Диалектика была низведена до уровня простого метода и лишена как содержания
исторического бытия человека, так и метафизики.
Реализует же свои цели человек в процессе
исторического бытия.
Но как бы что ни менялось, в основе
исторического бытия всякого народа всегда лежит вера – в предназначение, в особую судьбу, в некие высшие ценности и смыслы.
Отрицание самобытности и автохтонности древней русской культуры, а по существу отторжение древнейших корней русского народа и установление границы его
исторического бытия где-то в IX веке н. э. (некоторые снижают эту ограничительную планку до IV–VI в.) было на руку и официальным властям, и представителям церкви.
Поскольку возникновение и
историческое бытие подавляющего большинства народов нашей планеты было связано с многочисленными миграциями, подвижками на новые территории обитания, вызывавшими изменения целого ряда факторов культуры, как у народа-пришельца, так и у коренного населения, то сегодня, изучая этническую историю и культуру своего народа, мы, естественно, изучаем их в процессе исторических трансформаций и взаимовлияний многих племён и народов, в той или иной мере принявших участие в их становлении.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: задраиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Социальная философия решает проблемы, связанные с изучением структуры общества, его природы, детерминант существования, функционирования и развития, а также условий, механизмов и форм его реального
исторического бытия.
Святыня как корень всех ценностей есть непременное условие
исторического бытия великих наций.
Предоставляя исследуемый объект самому себе вне соотнесения с внутренним миром субъекта, научное познание отказывается от постижения целей и смысла
исторического бытия человека, исследует это бытие как безличный и нецеленаправленный процесс природы, где возможна лишь фиксация необходимых причинно-следственных отношений.
Если суммировать некоторые существенные характеристики науки о культуре, то речь идёт о культурологии как о «философии духовности», «философии истории», «философско-историческом наукоучении», учении о «началах
исторического бытия», «культурфилософской теории исторических наук», «фундаментальной культурфилософии».
Но философия истории в состоянии их открыть только потому, что исходит из рассмотрения конкретного
исторического бытия.
Фрагментарность историософских прозрений последнего времени делает настоящую работу ещё более ценной, поскольку опыт национального
исторического бытия с неизбежностью ведёт нас к осознанию необходимости целостно-концептуальных интерпретаций духовных составляющих истории.
Это была область русской истории, рефлексии движущих начал российского
исторического бытия и развития.
Ведь в основе всякого искания законов и всякого социологизма лежит определённая теория
исторического бытия, обычно – отрицание непрерывности развития, признание «повторяющегося» существенным, индивидуального – бессмысленным или случайным.
А это, в свою очередь, требует осознания «собственной тайны
исторического бытия».
При изучении региональных пластов истории историко-генеалогический метод является основой для широкого круга демографических реконструкций, историко-этнографических описаний, становится незаменимым инструментом, дающим возможность исследовать различные уровни
исторического бытия.
Историческая общность –такая типичная устойчивая (устойчиво воспроизводящаяся) форма
исторического бытия человечества, которая обеспечивает его выживание, воспроизведение (существование) и развитие.
Это нечто очень существенное в
историческом бытии человечества, в мире высокой культуры – возможно, уходящем (авторы так не считают), но в любом случае прекрасном.
Свидетельствуя об отсутствии природной тяги к социальному порядку – гаранту
исторического бытия – это утверждает неспособность к государственности в принципе.
Любой более или менее значимый исторический феномен становится познаваемым, если он выделяется как таковой из общего нерасчлененного потока
исторического бытия, фиксируется и маркируется – терминологически, семантически, идеологически и т. д. – в тех или иных текстах, а в конечном счёте – в сознании самих субъектов истории и носителей исторической памяти и рефлексии.
Третий уровень – этническая идеология, под которым понимается осмысление
исторического бытия, а также взгляд на будущее своей этнической группы.
Жизнь в истории и реализация своей государственной воли – занятие совсем не такое сладостное и зачастую сопряжённое с немалыми проблемами и неудобствами, тогда как эвтаназия своего
исторического бытия избавляет от многих проблем.
– Во-первых, она исследует первоначала
исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки.
Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чём заключается специфичность
исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д.
Действительно, те философско-исторические теории и системы, которые рассматривают и ограничивают себя как «общую методологию» исторических наук, всецело определяются первыми двумя из трёх указанных выше задач, именно двумя, а не одною, так как модное, к удивлению понимающих немного историю и философию людей, ещё доныне риккертианство тоже не обходится без высказываний о самой природе
исторического бытия и о стыдливо скрываемом за понятием «системы ценностей» Абсолютном.
Все формы и способы присутствия человека в мире, его трудовая и социальная активность, жизнь науки, искусства, философии,
историческое бытие поколений интерпретировались в качестве универсального процесса человеческой деятельности.
