Древнейшие
космогонические мифы индоарьев сохранились в ведах и восходят к представлениям о мироздании, сложившимся у индоевропейцев.
Рассмотрим и проведём сравнительный анализ
космогонических мифов народов мира.
Наверное, ни одна другая мифология не может предложить столько вариантов
космогонических мифов и такого количества богов-созидателей.
Неоднократно высказывалось даже суждение, что перед нами – славянский
космогонический миф, облечённый внешне в православную форму, как её представляли простые люди.
Поскольку человек является последним звеном в цепи творения,
космогонические мифы включают в себя также и антропогонические мифы, рассказывающие о сотворении человека.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сургучик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наиболее распространены
космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении, мифы об основании городов.
Древние представляли мир как некое триединое начало, как мы увидим позже, разбирая
космогонические мифы.
Здесь
космогонические мифы рассматриваются с точки зрения одной из граней, в аспекте отражения макрокосмических проявлений в человеке – микрокосмосе.
Ядром любой мифологической системы является группа
космогонических мифов, повествующих о космогонии, то есть происхождении всего космоса.
Если подобное объяснение действительно правомерно, то
космогонические мифы приоткрывают для нас волшебную замочную скважину, сквозь которую мы можем уловить отблески подлинного мира, который существовал давным-давно.
Сюжет в
космогонических мифах развивается в направлении от внешнего и далёкого к внутреннему и близкому: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от стихий к конкретным предметам.
Почему же надо «согласовывать» с наукой именно
космогонический миф евреев, а не мифы их соседей – египтян и вавилонян, не говоря уже о всех прочих народах?
В индийских
космогонических мифах явственней и ярче, чем в каких-либо других, формируется первоначальная форма логического мышления, уводящая человеческий ум от конкретного к абстрактному и направляющая его к выявлению скрытых от непосредственного наблюдения связей между человеком и миром, в котором он живёт, и стоящими за этим миром могущественными силами.
Таким образом, в
космогонических мифах становление мира рассматривается как результат введения, с одной стороны, бинарных оппозиций (небо – земля), а с другой – градуальных серий, основанных на убывании или возрастании, например растения – животные – люди.
Столкнувшись с лурианским
космогоническим мифом, современный человек не удержится от вопроса: «Как такое возможно?» События настолько невероятные и бездоказательные мы отбрасываем как вопиющую заведомую ложь.
Едва ли автор рассчитывал «обратить в свою веру» церковных христиан; в то же время он мог надеяться на большее понимание со стороны собратьев-гностиков, излагая им известный
космогонический миф в своём, более «истинном» варианте.
В поздних
космогонических мифах всё явственнее ощущаются не только мощь индийской природы, её необычайное разнообразие, но и напряжённость духовных и религиозных исканий, пронизанных неотделимым от них духом восточной мудрости.
История – прежде всего рефлексия общества, а потому будет существовать, пока существует само общество, неважно, в форме
космогонического мифа или же компьютерной игры «про фашистов» (что, кстати, не так уж далеко друг от друга).
Здесь мы имеем дело с самым ядром универсального
космогонического мифа.
Некоторые наиболее общие
космогонические мифы, вероятно, восходят к периоду палеолита.
По всем данным, эта сказка является новеллистической переработкой
космогонического мифа о первой женщине.
Космогонические мифы обычно принадлежат к числу наиболее древних.
Здесь мы неизбежно должны перейти к онтологии и вступить в область
космогонических мифов.
Почему мы углубились в истоки древнего
космогонического мифа, задумав поговорить о медиа?
Путь солнца по небосводу, от которого зависит существование человека и окружающей его природы, представляет собой главный сюжет
космогонического мифа древних славян, как его можно реставрировать по различным материалам (изображения на вышивках, прялках, посуде, фольклор и т. д.).
