Истина теперь связана с идеей
исторического прогресса, множественностью, с вечным поиском и с теми, кто выходит на эту тропу охоты.
Но это не умаляет роли духовной культуры в гармоничном развитии личности, что является основным фактором
исторического прогресса человечества.
Таким образом, огородничество лежало в основе
исторического прогресса человечества.
На этом фоне тезис о фундаментальной правоте марксистских схем
исторического прогресса к середине XX в. практически не подвергался сомнению.
Отождествление опыта современности с просвещением и
историческим прогрессом пошатнулось одновременно с поражением европейских революций 1848 года.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бунтовой — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Таким образом, бесконечные циклы сезонов и литургий, астрономии и астрологии уступили место чувству
исторического прогресса, которое стало основой музеологии как науки и музея как института культуры.
А логически партия была непогрешимой потому, что являлась передовым отрядом пролетариата, а пролетариат служил воплощением
исторического прогресса.
Обнищание вписывалось в гегелевскую диалектику при описании логики
исторического прогресса (точнее, естественным образом следовало из этой логики) – трудящиеся через обнищание (отрицание собственности) приходят к новому положению, становясь господами своей жизни и даже истории (отрицание отрицания).
В главе 9 делается попытка ответить на этот вопрос с помощью постколониальной критической теории, которая анализирует глобальную гегемонию западноцентричных концепций развития, позволяющих мерить любые общественные образования по шкале однонаправленного
исторического прогресса.
Чаяния и проблемы героев романа были и вопросами его жизни; и эти герои, и он сам были до конца привержены
историческому прогрессу.
Я склонна считать, что с 1991 года размышления о национальной идентичности безоговорочно сместились от образов
исторического прогресса, демонстрирующих доминирование советского государства в истории, к тому, что можно назвать «воображаемой географией», – географическим и мифическим образам, пропитанным сложным постсоветским восприятием себя и чужих, сочетающим традиции и перемены, этническую принадлежность и мультикультурализм, понятие государства и смысл гражданства.
Не мудрено, что ввиду этого результата
исторического прогресса человечества многие мыслители отчаялись в возможности всякой искренней солидарности групп, признали «борьбу бесконечною», связующую любовь – лживым призраком и эксплуатирование одних личностей другими – вечною необходимостью.
Но почему-то всегда получается так, что сами жители универсального государства неизбежно воспринимают свою страну не как пещеру в мрачной пустыне, а как землю обетованную, как цель
исторического прогресса!
Завершающим моментом формирования идеи историзма в том виде, в каком мы её находим сегодня, стало понятие ускорения
исторического прогресса.
Бегство от мира в сферу сверхчувственного заменяется
историческим прогрессом.
Применительно к методологии формационного подхода переход от феодализма к капитализму рассматривался, безусловно, как шаг
исторического прогресса.
А если экономическое развитие, образование и культура не дают гарантии от такого явления, как нацизм, то в чём же смысл
исторического прогресса?
Государство не было ограничено в своих действиях и никогда не ошибалось, поскольку было носителем высшей истины
исторического прогресса.
Говорить об
историческом прогрессе возможно, только если говорящий знает, куда идёт человечество.
Но в его труде
исторический прогресс отождествляется с укреплением самодержавия.
Перечисленные выше фундаментальные перемены стимулировали инженерные открытия, которые, в свою очередь, ускоряли
исторический прогресс.
Евреи искони веков противились
историческому прогрессу и создали себе в своей ненависти ко всем народам самую странную и самую ограниченную народную жизнь.
Когда этот ранее господствующий субъект освобождается от своей мании величия и перестаёт быть якобы у руля
исторического прогресса, становятся более отчётливо видны иные отношения власти.
Но история народов, дальше других продвинувшихся на пути
исторического прогресса, позволяет более достоверно судить о законах и перспективах развития человечества.
Ход
исторического прогресса неудержим.
Поощрялось изучение крестьянского неповиновения власти лишь в период феодализма и самодержавия, причём любые формы сопротивления рассматривались как формы классовой борьбы и двигатель
исторического прогресса.