Это – «совершенное время», окончательная зрелость
исторического бытия.
Сколько бы опыт ни вторил, что модели межчеловеческих отношений никак не могут быть экстраполированы на большие культурно-исторические процессы, морализаторский взгляд на
историческое бытие продолжает искажать действительное положение дел: миф (в леви-брюлевсом смысле) по-прежнему господствует над опытом.
Утверждаю пока чисто аксиоматически: если брать за целое известное нам пространство
исторического бытия, то логос как исторически обусловленная доминанта для группы локальных культурных систем оказывается его (пространства) композиционным центром, а становление и утверждение логоцентрических культурно-цивилизационных парадигм – центральной организующей фазой всего исторического процесса.
Внешняя – все те факторы, от климатических и ландшафтных до этногенетических, социальных, экономических и пр., которые образуют видимый, «фенотипический» план
исторического бытия той или иной культурной системы.
Роль канона в процессе
исторического бытия искусства двойственна.
Ибо, если преемственность неизбежна, как горб верблюда, и преодолеть её можно только изнутри, то, значит, не хорошо
историческое бытие, хорош единовременно дух человеческий, носитель правды, познания и роста.
Строгая и неизбежная предопределённость астрологической судьбы в такие моменты
исторического бытия казалась более предпочтительной, чем тяжёлое бремя ответственности, чем даже свобода с её нечёткими и ненадёжными измерениями.
Философия истории XX в. с особой силой поставила проблему коммуникации как сущностной характеристики
исторического бытия и, говоря шире, как основания человеческого существования вообще.
Методология исследования носит комплексный характер и опирается на три фундаментальные стратегии: антропологический трансцендентализм, классическую и постклассическую феноменологию, герменевтику
исторического бытия.
Сакральное таинство для культуры не выходит за рамки
исторического бытия, а является источником перманентной самоинтерпретации.
И это – не требующий устранения недостаток, не искажение, а необходимое условие, при котором сырой материал
исторического бытия только и может обрести понятный и осмысленный образ в нашем духе.
Это последняя ступень, означающая, что земное
историческое бытие, в сущности, уже завершено.
Вторая – тоже имеющая достаточно длительный срок существования (хотя и несоизмеримый с
историческим бытием цикла) – до сих пор не описана, даже не названа.
Актуальность подобной критики науки следует не только из того, что на всех этапах её
исторического бытия параллельно с ней всегда существовали и другие формы гнозиса.
В
историческом бытии субъект мог сильнее или слабее осознавать, переживать осмысливать свою систему ценностей, от этого зависела интенсивность культивирования традиционных или понятных субъекту ценностных отношений.
Сосредоточенное внимание к человеку, устраняемому объективным ходом истории, – человеку частному, странному, забываемому, «маленькому», «лишнему», – как бы его там ни называли; открытие глубинной значимости ситуаций, которые много позже европейские экзистенциалисты – во многом опираясь на русскую литературу – назовут пограничными; художественное постижение экстатически-личностного характера нравственного решения, превышающего всякую нормативную этику; открытие трагического характера
исторического бытия.
Но мы слукавим, если не захотим признать, что вполне земные, грубо материальные обстоятельства
исторического бытия народа в переломные для него эпохи, в свою очередь, формируют или деформируют его душу.
Архетипы включаются в наиболее кризисные периоды
исторического бытия, которые, помимо экономического, политического, охватывают и психологическое как состояние личности.
Литературная имманентность насилия очевидна, её нельзя устранить, это стихия, если угодно, само вещество отражённого литературой
исторического бытия.
Каким бы ни было учение о будущем полном коммунизме, оно давало целевую установку всему общественному организму, делало наше
историческое бытие осмысленным.
Или тогда, когда она погружалась в транс и душа её летала по другим мирам, перелистывая страницы прошлого
исторического бытия и уклада мирской и мифологической жизни.
Но есть исчерпанность наличного
исторического бытия, культуры и жизни, усталость и пресыщенность.
Вымудрены они в нашем отечестве, как говорится, на глазах всего честнόго народа, в своём
историческом бытии вынянчившего великий наш язык мирового значения.
Именно отчасти, ибо нашей скудной памятью, со всеми её инструментариями, и способами к фиксированию, удаётся запечатлеть лишь мельчайшую толику того громадного, необъятного пласта
исторического бытия, который, в своём истинном объёме, лишь подозревается нашим разумом, как очевидно-возможный.
По замыслу вневременников, если охватить реконструкцией всю историю человечества и закольцевать её на саму себя, то можно получить чистое
историческое бытие, в котором можно жить вечно, проникаясь бездонным бытийным смыслом.