Прежде под субъектом понималось
метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего тех, которые существуют объективно реально (Лекторский, 2010).
Данная проблема соотносится с тематикой психологического здоровья (Психологическое здоровье личности…, 2014), которое анализируется с позиции
метафизических оснований психологического знания, обретая статус духовно-нравственного здоровья.
Например, они заявляют, что словарный запас кашинава не сочетается с современными технологиями и что отказ от технологий во имя благополучия кашинава не стоит того. <…> Прагматисты надеются, не имея
метафизических оснований верить, что будущая всемирная история человечества будет представлять западных социал-демократов XX века в наилучшем свете.
Ввиду важности для последующего исследования, здесь необходимо дать краткий аналитический обзор проблемы ценностей как феноменального проявления заглублённых
метафизических оснований культуры, метафизики духа народов.
От глубины и полновесности проявления и осмысления
метафизических оснований процессуальности, степени комплексности теоретического их освоения зависит полнота их реализации и масштаб воздействия на культуру в целом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: скабиоза — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Разнообразие и различия концепций процессуальности определяется разнообразием
метафизических оснований культур и мировоззрений.
Причём, как отмечено, собственно характер
метафизических оснований интерпретации может быть различным – спектр интерпретаций от предельных типов полного покоя – до перманентного движения.
Накапливаемые факты, приобретаемые знания о социуме, если они отлучены от
метафизических оснований бытия и мироистолкования и целиком пребывают во власти позитивистских установок, искажают картину социальной реальности.
Во всяком случае, мы должны судить об этом по многочисленным возражениям, которым подвергается каждое метафизическое доказательство, отнюдь не столь незначительным, как может показаться тем, кто считает их опровергнутыми, и не лишённым тайного влияния даже на самых решительных защитников этого доказательства, – а также по природе
метафизического основания знания, которое неизбежно оставляет сердце холодным, Это одна из главных причин постоянно растущего безразличия ко всякой религии вообще, – истинной религии, которую не могут без оснований отвергнуть не только мыслящие головы нашего века, но и всё без исключения, и которая стала особенно модной среди благородного сброда в той же пропорции, в какой начала подниматься репутация мыслящей головы.
Всякая концепция процессуальности (в том числе концепция развития) выступает как культурно укоренённая парадигма, произрастающая на древе
метафизических оснований мировоззренческого поиска той или иной культуры, осмысления её бытия, созидания и конструирования бытия в процессе человеческой деятельности как таковой.
Данное утверждение относится как к культурной оболочке, так и к
метафизическим основаниям культурной деятельности, к метафизике, под которой нужно понимать дискурсивный поиск оснований бытия мира и человека посредством мысленного выхода за пределы всякого сущего.
Соответственно, в рамках одной культуры (и даже национальной культуры) могут воспроизводиться различные
метафизические основания и мировоззрения различных социальных групп (включая смыслы, характер процессуальности и времени, ценности), отличных как по численности носителей, так и по мощности воздействия на культуру в целом, на социальную динамику и управление ею в тот или иной период времени.
Не изменилась и природа взаимосвязи мировоззрения с социально-групповой и культурно-исторической принадлежностью, которые, как и прежде, формируют
метафизические основания духовности и мировоззрение человека, его версии великих смыслов, его ценностные ориентации и жизненные цели.
От содержания
метафизических оснований, характера их освоенности и осмысленности, глубины и полноты теоретического понимания и практической реализации напрямую зависит степень конкурентоспособности и конкурентный потенциал каждой культуры и цивилизации.
Пока необходима и достаточна собственно констатация того, что основанием духовного (идеального) комплекса каждой культуры, всех мировоззренческих систем и духовности в целом являются
метафизические основания «кристаллической решётки» культуры (субкультуры) (§ 9) и некоторое дискурсивное доказательство органичности (непротиворечивости) данного тезиса для материалистической философии (§ 12–14).
Причём, «временная модальность», включающая в себя оценки и ценности, уже высвечивает
метафизические основания – потребности, интересы, мотивации опосредованы метафизическими интерпретациями процессуальности.
Она могла бы быть вразумляющим примером нынешнему мыслителю в постижении связи между свободой и истиной, между уважением к праву и утверждением
метафизических оснований человеческого, в том числе и общественного бытия, – связи личной свободы с «родимой обителью», почвой, традицией и культурной преемственностью.
Указанные две тенденции в развёртывании содержания феномена идеологии определили два направления исследований пространства идеологии: с одной стороны, прояснение предельных философских,
метафизических оснований коллективного сознания и идеологии, с другой стороны – разработку новых методов управления коллективным сознанием и поведением индивидов.
Более того, последний может рассматриваться в качестве
метафизического основания первого.
Влияние гиперфизических и
метафизических оснований познания религии достаточно очевидно в той огромной путанице, которая преобладает среди концепций обеих сторон относительно отношений морали к религии.
Условия более строгого доказательства были более близкими, и замечание о том, что согласие между характеристиками теологического понятия разума было способно к самому строгому доказательству, завершило
метафизическое основание знания, для которого все материалы имелись уже в греческой философии и благодаря которому человек считал себя настолько же выше всякой веры в религию, насколько он считал себя обязанным по гиперфизическому отречься от всякого знания.
Теперь его племя навечно было отделено от других племён двойной и обоюдоколючей проволокой: с одной стороны, иудеи получали
метафизическое основание смотреть на других с превосходством, с другой стороны, другие получали основание смотреть на них с подозрением и опаской.
Примечательно, что оба оппонента в конечном счёте склоняются к признанию, что их позиции определяются только фактом веры, т.е. не рациональным мировоззрением, что служит лишним подтверждением неосознанности
метафизических оснований представленных «концепций», а следовательно, и невозможности философского обсуждения интересующих проблем в рамках данного обсуждения.
Предельным
метафизическим основанием для такого фундаментального переворота в нравственном сознании человечества служит то, что по существу прямо направлено против всякого «закона» и о чём поётся в пасхальном тропаре православной церкви «смертью смерть поправ».
Субъектная проблематика находилась в «андеграунде» отечественной психологии советского периода не только потому, что она обнажает – через конфликтность и противоречивость теоретических построений – вопрос о
метафизических основаниях психологических исследований (ответ на который был давно дан в трудах основоположников отечественной психологической науки).
Иерархия ценностей корректируется в каждой конкретной ситуации выбора и может быть различна, однако есть основания полагать, что и доминанты ситуативного выбора могут быть заложены в
метафизические основания культуры.
Однако начиная с середины XX века глубинные
метафизические основания культур шире и масштабнее проявляют свою сущность, становясь в теории и на практике определяющей силой организационно-управленческой деятельности человека в планетарном масштабе, причиной и условием планетарной прагматики.