Однако для марксистской теории
исторического прогресса неподвижный, подчас застойный, а также непредсказуемый номадизм стал крепким орешком[23].
Это объективно позитивистская, антропоцентристская, индивидуалистская модель понимания
исторического прогресса и общественных отношений.
Движущей силой
исторического прогресса всегда являлось знание.
Он предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении
исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Каждая из формаций образует, по их мнению, последовательные ступени
исторического прогресса, вершиной которого оказывается коммунизм.
Формационная теория позволила систематизировать эти изменения и предложить модель
исторического прогресса.
Конечно, в истории немало найдётся таких эпох, в которые светлые стороны культуры совершенно заслоняются тёмными картинами страданий и несчастий человечества; непрерывный прогресс общества может останавливаться и заменяться более или менее долгими периодами застоя или упадка, но это ещё не даёт права отрицать
исторический прогресс вообще и сомневаться в присущей всякой здоровой нации мудрости и энергии, необходимых для успехов культуры.
Всё сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, в возможности как усовершенствования общества, так и
исторического прогресса вообще.
Информационная функциякультуры – накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы
исторического прогресса.
Привычка оценивать философские идеи в контексте их
исторического прогресса требует установить некую последовательность этических идей на протяжении известного отрезка времени.
Советские историки особенно в раннюю пору выступали горячими приверженцами парадигмы
исторического прогресса, поступательного развития человечества во всех основных направлениях.
Более того, представление об
историческом прогрессе стало определять исходы конфликтов, войн, а также различных культурных и политических разногласий на протяжении всей советской истории [Buck-Morss 2002: 35–39].
Данное стремление позволило партии привести деятельность в соответствие с объективными законами общественного развития, чаяниями и волей народа, прочно ухватить инициативу в движении
исторического прогресса, постоянно консолидировать и укреплять позиции в качестве руководящего ядра.
В конце концов, Запад стал современным за счёт тех, кого он поработил и колонизировал, а затем организовал так называемые универсальные законы
исторического прогресса на основе своего собственного опыта [Williams 1994; Said 1994].
Само понятие
исторического прогресса (в противовес античному пониманию цикличности времени) пришло к нам от христианства.
Надо сказать, что социально-политический оптимизм неокантианства, а также вера в неуклонность
исторического прогресса и неисчерпаемость «запасов» идеальных ценностей в свете трагических событий первой половины XX века несколько «скомпрометировали» данное направление и заметно охладили к нему интерес.
При этом движущей силой
исторического прогресса рассматривалось противоречие в способе производства между постоянно развивающимися производительными силами и производственными отношениями, связанными с формой собственности и остающимися практически неизменными в тех или иных формационных рамках.
Такой формационный, восходящий, классовый, революционный подход к пониманию
исторического прогресса имеет свой смысл, так как материальное производство, производительные силы, способ производства, классовая борьба, социальные революции играют определённую роль в развитии общества, но далеко не единственную, не всегда решающую.
В результате этого картина
исторического прогресса в отношении человека ко времени рассматривалась лишь в связи с совершенствованием измерительных средств– от примитивных клепсидр и солнечных часов древнего мира, огненных хронометров и монашеских чёток средневековья до всё более точных механических часов, от многообразия календарей, обусловленных культурно-историческими традициями, до единого рационального общечеловеческого календаря.
С позиций
исторического прогресса они правы.
Как помочь
историческому прогрессу человечества?
При этом обязательным условием существования и развития любого социума является наличие элиты общества, задача которой, в силу привилегированного положения и наличия у её членов определённого социального досуга, заключается в создании создавать политических и духовных ценностей, которые позволили бы социуму двигаться вперёд по дороге
исторического прогресса, поскольку «…правящая элита – особый социальный слой, субкультура которого включает ценность государственной жизни».
Утверждение свободной воли человека, принципиальная невозможность познать его сущность до конца, противопоставление личности обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, оппозиция человеческой судьбы
историческому прогрессу, примат нравственных оценок над рациональным познанием – вот краткий перечень основных положений этой философии.