В случае
ненадёжной привязанности ребёнок будет или постоянно цепляться за родителя, не будучи уверенным в себе, или, наоборот, будет эмоционально отдалён от него.
В результате опыта складывается надёжная или один из видов
ненадёжной привязанности.
Разные авторы выделяют разные виды
ненадёжной привязанности.
Человек, который вырос в условиях
ненадёжной привязанности, по жизни меньше рискует, он более осторожен из-за общей неуверенности.
Дочери с
ненадёжной привязанностью обычно имеют сложности с контролем эмоций, демонстрируют неадаптивное поведение, склонность к тревожности и депрессии, отличаются слабым психическим и физическим здоровьем.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пикноз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все три типа
ненадёжной привязанности можно рассматривать как оборонительные стратегии, выработанные в детстве, чтобы защититься и ослабить стресс от взаимодействия с матерью.
Ненадёжная привязанность по-разному сказывается на поведении ребёнка, его мозге и способности к саморегуляции.
В противном случае развивается «
ненадёжная привязанность», которая, в свою очередь, делится на избегающую (если мать постоянно игнорирует подаваемые ребёнком сигналы), амбивалентную (при эмоциональных качелях: равнодушие – повышенное внимание) и «дезорганизованную» (результат физического насилия и полного пренебрежения).
Ещё у одной трети детей наблюдается так называемая
ненадёжная привязанность к первичному опекуну.
Это связано в первую очередь с их способностью развивать надёжную привязанность, которая помогает обеспечивает альтернативу в случае с
ненадёжной привязанностью к матери.
В большинстве случаев эта
ненадёжная привязанность проявлялась как видимое безразличие детей, как будто уход матери вовсе не имел для них никакого значения.
Другое выражение
ненадёжной привязанности состоит из того, что мы более традиционно относили к неуверенным моделям поведения, таким как навязчивость, потребность в одобрении и постоянном желании более тесного контакта.
Будучи ребёнком с
ненадёжной привязанностью, вы могли часто испытывать чувство безысходности, отвергая значимого взрослого или став замкнутым маленьким взрослым.
Второй из трёх типов
ненадёжной привязанности – амбивалентная привязанность.
Если вы даёте урок, но при этом опекаете настолько сильно, что этот урок они никогда не извлекут, вы добьётесь лишь сформированной
ненадёжной привязанности.
Если в детстве у вас сложилась
ненадёжная привязанность, вы не понимаете, что значит нести ответственность за чувства.
Для представителей одной из трёх групп
ненадёжной привязанности характерна жёсткость, нестабильность или то и другое сразу.
Исследования свидетельствуют о том, что примерно одна треть детей переживает
ненадёжную привязанность, что, как правило, передаётся из поколения в поколение.
Существует мнение, что дети с
ненадёжной привязанностью в первые годы жизни относительно податливы к изменениям.
Последнее справедливо потому, что реакция на стресс у людей с
ненадёжной привязанностью менее здоровая.
Последний вид
ненадёжной привязанности – дезорганизованная привязанность – является наиболее тревожным для развития ребёнка.
Однако около трети детей с
ненадёжной привязанностью, или приблизительно 12 % от общего числа детей, вели себя противоположным образом.
Если они оказываются в незнакомой обстановке, что особенно тяжело для них,
ненадёжная привязанность сыграет самую неблагоприятную роль.
Вы сможете понять, что оказались в таком положении не по своей вине, а из-за
ненадёжной привязанности, появившейся ещё в детстве.
Возлагать ответственность за нашу
ненадёжную привязанность на мать не означает признать то, что она плохая или даже безучастная.
Многих людей с
ненадёжной привязанностью выручает эмоциональный интеллект, который берёт верх над ситуацией.
Уже в раннем возрасте дети с
ненадёжной привязанностью учатся избегать травмирующих переживаний, когда понимают, что родители почти не интересуются ими, не хотят узнать глубже и понять, что чувствуют дети.
