Самой покладистой
моральной категорией является так называемая совесть.
Для них ведение здорового образа жизни всё более становится
моральной категорией, элементом политики хелсизма [Гольман, 2014].
Хотя я знаю, что в английской политике
моральные категории неприемлемы – но мы, русские, такие.
Ведь между любыми мнениями, версиями, идеями, идеологиями и даже ценностями и
моральными категориями лежат пути и дороги как к их обобщению, так и к их полюсам.
Свои очень устойчивые каноны предъявляла к политическому и историографическому дискурсу античная риторика, в топосах которой конденсировались традиционные
моральные категории и идеологические представления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: двудушник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Историческое развитие
моральных категорий представляет собой сложную и многогранную карту, на которой пересекаются философские идеи, религиозные учения и культурные практики.
Справедливость в исламе – это больше, чем просто
моральная категория.
Это, конечно, чисто
моральная категория.
Co временем mos и mores утратили значение права и перешли в разряд
моральных категорий.
Дело в том, что
моральные категории чужды рыночной экономике, и на это есть все основания: рыночная экономика – это не что иное, как механизм аллокации, который должен вести к экономически эффективному и оптимальному распределению ограниченных ресурсов.
Современный спорт, в котором происходят процессы дифференциации и поляризации целевых функций, в свою очередь, содействует дифференциации и поляризации
моральных категорий спорта.
Так, система любительского футбола, которая связана просто с задачей времяпровождения, содействует возникновению таких моральных норм, которые отрицают
моральные категории: «интересы команды», жёсткость, «зуб за зуб» и коммерческое отношение, но, тем не менее, обеспечивают средства для существования и интеграции этой системы.
Влияние
моральных категорий и влияние зарплаты. «Символы» предприятия, бренды, образ предприятия.
Здесь фиксируется существование правовых и
моральных категорий универсального рода, единых в своём статусе для всех людей.
Действительно, люди часто оценивают право и правовые явления с точки зрения
моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, религиозных канонов, правящей идеологии.
Обязанности остались в рядах
моральных категорий, если брать понятие, что право – норма, закреплённая в законе.
Индивидуальная этика ближе к определению
моральных категорий, затрагивает личное отношение человека к поступкам, которые тоже всегда индивидуальны, в т. ч., и в группе, поэтому центр этического учения находится в общественной этике.
Но если мы обработаем окрестности дерева фосгеном (что бесчеловечно даже в мысленном эксперименте, хотя во время войны
моральные категории и не исчезают, но многое допускается), то всё равно остаётся механическая часть звука, воспринимаемая окружением – почвой, соседними деревьями, камнями и прочим якобы неживым материалом.
Так, серьёзно обсуждаются вопросы о не абсолютности нынешних
моральных категорий и общепринятых вечных ценностей, о том, что это всего лишь условности культуры, а не явления объективной реальности.
При экстраполяции таких суждений можно заключить то, что многие страхи и предрассудки уйдут в небытие, а их место займут новые
моральные категории, отдельные проявления которых нами пока воспринимаются в негативном свете и даже категорично осуждаются.
Этот парадокс подчёркивает пределы наших способностей к концептуализации реальности, если мы ограничиваемся исключительно
моральными категориями и атрибутами.
Не менее важным аспектом понимания
моральных категорий является вопрос о мотиве.
Первый этап нашего исследования касается древних цивилизаций, где
моральные категории формировались под воздействием религиозных и мифологических представлений.
Таким образом,
моральные категории принимали форму заповедей, предписанных высшими силами, и их нарушение влекло за собой не только социальные последствия, но и, в первую очередь, духовные наказания.
В современном мире
моральные категории продолжают эволюционировать, сталкиваясь с новыми вызовами и вопросами.
Русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над историей, т. е. применять к истории
моральные категории, взятые из личной жизни.
– Не существует
моральных категорий… Но он всё-таки мужик… Когда-то делал вид, что в меня влюблён… Дарил цветы…
С тех самых пор, ещё до зарождения настоящей морали, все первые, самые основные
моральные категории оказываются связаны с коллективом, с отношениями между людьми, а не, скажем, с полным брюхом или ясной погодой.
Наказания давно никто не боится – всегда можно откупиться, а
моральные категории здесь не в почёте.
В конце концов совесть – это весьма относительная
моральная категория, и она столь же малоприменима к космонавигации и высоким технологиям, как и поэтические метафоры, о которых недавно рассуждал наш предводитель и почти что бог.
К боевой машине неприменимы обычные
моральные категории.
Если в стране нет твёрдой власти, если исчезает страх перед законом, все
моральные категории уже просто не работают.
И у таких уже исчезла вера в существование любых общих принципов и законов, исчезло доверие к человеку, они уже не в состоянии различить истину и ложь, да и, собственно, извечные
моральные категории подверглись тотальной ревизии.
Жизнь против смерти, любовь против ненависти… и сила против силы, потому что сила не имеет
моральных категорий.
К числу
моральных категорий, определяющих поступки человека, прежде всего относятся такие, как «добро», «зло», «совесть», «долг», «достоинство», «честь», «счастье», «смысл жизни».
Про
моральные категории проекта я уже и не говорю.
Дела всё-таки обстояли не столь печально, «шептуны» ничего плохого своим носителям не желали, просто у них вообще отсутствовали
моральные категории, для них не существовало ничего, кроме целесообразности.
Землетрясения, природные катастрофы и эпидемии неподвластны
моральным категориям и не являются следствием проступков либо безбожия человека, а имеют объяснение с геологический, биологический или медицинский точки зрения.
Если насчёт объективности
моральных категорий ведутся и внерелигиозные споры, то как насчёт такого вопроса: может ли бог (если он существует) отменить или изменить таблицу умножения?
Поэтому вполне обоснованно можно утверждать, что нет абстрактных, оторванных от реальности, т.е. трансцендентальных
моральных категорий – все они связаны с бытием и имеют (или имели когда-либо) строго практическое значение.
Таким образом, история развития
моральных категорий – это не просто хронология философских идей; это непрерывный процесс, переплетающийся с историей человечества.
Альтруизм становится
моральной категорией, только если мы утверждаем, что человек долженследовать «альтруистическим» побуждениям.
Нельзя не отметить, что эти
моральные категории являются весьма относительными, поскольку, например, причинения вреда противнику не может не быть добром для одной из сторон, а благие дела часто «ведут в ад».