активно разрабатываемых в современной отечественной и зарубежной психологии.
Подсистемы
интегральной индивидуальности подчиняются, по предположению, одним и тем же закономерностям…
На основе значительного экспериментального материала он пришёл к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств
интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности; в согласовании одноуровневых свойств – специфические психологические закономерности типа компенсации, синергии, взаимного уравновешивания и т. д..
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: впялиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако, как правило, всё многообразие характеристик человека исследователи рассматривают либо в плоскости двухмерного биосоциального пространства, либо сосредотачиваясь на изучении одного-единственного представителя того или иного уровня
интегральной индивидуальности.
Множественность описания осуществлялась на основе изучения закономерностей подструктур и их «вклада» в целостность
интегральной индивидуальности.
Новое понимание структуры и сущности темперамента заставило нас пересмотреть всю проблему места темперамента в структуре
интегральной индивидуальности человека (Мерлин, 1986).
Во‐вторых, категория субъекта позволяет объединить разрозненные аспекты изучения индивидуальности (темперамента, характера, личности) в единую
интегральную индивидуальность человека.
Эволюционируя в логике научной дисциплины с середины 1950-х годов, решая свои генеральные задачи (изучение свойств человека, определяющих его уникальность и социальную успешность, биологических основ индивидуально-психологических различий, «жёстких звеньев», функционально объединяющих свойства индивида и личности, целостной
интегральной индивидуальности и др.), дифференциальная психофизиология постоянно находила, создавала, прогнозировала и предвосхищала естественно-научные основания для постановки новых и переосмысления «вечных» проблем в смежных дисциплинарных областях – обучения и развития человека, способностей, таланта и одарённости, успешности профессиональной деятельности, успешности социализации и др.
Более общей характеристикой может считаться категория
интегральной индивидуальности.
Принцип развития рассматривался в рамках онтогенеза индивидуальности – изучения структуры
интегральной индивидуальности на разных его этапах.
И это при всём при том, что теория
интегральной индивидуальности, на которой зиждется вся теоретико-экспериментальная работа его, так до сих пор и не была адекватно понята «ведущими» представителями школы, включая и самого лидера (они до сих пор не подозревают, чем занимались в своё время под руководством B.C. Мерлина).
Знание основных свойств
интегральной индивидуальности (в целом) и такой её составляющей как темперамент (в частности) используется в спорте, педагогике, медицине, в политике, бизнесе и в других областях жизнедеятельности человека.
Такая специальная теория индивидуальности, в отличие от общей теории
интегральной индивидуальности, должна, с нашей точки зрения, содержать положения, раскрывающие специфику и закономерности формирования индивидуально-психологических различий под влиянием устойчивых биологических факторов (Мерлин, 1975; Мерлин, 1981; Проблемы интегративного…, 1981).