Что же касается
ненадёжной привязанности и прочих понятий в этой книге, вам нужно лишь признать, что они существуют и у них есть причина.
Ненадёжная привязанность, которая затрагивает около 40 % населения, является фактором риска для последующего развития стабильных отношений.
Когда вы поймёте, как боитесь
ненадёжной привязанности и как на вас влияет психологическая модель взаимоотношений, вы сможете действовать иначе и понять, что стоит за вашим выбором.
И дали им общее название – «
ненадёжная привязанность», в отличие от «надёжной», «уверенной».
В ответ на стресс в организме человека происходит повышение уровня гормона кортизола, и дети с
ненадёжной привязанностью находятся в неблагоприятном положении по причине того, что этого гормона у них вырабатывается слишком много.
Напротив, в целом ряде работ говорится о том, что различные формы
ненадёжной привязанности могут быть связаны с эмоциональной ригидностью, трудностями в социальном взаимодействии, нарушениями внимания, неспособностью понять, чего хотят окружающие люди, и риском в условиях стрессовых ситуаций.
Ненадёжная привязанность необязательно приведёт к нарушениям в дальнейшем, но может привести к проблемам с контролем поведения, склонности к приступам ярости и сложности в отношениях с ровесниками в дошкольном возрасте и позже.
Исследования показали, что надёжная привязанность к отцу (или иному второстепенному опекуну) будет самым важным фактором в компенсации (или преодолении) детьми
ненадёжной привязанности к матери.
Многие из нас, детей с
ненадёжной привязанностью, не создают семьи до конца жизни или довольствуются отношениями, не приносящими удовлетворения, постоянно задаются вопросом, правильно ли поступили, страдают от уверенности, что выбора нет.
Ненадёжная привязанность – не отвечает потребностям ребёнка в безопасности, спокойствии и понимании.
Был описан целый ряд «стилей»
ненадёжной привязанности.
Ненадёжная привязанность работает как часы: вместо бабочек в животе, получите-распишитесь тревожное расстройство.
Примерно у половины нынешних взрослых людей (учёные называют цифру 45 %) в детстве была «
ненадёжная привязанность» с родителями.
Я отчётливо видела: боязнь
ненадёжной привязанности отражается как на личной, так и на профессиональной сфере.
Например, при сформированной
ненадёжной привязанности делить свою тревогу в отношениях на десять и не вешать свои проекции на другого ничем не повинного человека, ища в нём всепонимающую и всепринимающую маменьку, которая никогда не оставит.
Все негативное, что получает ребенок в раннем детстве – отсутствие адекватной реакции на свои потребности, психологические травмы,
ненадежную привязанность, – сопровождается стрессом и в полной мере проявляется потом в подростковом возрасте.
При постоянном присутствии рядом мы можем получить и
ненадёжную привязанность, и цепляющегося ребёнка, и полный набор сопутствующих «радостей».
Дети с первым типом
ненадёжной привязанности (избегающая привязанность) обычно становятся взрослыми людьми, которым трудно наладить связь не только с окружающими, но и с собственным внутренним миром.
В результате эксперимента был сделан вывод, что дети с надёжной привязанностью будут уважать себя и свои потребности, в то время как дети с
ненадёжной привязанностью будут обладать низкой самооценкой, потому что у них сложилось негативное представление о самом себе.
Другие виды
ненадёжной привязанности (избегающий и амбивалентный) приводят к формированию организованных моделей поведения, позволяющих ребёнку ориентироваться в окружающем мире.
Ко второй группе детей с
ненадёжной привязанностью относятся малыши с так называемой амбивалентной (тревожной) привязанностью.
Первая группа детей с
ненадёжной привязанностью при наблюдении в эксперименте «Незнакомая ситуация» демонстрирует избегающую привязанность.
Успешные отношения «родитель – ребёнок», возможно, лучше всего показаны в сравнении с детьми с
ненадёжной привязанностью при помощи теста «Незнакомая ситуация».