Основной
космогонический миф может меняться, заменяться, уходить из наличного оборота, но его исходные принципы сказываются и на облике заместителя, и на вырастающем на его основе общем построении, которое в опосредованной форме продолжает развитие в заданных им направлениях, как и в преобладающих подходах – поэтому следствия могут многое рассказать об исходном толчке.
В египетском
космогоническом мифе прослеживается простая очевидная истина: природа даже из навоза может сделать золото.
У них почти нет
космогонических мифов: мир для них существовал всегда и никто его не создавал.
Водная стихия в
космогонических мифах является первоосновой мира [Климов, 1990: 236; Конаков, 1996: 7–8], представляет собой состояние первичного хаоса, что близко к пониманию демонического мира.
Если мы уделим внимание
космогоническим мифам, то откроем четыре стихии мироздания: воздух – земля, вода – огонь.
Важнейшую роль в том, что человек осознал себя творцом культуры, сыграло в эпоху мезолита появление
космогонических мифов, которые позднее, в эпоху неолита и бронзового века, стали основой грандиозных поэм, где в мифопоэтической – образной форме повествовалось о мироздании как о едином целом, включающем в себя три мира, три главных поколения богов и три поколения людей.
К
космогоническим мифам примыкают эсхатологические мифы, – рассказы, пророчества о конце мира.
Так, среди
космогонических мифов выделяются, по крайней мере, несколько их вариантов.
В основе «Пополь-Вух» лежат древние майяские
космогонические мифы, многочисленные мифические сказания и исторические предания киче, их смутные реминисценции о долгих миграциях, столкновениях с другими индейскими народами и внутренних раздорах, генеалогические списки знатных родов, пророческие и другие тексты.
Космогонические мифы ставят вопросы о том, что было, когда ничего не было, и через что всё стало быть?
Но своё название она получила ещё у истоков работы над темой, что явилось следствием органического и самоочевидного единства той картины мира, которую поэт создал как личный
космогонический миф, придав лирическому субъекту статус демиурга или культурного героя.
Вопрос о происхождении мира был поставлен на заре человеческой истории, но уже тогда космологические представления человека и
космогонические мифы охватывали синхронический и диахронический аспекты.
Космогонические мифы объясняют возникновение обрядов и традиций, которые и надо считать изначальным, но сакрализованным (обожествлённым) законом.
– Это очень интересная идея, она согласуется с
космогоническими мифами практически всех народов.
Знал бы я его хуже – непременно решил бы, что приложенный к посланию текст не перевод вовсе, а компиляция
космогонических мифов, древних и современных, составленная с известной долей ехидства.
Вам будет понятнее, если я расскажу вам несколько
космогонических мифов.
Отделение света от тьмы (дня от ночи) равнозначно отделению космоса от хаоса и является одним дз основных мотивов
космогонических мифов.
Воплощая
космогонический миф, совокупляющиеся люди приобщались к священному: прославляли мудрое мироустройство, чувствовали связь с предками и высшими существами, увеличивали плодородие племенных стад и полей.
Как он мастерит башмаки из поношенных остатков, так он сшивает в своих сказках разнородные кусочки
космогонических мифов.
Исследователь, анализируя
космогонические мифы, приходит к выводу о наличии у всех финно-угорских и самодийских народов мифологического образа творца мира в виде утки.
Мы можем назвать наиболее характерные
космогонические мифы, отражающие локальные различия, но, тем не менее, сохраняющие общий идейный каркас их построения.
Многообразие и схожесть сюжетов
космогонических мифов поражают: яйцо, вода, охотничьи принадлежности, зарождение животного мира из глины и земли или скорлупы первояйца.
Воинственные арии с их патриархатом, конечно, нуждались в принципиально ином варианте
космогонического мифа.
Впрочем, есть общая черта, не только объединяющая индийские
космогонические мифы, но и сближающая их с мифами о создании мира, бытовавшими у других народов: творению предшествовал хаос.
В первоначальных вариантах
космогонических мифов этот первопредок выступал ещё не в виде единого, а в виде единственного, единичного.