Сегодня существует множество
определений культуры и ни одно нельзя считать исчерпывающим.
Современная научная литература даёт огромное количество
определений культуры.
Работник не хочет выполнять правила.
Определение культуры безопасности есть. Культуры нет. Статистика несчастных случаев застыла.
В то же время современное
определение культуры отбросило былую аристократичность.
Общая совокупность такого освоенного поведения в данное время в данном месте служит в качестве рабочего
определения культуры.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мильрейс — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наряду с этим смысл слова культура крайне широк, точного и устоявшегося
определения культуры пока не существует.
Но все
определения культуры практически едины в одном – это всё, созданное человеком, сотворённый человеком мир.
Простейшее
определение культуры – это то, что неестественно, то, что взращено человеком искусственно.
С позиций развиваемого нами варианта системного подхода можно дать следующее
определение культуре: культура данного сообщества – это структура, представленная набором элементов (систем), сгруппированных в единицы, которые символизируют пути достижения коллективных результатов в данном сообществе на данном этапе его развития.
Также нельзя говорить о том, что именно является
определением культуры «Хуавэй», так как оно расплывчато.
По символическому
определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.
Понятие «культура» широко используется в различных областях общественных и естественных наук, однако
определения культуры сильно разнятся, в наиболее известных из них насчитывается одна-две сотни определений.
Пятую группу составили структурные
определения культуры, делающие акцент на структурной организации культуры.
Поэтому современные авторы, классифицирующие
определения культуры, как правило, лишь расширяют их список.
Несколько особняком в этом множестве стоят функциональные
определения культуры, характеризующие её через функции, выполняемые ею в обществе, а также рассматривают единство и взаимосвязь этих функций.
Однозначного
определения культуры и цивилизации, как уже было сказано, не существует в силу того, что различные исследователи вкладывают в эти термины разный смысл.
Однако дать
определение культуры оказывается не так-то просто.
Учитывая логико-методологические принципы введения понятий, при определении понятия «культура» прежде всего важно на основе содержательного анализа учесть, зафиксировать и дифференцировать в определённой системе понятий все те разнообразные явления, которые выделяются в различных
определениях культуры.
Это обстоятельство отражено в культурологической литературе наличием сотен
определений культуры.
Справедливости ради заметим, что обилие
определений культуры имеет и определённые объективные основания.
Понятие культуры познания ребенка-дошкольника, исходя из общего
определения культуры познания как качества познавательной деятельности и качества личности: единство сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания; познавательные потребности и мотивы, личностные смыслы, эмоциональное отношение и способность личности к произвольному управлению процессом познания.
В заключение предложу
определение культуры в собственной редакции.
Многообразие
определений культуры нас тем более не должно огорчать, поскольку за ним кроется разнообразие самой культуры.
Известны следующие виды
определений культуры: предметно-ценностный («совокупность материальных и духовных ценностей»); деятельностный («способ человеческой деятельности»); личностно-атрибутивный (то, что отличает человека от животного; специфический способ мышления и чувствования, поведения); общественно-атрибутивный (социальное наследование, внегенетический способ передачи информации); информационно-знаковый («знаковая система»); системообразующий («совокупность организационных форм и методов»).
При обзоре всей традиции
определения культуры, при всём многообразии вариантов, можно выделить три основные парадигмы изучения культуры: антропологическую, аксиологическую, знаково-символическую.
Общепринятым в отечественной культурологии считалось
определение культуры как внебиологически выработанного и передаваемого способа всякой человеческой деятельности [Маркарян, 1969].
В синтетическом
определении культура рассматривается как процесс и результат человеческой деятельности, связанной с выработкой и почитанием особо значимых и ценных для общества идеалов.
Придумано множество философских
определений культуры и ни одно из них не является содержательным.
Ничего не напоминает из современных
определений культуры производства, которые приведены в предыдущей главе?
Суммируя приведённые
определения культуры речи, следует сказать, что настоящая культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и доступной, и осмысленной, и самобытной, и эмоциональной, и экспрессивной (выразительной).
Все имеющиеся
определения культуры на сегодня (а их несколько сотен) описательны и объяснительны, а потому объёмны и громоздки.
Нормативный и поведенческий аспект кладут в основу
определения культуры многие авторы, и именно этот аспект имеет особо важное значение для теории межкультурной коммуникации.
Приведём несколько
определений культуры в русле философского подхода.
Раз возникнув, такого рода
определения культуры сразу уходят не в науку, а в прошлое, в историю мнений.
Очевидно, что приведённое в качестве примера одно из множества возможных уточнений культурных универсалий, существенно трансформирует повторяемое как заклинание во всех учебниках культурологии
определение культуры в абстрактно-этическом значении «культивирования», что при утрате нравственно-этических критериев легко может быть переосмыслено в значении технологических изменений без всякого следа не только сакральной составляющей, но, вообще говоря, любой системы ценностей.
Наиболее полное
определение культуры может возникнуть лишь на уровне осмысления её сущности, но не отдельных её выявлений.
В межкультурной коммуникации важно не столько то, какому из существующих
определений культуры отдать предпочтение, сколько понимание того, что даёт знание культуры участникам межкультурного общения, оказывающимся в роли интерпретаторов культуры.
Покажем схему построения системы определений на примере
определения культуры.
Отсюда
определение культуры крайне сложно, почти невозможно, потому что она есть все и везде.
Однако ему не удалось предложить адекватное
определение культуры, дать общую, целостную характеристику данного важнейшего феномена общественной жизни людей, чётко выявить общее, генеральное предназначение культуры, выполняемые данным феноменом многочисленные важные жизненные функции в процессах самоорганизации этой жизни.
Что касается собственно
определений культуры, то в настоящее время мы сталкиваемся с их большим разнообразием.
Поэтому имеют право на существование
определения культуры, связанные с понятием «информация».
И ещё недоброжелатели со злорадством припоминают, что количество
определений культуры уже перевалило за тысячу, что л.
Наконец, в-пятых, в рассмотренном
определении культуры не подчёркивается активная роль человека, его состояние как свободной творческой личности.
Поскольку, как уже не раз отмечалось выше, существует едва обозримое число
определений культуры.
Существует много
определений культуры.
Речь не идёт, конечно, о том, что приведённые и подобные им
определения культуры никуда не годятся.
Как правило,
определения культуры обусловлены той картиной мира и господствующей в данный конкретный исторический период системой ценностей, в контексте которых концептуализируется данное понятие.
Если исходить из ценностного
определения культуры и её связи с общезначимым идеалом, то, очевидно, что институционализированные социокультурные ценности, в конечном итоге выражают смыслы, отражающие требования этого идеала.
Специалисты по культурной антропологии в течение последних 25 лет постепенно перешли от атомистического
определения культуры, при котором она рассматривалась как более или менее случайный набор характерных черт, к другому, делающему акцент на структуре и форме.